эксперименты

Тюремные лаборатории: какие жестокие научные эксперименты проводили над заключенными?

Один из таких «опытов» помог понять, что кислоты помогают избавиться от прыщей
Matthew Ansley/Unsplash
Matthew Ansley/Unsplash

На протяжении всей истории заключенные принимали участие в научных, медицинских и социальных экспериментах. Многие из таких исследований носили эксплуатационный и бесчеловечный характер. Подобные прецеденты прошлого сегодня лежат в основе законов, защищающих людей от различного рода злоупотреблений. Рассказываем о незаконных научных экспериментах в тюрьмах, а также о том, как они повлияли на морально-этические нормы современности.

«Отряд 731»

В середине 30-х годов XX века в Японии был сформирован «Отряд 731», одной из задач которого стало изучение возможностей человеческого организма: военные хотели понять, как тело реагирует на жару, холод и давление. На первый взгляд эта цель может показаться благородной, но есть одно «но» — членам отряда разрешили применять любые, даже самые бесчеловечные методы.

Основной комплекс зданий отряда находился не в Японии, а на оккупированных территориях Китая, в Маньчжурии. Туда отправляли партизан, политических заключенных и обычных преступников. С испытуемыми обращались страшно: у них не было имен (каждому присваивали трехзначный номер), а сотрудники и вовсе называли жертв «бревнами», так как официально на территориях «Отряда 731» находилась лесопилка. При этом результаты «исследований» публиковались в международных научных изданиях, но с одной поправкой: все эксперименты якобы ставились на обезьянах, а не на людях.

Заключенным вводили бактерии чумы и тифа, для изучения венерических заболеваний их принуждали заниматься сексом, а для того, чтобы узнать, передастся ли ЗППП ребенку от матери, инфицированных женщин насильно оплодотворяли. Кроме того, заключенных использовали для испытания оружия, например, взрывали бомбы на разном расстоянии от человека, чтобы определить наиболее смертельную дистанцию. В результате бесчеловечных опытов были получены знания о многих особенностях человеческого организма, в том числе подробный гайд о том, как тело ведет себя при отрицательных температурах.

К сожалению, практически никто из причастных к зверским экспериментам не понес наказания. Так случилось из-за того, что американцы после окончания Второй мировой войны предоставили иммунитет всему руководству лагеря, чтобы сохранить в тайне детали военной программы Японии и не дать СССР заполучить новые данные. Например, командир «Отряда 731» Сиро Исии дожил до глубокой старости и путешествовал с лекциями по США.

Проект «МК-Ультра»

В разгар холодной войны американское правительство было уверено, что страны-противники (СССР, Китай и КНДР) нашли способ контролировать разум агентов США. В ответ на это ЦРУ создало секретный проект MKUltra, главной целью которого было изучение и поиск новых способов манипулирования человеческим сознанием с помощью наркотиков и других психотропных веществ, а также гипноза и различных видов аудиовизуальных манипуляций. Спецслужбы хотели понять, можно ли превратить ничего не подозревающего человека в послушную куклу, которая будет выполнять все команды «хозяина», услышав кодовое слово.

В качестве подопытных использовали заключенных-добровольцев (им нередко обещали сократить срок за сотрудничество) и пациентов психиатрических клиник. Исследователи накачивали испытуемых наркотиками (в основном использовали ЛСД) и наблюдали за изменениями в их поведении и восприятии. Кроме того, заключенным вживляли электроды в различные части мозга, вводили инъекции урана, погружали в длительный сон с помощью седативных препаратов и продолжительной психологической изоляции. Из-за этого участники экспериментов начинали страдать от панических атак, ночных кошмаров и постоянных галлюцинаций.

В результате в рамках проекта удалось добиться раздвоения личности у некоторых подопытных: известно о двух молодых девушек-участницах, которые переключались из обычного состояния в управляемое, если слышали или читали кодовое слово. Кроме того, у исследователей получилось сделать так, чтобы они забывали о том, что делали под гипнозом, даже если это была стрельба.

