MUBI/YouTube
MUBI/YouTube
кино

Созерцательная драма об уборщике туалетов: почему стоит посмотреть «Идеальные дни» Вима Вендерса

Рассказываем о самом размеренном и медитативном фильме прошлого года

1 февраля в российских кинотеатрах вышел новый фильм Вима Вендерса «Идеальные дни». Размеренная драма о жизни токийского уборщика общественных туалетов получила приз за лучшую мужскую роль в Каннах и попала в шорт-лист номинантов на «Оскар». Объясняем, почему лента культового немецкого режиссера заслуживает не только всевозможных наград, но и вашего внимания.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 1 февраля
Страны производства: Япония, Германия
Режиссер: Вим Вендерс
Авторы сценария: Такума Такасаки, Вим Вендерс
В ролях: Кодзи Якусё, Аой Ямада, Токио Эмото, Ариса Накано и др.
Жанр: драма
Продолжительность: 2 часа 3 минуты

О чем «Идеальные дни»

Главный герой картины — возрастной одинокий японец по имени Хираяма (Кодзи Якусё) — работает уборщиком общественных туалетов в Токио. Его жизнь циклична и лишена каких-либо устремлений: ежедневно Хираяма просыпается затемно, чистит зубы, бреется, бережно поливает ростки кленов, покупает в ближайшем автомате холодный кофе и отправляется на работу. В стареньком синем фургончике мужчина любуется видами города и слушает классику рока — от Лу Рида и Патти Смит до Вана Моррисона и Rolling Stones.

По приезде одетый в синюю униформу с надписью The Tokyo Toilet Хираяма принимается скрупулезно отмывать уличные санузлы при помощи усовершенствованных им же инструментов. Также у него есть инфантильный коллега Такаши, который относится к работе с меньшим трепетом и при первой возможности сбегает на свидание к потенциальной девушке. Когда смена заканчивается (примерно в середине дня), молчаливый уборщик отправляется в парк, где фотографирует деревья на ретро-Olympus и обедает сэндвичами.

Вопреки ожиданиям, никакого сюжетного поворота «Идеальные дни» не предполагают. Однообразные, но отнюдь не скучные для героя будни единожды прерываются случайной игрой в крестики-нолики с незнакомцем (он находит в туалете бумажку с незаконченным раундом и делает свой ход), а позднее появлением сбежавшей от родителей племянницы. С ней Хираяма проводит полный приятных эмоций день, отличающийся от других разве что наличием юной спутницы и, наконец, редкими диалогами.

MUBI/YouTube
MUBI/YouTube

Чем примечательна медитативная картина

На протяжении большей части фильма Вендерс показывает, как устроена жизнь (на первый взгляд) одинокого маленького человека. Помимо быта и работы, мы наблюдаем за походами Хираямы в баню «Сэнто» и отдыхом в любимом маленькое кафе, а перед сном узнаем о его прочих культурных предпочтениях. Кроме утреннего музыкального ритуала с кассетами, мужчина читает Фолкнера, Ая Коду и Патрицию Хайсмит. А похожие друг на друга фотографии деревьев отбирает и раскладывает по железным, помеченным датами, боксам.

Несмотря на как таковое отсутствие ярких событий (вынесем за скобки приезд любознательной родственницы и игру в крестики-нолики), Хираяма предстает перед зрителями не только немногословным отшельником, но и человеком, способным находить интерес в обыденных вещах (будь то наблюдение за очередным спором в баре или мимолетные переглядки с невоспитанными клиентами общественного туалета). Лишенный чувства злости уборщик, которого в местной забегаловке справедливо называют «интеллектуалом», кажется, понял истинный смысл своего существования.

Неразговорчивый созерцатель увлеченно отдраивает туалеты, но делает это, по всей видимости, из-за искренней любви к чистоте, порядку и людям вокруг. И хоть Вендерс не дает никакой информации о прошлом героя, из разговора с обеспеченной сестрой можно сделать вывод, что он когда-то жил иначе (либо может в одночасье изменить свою жизнь). Однако Хираяма осознанно выбирает аскетичный путь, в котором, по-видимому, и заключается его внутренняя свобода.

MUBI/YouTube
MUBI/YouTube

Стоит ли смотреть «Идеальные дни»

Картина «Идеальные дни» органично вписывается в фильмографию современного немецкого классика. Здесь, как и в «Алисе в городах» или «Париж, Техас», есть элементы роуд-муви (правда, в рамках одного города). И подобно все той же «Алисе» или «Съемкам в Палермо» режиссер уделяет достаточно времени искусству фотографии и запечатлению важных моментов. Впрочем, Хираяма в значительной степени отличается от других героев Вендерса тем, что не пытается искать смысл жизни. Его счастье заключается не в этом, и уж тем более не в достижении целей.

Вместо привычных 16:9 фильм снят в формате 4:3: такое решение, намеренно сужающее экранное пространство, эффектнее передает «вертикальность» Токио. Вендерс играет с цветами и привычно расставляет акценты на архитектуре города, создавая практически совершенные кадры. Визуал картины — эскапистский, местами отстраненный и крайне размеренный — рифмуется с образом жизни Хираямы. Может быть, кого-то такой темп вгонит в сон, но засыпать в кино мы точно не советуем — хотя бы ради великолепной концовки. О которой мы, конечно же, ничего вам не расскажем.

Никита Прунков