кино

От «Талантливого мистера Рипли» до «Фаворитки»: 7 фильмов для тех, кому понравился «Солтберн»

В подборку также попали итальянская драма взросления, историческая черная комедия и жутковатый психологический триллер
SearchlightPictures/YouTube
SearchlightPictures/YouTube

Последний месяц в сети активно обсуждают фильм Эмиральд Феннел «Солтберн» — историю про студента Оксфордского университета, который хочет стать частью аристократического мира. В то время как критики находят в картине бесконечные отсылки к другим культовым произведениям, пользователи снимают реакции на провокационные сцены из ленты. Сегодня мы решили вспомнить семь других фильмов, так или иначе перекликающихся с сюжетом или идеями «Солтберна». Спойлер: некоторые из них куда занимательнее работы Феннел.

«Теорема», Пьер Паоло Пазолини (1968)

Картина итальянского классика Пьера Паоло Пазолини рассказывает историю зажиточной итальянской семьи, чей жизненный уклад нарушает симпатичный безымянный гость. Поочередно производя впечатление на каждого из ее членов, — от хозяина Паоло до горничной — молодой человек меняет судьбы жителей миланского дома, а затем неожиданно исчезает.

Как и Оливер Квик (Барри Кеоган) из «Солтберна», загадочный гость из картины Пазолини в исполнении Теренса Стампа обладает навыками соблазнения и вступает в близкие отношения со всеми членами семьи. Однако, в отличие от Квика, «посетитель» из «Теоремы» не пытается их заместить или стать частью буржуазного семейства. Немногословная притча о соблазне, пропитанная в том числе социальными и религиозными рассуждениями, в свое время подверглась аресту из-за якобы непристойности. Тем не менее по итогам процесса судья вынес уникальный вердикт.

«Талантливый мистер Рипли», Энтони Мингелла (1999)

В центре сюжета фильма, основанного на одноименном романе Патриции Хайсмит, находится молодой небогатый парень по имени Том Рипли (Мэтт Дэймон). Однажды он знакомится с влиятельным американским бизнесменом, который поручает молодому человеку съездить в Италию, чтобы вернуть на родину своего сына, нещадно просаживающего отцовские деньги в Европе. Познакомившись с самим Дики (Джуд Лоу) и его девушкой Мардж (Гвинет Пэлтроу), Рипли чувствует вкус беззаботной жизни, а затем решает занять место «золотого мальчика».

На протяжении почти всего фильма зритель не может понять мотивов фальсификатора и обманщика: в один момент мы видим искренний интерес Тома к Дики, затем одержимость, а после и вовсе — ненависть. «Солтберн», ставший своего рода зумерской версией «Рипли», исследует все те же вопросы классовой ненависти, но при этом не отличается сюжетной элегантностью и рассказывает довольно вторичную историю волка в овечьей шкуре. Именно поэтому главный референс Эмиральд Феннел заслуживает не меньше внимания.

«Жестокие игры», Роджер Камбл (1999)

Драма, снятая по мотивам французского романа XVIII века «Опасные связи», представляет собой вольный пересказ истории Шодерло де Лакло в современных декорациях. По сюжету Себастьян Вальмонт (Райан Филлип) и его сводная сестра Кэтрин Мертей (Сара Мишель Геллар) — типичные представители золотой молодежи — решают поспорить, удастся ли ловеласу соблазнить убежденную девственницу и дочь директора колледжа Аннет Хэнгроув (Риз Уизерспун). В случае, если циничный Себастьян сможет это сделать, Кэтрин отдастся ему. Если наоборот — сводная сестра заберет Jaguar парня.

Культовый молодежный триллер с трагическим финалом также стал источником вдохновения для Эмиральд Феннел, о чем она открыто заявляла в интервью. Здесь, как и в «Солтберне», мы наблюдаем за жестокими манипуляциями со стороны героев и безнаказанным разрушительным поведением. Несмотря на смешанные отзывы критиков и даже номинацию на премию Stinkers Bad Movie Awards как худший ремейк, «Жесткие игры» — это ладно сделанная тин-драма с отличным кастом и вполне интригующим сюжетом.

«Убийство священного оленя», Йоргос Лантимос (2017)

По сюжету картины греческого режиссера в жизни успешного кардиохирурга Стивена (Колин Фаррелл) появляется подросток по имени Мартин (Барри Кеоган) — сын пациента, умершего на его операционном столе несколько лет назад. В какой-то момент примерный семьянин, поначалу желавший загладить вину, устает от назойливого юноши. Тогда с его родными начинают происходить странности, которые приведут Стивена к сложному выбору.

На случай, если вы познакомились и очаровались Барри Кеоганом только после просмотра «Солтберна», то роль инфернального парнишки в тревожной картине Лантимоса, вероятно, тоже вас впечатлит. Тем более, что атмосфера психологического триллера, помещенная в рамки абсурдного мира автора, заслуживает внимания безотносительно сравнений с работой Феннел.

«Назови меня своим именем», Лука Гуаданьино (2017)

Картина Луки Гуаданьино неторопливо повествует о летних каникулах интеллигентного начитанного юноши Элио (Тимоти Шаламе), которые он проводит на итальянской вилле вместе со своими родителями — папой-профессором (Майкл Стулбарг) и мамой-переводчицей (Амира Казар). В один день наскучившие 17-летнему подростку купания и прогулки с симпатичной подругой Марцией прерывает появление молодого аспиранта Оливера. Его пригласил отец Элио, чтобы помочь с академическими документами.

Завязка «Солтберна» местами напоминает «Назови меня своим именем», а герои Элорди и Кеогана переиначивают некоторые сцены из предшественника, делая их неподдельно мерзкими. Стоит отметить, что лента Гуаданьино, которую тоже критиковали за чрезмерную откровенность, не пыталась шокировать зрителей и все же концентрировалась на темах поиска себя и отношений с семьей.

«Фаворитка», Йоргос Лантимос (2019)

Еще одна картина Лантимоса в нашей подборке переносит зрителей в начало XVIII века — во времена войны между Англией и Францией. В эпоху правления болезненной Анны Стюарт страной фактически руководит ее фаворитка — герцогиня Сара Мальборо. Тем временем у Сары появляется конкурентка в лице бедной, но не глупой кузины Эбигейл (ее семья обеднела и она приехала во дворец ради любой работы): начав с кухни, а затем став служанкой, девушка планирует вернуться к аристократической жизни.

Историческая лента, в которой комедия и трагедия нашли идеальный баланс, получила 10 заслуженных номинаций на «Оскар» (правда, единственную награду забрала лишь Оливия Колман в номинации «Лучшая актриса»). Помимо безупречного сеттинга и захватывающих интриг, «Фаворитка», подобно «Солтберну», поднимает тему одержимости властью и показывает, насколько деструктивными могут последствия ее завоевания.

«Треугольник печали», Рубен Эстлунд (2022)

В трагикомедии Эстлунда центром происходящих событий становится роскошный круизный лайнер, на котором собралась пара успешных моделей, русский бизнесмен, британские производители оружия и IT-специалист (капитан судна при этом — запойный марксист в исполнении Вуди Харрельсона). Путешествие идет не по плану, когда корабль начинает идти ко дну.

Остросоциальный сатирический проект, получивший «Золотую пальмовую ветвь», одновременно высмеивает богатство и бедность, нетерпимость и новую этику, от чего кажется не только безумно забавным, но и крайне злободневным. С «Солтберном» его роднит не так много: разве что прямолинейная трактовка лозунга eat the rich («ешь богатых»). Впрочем, поклонникам работы Феннел «Треугольник» вполне может «зайти».