Существование проекта «МК-Ультра» долгое время оставалось тайной: на фоне политического кризиса, возникшего в результате Уотергейтского скандала, ЦРУ решило уничтожить всю документацию, относящуюся к проекту. Однако следы злоупотреблений все же удалось найти: в 1975 году началось расследование незаконной деятельности Центрального разведывательного управления, в котором также рассматривались опыты «МК-Ультра». Итогом процесса стало принятие в 1976 году исполнительного указа президента Джеральда Форда «О разведывательной деятельности», который запрещал «эксперименты с наркотиками на людях, кроме как с информированного согласия в письменной форме и при свидетелях с незаинтересованной стороной каждого такого человека». Однако ведущих ученых проекта так и не наказали: психиатр Дональд Кэмерон умер до начала суда, а химик Сидни Готлиб вышел на пенсию в 1973 году и провел счастливую старость в окружении семьи.

Эксперименты в тюрьме Холмсбург

В период с 1951 по 1974 год на территории тюрьмы Холмсбург в американском штате Пенсильвания проводились жестокие эксперименты над заключенными. Все началось с того, что среди узников произошла вспышка дермофитии стопы. Для решения проблемы пригласили выдающегося дерматолога Альберта Монтгомери Клигмана, однако вместо того, чтобы начать бороться с проблемой, ученый пришел к выводу, что контролируемая тюремная среда идеально подходит для клинических экспериментов. Врач признавался, что видел перед собой только «акры кожи» для исследований и тюрьму, которая должна была стать его личной лабораторией.

В качестве эксперимента Клигман стал вводить подопытным радиоактивные изотопы, чтобы понять, как это скажется на их состоянии (в те годы большинство исследователей были заинтересованы в потенциале радиации для медицины). Так, они получали инъекции диоксина — известного канцерогена, который приводит к кожным дефектам и может провоцировать различные врожденные заболевания у будущих детей. Кроме того, Клигман наносил на кожу заключенных сильные кислоты и другие раздражители, чтобы проверить, как на это отреагирует организм. Ученый хотел быстрых результатов, поэтому вводил им дозы, превышающие рекомендованные в 468 раз. В результате на руках и ногах «пациентов» появлялись активные и болезненные волдыри.

Также доктор проводил опыты с витамином А, также известным как ретиноевая кислота. Хотя европейские исследования показали, что вещество сильно повреждает кожу, Клигмана это не остановило. Ученый был уверен, что кислоту можно приспособить для борьбы с прыщами, и оказался прав. Препарат на основе витамина А запустили в производство: продукты с этим компонентом и сегодня пользуются популярностью у косметологов. Однако способ получения этих знаний вызывает серьезные этические вопросы.

Как ограничивают эксперименты на людях сейчас?

Первый документ об этико-правовых принципах проведения медико-биологических исследований на людях появился после окончания Второй мировой войны, в 1947 году. Так называемый Нюрнбергский кодекс предписывал, что лицо, вовлеченное в эксперимент, должно обязательно давать на это осознанное согласие. Другими словами, добиваться участия человека в опыте с помощью насилия, обмана и манипуляций недопустимо. Кроме того, кодекс предписывает, что эксперименты на людях допустимы только в тех случаях, когда перед учеными стоит цель, которой невозможно достичь другими способами, например, с помощью лабораторных животных. И, конечно, никакие эксперименты недопустимы, если существует априорный повод полагать, что подопытный умрет.

Однако даже в странах антигитлеровской коалиции документ долгое время подвергался цензуре и не публиковался целиком. Например, в России его полный текст был обнародован только в 1993 году. И, к сожалению, это не случайно — правительство и научное сообщество не хотели сталкиваться с ограничениями по привлечению людей к исследованиям.

Тем не менее случаи насилия в ходе биомедицинских экспериментов во второй половине XX века и несоблюдение правил, установленных Нюрнбергским кодексом, привели к широкому общественному резонансу, заставив правительства по всему миру серьезнее отнестись к этому вопросу. Некоторые страны и вовсе отказались от привлечения заключенных к клиническим исследованиям, так как они находятся в контролируемой среде и их согласие нельзя назвать полностью добровольным. А для того, чтобы минимизировать шанс несправедливого вовлечения в исследования обычных людей, каждый такой эксперимент получает оценку биоэтических комиссий и комитетов.