Гроб, водка и семейные ценности: о чем фильм «Конец славы»
В прокат вышел российский фильм «Конец славы» с Павлом Деревянко в главной роли. Кино рассказывает об избалованном скандальном актере, который «поймал звезду» и потерял всех близких, деньги и карьеру. Мы подробнее рассказываем о фильме, а заодно разбираемся, как режиссеру картины Марюсу Вайсбергу каждый раз удается снимать «фильмы категории Б», которые хорошо зарабатывают в прокате.
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.
Дата премьеры: 1 февраля
Страна производства: Россия
Режиссер: Марюс Вайсберг
Авторы сценария: Сергей Нотариус, Максим Пешков
В ролях: Павел Деревянко, Сергей Чирков, Дарья Урсуляк, Екатерина Климова, Наталья Хорохорина, Ольга Воронина, Максим Лагашкин, Александр Ильин, Ян Цапник, Семен Арзуманов и др.
Жанр: комедия
Продолжительность: 1 час 35 минут
Чем вообще известен Марюс Вайсберг?
Режиссер Марюс Вайсберг прославился в 2008 году фильмом «Гитлер капут!», в котором снялись Тимати, Анна Семенович, Ксения Собчак и Павел Деревянко. Кино изобиловало гэгами и шутками ниже пояса, нелепыми сюжетными поворотами — как будто все анекдоты про Штирлица решили экранизировать одновременно. Хотя если пересматривать этот фильм сейчас, можно насладиться отборным кринжем: где еще в 2024 году увидишь Ксению Собчак в ночнушке и с картофелем во рту (разве что на «голой» вечеринке)?
Следующий проект Вайсберга — серия фильмов «Любовь в большом городе» (2009-2013) с Верой Брежневой, Алексеем Чадовым и Владимиром Зеленским. Эта франшиза стала пародией (или переосмыслением) американского сериала «Секс в большом городе». Впрочем, первая часть трилогии вышла достаточно милой (относительно другого творчества режиссера) и трогательной, с вкраплениями узнаваемой музыки («Мумий тролль», Сергей Шнуров) и цитатами из популярного тогда Comedy Club.
Дальше Вайсберг, вероятно, заскучал и решил, что пора вернуться к трэшевому китчу: в 2012-м вышел «Ржевский против Наполеона» — снова с Павлом Деревянко и Владимиром Зеленским в главных ролях. Режиссер пошел по проторенной дорожке и снял киноленту в духе «Гитлер Капут!». Так зритель увидел натуральное шапито, немного программу «Окна» и «Маски-шоу» и абсолютную вакханалию в сеттинге XIX века.
Следующим «вырвиглазным» проектом стала трилогия «Бабушка легкого поведения» (2017-2021) с Александром Реввой, переодетым в кудрявую пенсионерку. В этих фильмах Вайсберг напрямую цитировал легендарные «Тутси» и в «Джазе только девушки», но добавив туда «туалетный» юмор, который в сочетании с примитивными сценарием и актерской игрой далеко ушел от прототипов.
Удивительно, но при всей низкосортности фильмов, картины Вайсберга из раза в раз имели прекрасные прокатные сборы: так, «Гитлер капут!» при бюджете в $3 млн заработал $11 млн, «Любовь в большой городе» при бюджете в $3,4 млн — $11 млн, «Ржевский против Наполеона» при бюджете в $8,5 млн — $10 млн, «Бабушка легкого поведения» при бюджете в $600 тыс. — $6 млн. По всей видимости, зрителей неизменно притягивал внушительный каст и хороший маркетинг.
О чем фильм «Конец славы»?
В центре сюжета — российская суперзвезда кино Слава Агеев (Павел Деревянко). Он снялся в огромном количестве блокбастеров с карикатурными названиями — «Война не мир», «Кровавый барин» и «Нестыковка» — и стал известным на всю страну. Слава «ловит звезду» и начинает вести себя по хамски, буянит и много пьет: грубит ассистентке Маше (Дарья Урсуляк), агенту (Сергей Чирков), актерам на съемочной площадке, бывшей жене и сыну.
Такое хамское поведение в какой-то момент надоедает всем: Славу вырезают из кино, на него подает в суд рекламная компания, а знакомые не хотят общаться. Актер остается ни с чем — из-за огромных долгов приходится продать дом, а на новые роли никто не зовет. Слава начинает еще больше пить и замыкается в себе.
На помощь актеру решает прийти его агент и предлагает перезапустить карьеру, но для этого нужен громкий инфоповод. В голову приходит отличный вариант: сымитировать смерть Славы, похоронить его со всеми почестями, а после — откопать и сказать общественности, что актер всего лишь впал в летаргический сон. Слава решает, что идея отличная, соглашается на такой камбэк и отправляется в гроб с бутылкой водки.
Каким этот фильм получился?
В «Конце славы» играют сплошь известные актеры: в камео появляются Артем Дзюба, Александр Ревва, Филипп Киркоров, Гусейн Гасанов и другие звезды. Половина кино — это яркие загулы героя Деревянко, его ругань с другими персонажами, шутки (от достаточно забавных до «Я играл проктолога в фильме “Черная дыра”». Вторая часть — непосредственно инцидент со смертью и похоронами, где Слава через погребение переосмысляет себя и свою жизнь.
Однако переоценка ценностей героя Деревянко выглядит плоско и примитивно: Славу помещают в экстраординарные обстоятельства, в которых он за 16 часов превращается из законченного морального урода в хорошего человека. Насколько убедительно такое резкое и не до конца логичное перевоплощение — вопрос риторический.
В общем и целом «Конец славы» смотреть достаточно забавно, но не из-за юмора или неожиданных сюжетных поворотов, а из-за узнаваемых актеров, отсылок (например, Вайсберг внезапно цитирует «Рабу любви» Никиты Михалкова) и саундтрека — в кино звучит «Светлая музыка» группы Bad Balance. Похабных или шокирующих сцен, как это было в других картинах Вайсберга, в «Конце славы» нет, особенного китча тоже незаметно. Поэтому в сухом остатке кино становится проходным нравоучительным фильмом о важности семьи в жизни каждого.