Пух-душегуб и людоед Бэмби: как и почему киногиганты теряют права на своих персонажей
В начале 2024 года компания Disney лишилась авторских прав на ранние изображения Микки и Минни Маус. Теперь персонажи находятся в свободном доступе, и их можно использовать как угодно. Несколько лет назад аналогичная ситуация произошла с Винни-Пухом и Бэмби. Разбираемся, как устроено западное авторское право, почему компании теряют права на персонажей и что уже из этого вышло (спойлер: пока ничего хорошего).
Как устроено авторское право в США?
В США авторское право действует на протяжении 70 лет после смерти создателя. Однако, если объект авторского права был сделан на заказ, то эксклюзивное владение увеличивается до 120 лет после создания или 95 лет после публикации (в зависимости от того, какой из двух вариантов вступит в силу раньше).
У закона есть несколько обновлений. Например, все работы, опубликованные до 1923 года, находятся в общественном достоянии. Однако из-за разных поправок в закон и нюансов, существуют работы, опубликованные в середине XX века, но уже перешедшие в разряд общественного достояния.
1 января каждого года истекает срок авторских прав на ряд произведений. После этого любой человек может распространять, демонстрировать и использовать объект без получения разрешения правообладателя.
Какие персонажи стали общественным достоянием?
Ежегодно десятки книг, фильмов и музыкальных произведений теряют эксклюзивные права. Однако, например, книги Эрнеста Хемингуэя или немые фильмы с Гретой Гарбо не так сильно интересуют общественность. Чего не скажешь про персонажей поп-культуры, изображения которых можно использовать в принтах, атрибутике и другой продукции, а следовательно, — успешно монетизировать.
Так, в январе 2023 года авторские права потеряли Винни-Пух и другие герои книги Алана Милна. Теперь любой человек может использовать образ медведя в своем творчестве, так как оригинальные иллюстрации к книге, нарисованные Эрнестом Шепардом, были выпущены в первом издании. Однако Disney сохранил за собой право на созданных по книгам мультипликационных персонажей. Мультики про медведя за все время принесли компании более $80 млрд.
В том же 2022-м авторские права истекли на Бэмби — герой книги Феликса Зальтена стал общественным достоянием в США. Но Disney также сохранил за собой права на мультипликационный образ.
В январе 2024 года истекли авторские права у ранней версии Микки и Минни Маус (черно-белое изображение из мультика 1928 года «Пароход Вилли»). Теперь короткометражку можно показывать и перепродавать, а сам образ Микки и Минни — использовать в собственных произведениях. Персонажи мышат ежегодно приносят Disney миллиарды долларов, поэтому в компании позаботились о том, чтобы по истечению срока, персонажи все равно были защищены и приносили прибыль. Так Walt Disney в 2007 году превратила короткометражку с Микки в свой логотип и защитила торговой маркой. Изображение мышонка все также можно использовать, но нужно четко указывать на разницу между своим продуктом и творением Disney.
Всем известные герои Marvel — Человек-паук, Железный человек, Черная вдова и другие — совсем скоро тоже могут стать общественным достоянием. Однако Disney через суд пытается доказать, что персонажи были созданы по заказу студии, а значит права принадлежат ей, а не художникам. Однако чем закончится это разбирательство, пока не ясно.
Что стало с героями, которые перестали охраняться авторским правом?
В 2022 году, сразу после того, как Винни-Пух стал общественным состоянием, режиссер Рис Фрейк-Уотерфилд заявил, что миролюбивый медведь станет героем его нового фильма ужасов. Так появился слэшер «Винни-Пух: кровь и мед», который вышел в 2023-м.
По сюжету картины Кристофер Робин в детстве дружил с антропоморфными животными, но повзрослев, забыл про них. Существа оголодали, съели ослика Иа и начали мстить людям. Фильм не понравился примерно никому: кино обругали за издевательство над детским персонажем, а любители слэшера назвали сюжет примитивным. Несмотря на это, режиссер всего за год снял вторую часть фильма, которая выйдет в мировой прокат уже на следующей неделе.
С Бэмби режиссер Рис Фрейк-Уотерфилд решил обойтись похожим образом, сняв об олененке треш-хоррор. По его версии, Бэмби — жуткое кровожадное существо, питающееся людьми. Фильм должен выйти осенью 2024 года.
В январе 2024 года еще один режиссер последовал примеру коллеги и решил снять слэшер о Микки Маусе. Джейми Бейли взял за основу именно короткометражку «Пароход Вилли». По сюжету хоррора «Ловушка Микки Мауса» девушка застревает в свой день рождения в зале игровых автоматов. Друзья хотят сделать ей сюрприз, но неожиданно планам мешает убийца в маске Микки Мауса — он устраивает игру на выживание. Кино выйдет весной 2024-го.
Пока все примеры адаптации классических персонажей — это низкобюджетные треш-истории «категории Б». Однако, возможно, скоро мы увидим по-настоящему интересные переосмысления всеми любимых героев.