кино

Гроб, водка и семейные ценности: о чем фильм «Конец славы»

Герой Деревянко пытается вернуть былую известность и оказывается в могиле
Кадр из фильма «Конец славы»
Кадр из фильма «Конец славы»

В прокат вышел российский фильм «Конец славы» с Павлом Деревянко в главной роли. Кино рассказывает об избалованном скандальном актере, который «поймал звезду» и потерял всех близких, деньги и карьеру. Мы подробнее рассказываем о фильме, а заодно разбираемся, как режиссеру картины Марюсу Вайсбергу каждый раз удается снимать «фильмы категории Б», которые хорошо зарабатывают в прокате.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 1 февраля
Страна производства: Россия
Режиссер: Марюс Вайсберг
Авторы сценария: Сергей Нотариус, Максим Пешков
В ролях: Павел Деревянко, Сергей Чирков, Дарья Урсуляк, Екатерина Климова, Наталья Хорохорина, Ольга Воронина, Максим Лагашкин, Александр Ильин, Ян Цапник, Семен Арзуманов и др.
Жанр: комедия
Продолжительность: 1 час 35 минут

Чем вообще известен Марюс Вайсберг?

Режиссер Марюс Вайсберг прославился в 2008 году фильмом «Гитлер капут!», в котором снялись Тимати, Анна Семенович, Ксения Собчак и Павел Деревянко. Кино изобиловало гэгами и шутками ниже пояса, нелепыми сюжетными поворотами — как будто все анекдоты про Штирлица решили экранизировать одновременно. Хотя если пересматривать этот фильм сейчас, можно насладиться отборным кринжем: где еще в 2024 году увидишь Ксению Собчак в ночнушке и с картофелем во рту (разве что на «голой» вечеринке)?

Следующий проект Вайсберга — серия фильмов «Любовь в большом городе» (2009-2013) с Верой Брежневой, Алексеем Чадовым и Владимиром Зеленским. Эта франшиза стала пародией (или переосмыслением) американского сериала «Секс в большом городе». Впрочем, первая часть трилогии вышла достаточно милой (относительно другого творчества режиссера) и трогательной, с вкраплениями узнаваемой музыки («Мумий тролль», Сергей Шнуров) и цитатами из популярного тогда Comedy Club.

Дальше Вайсберг, вероятно, заскучал и решил, что пора вернуться к трэшевому китчу: в 2012-м вышел «Ржевский против Наполеона» — снова с Павлом Деревянко и Владимиром Зеленским в главных ролях. Режиссер пошел по проторенной дорожке и снял киноленту в духе «Гитлер Капут!». Так зритель увидел натуральное шапито, немного программу «Окна» и «Маски-шоу» и абсолютную вакханалию в сеттинге XIX века.

Следующим «вырвиглазным» проектом стала трилогия «Бабушка легкого поведения» (2017-2021) с Александром Реввой, переодетым в кудрявую пенсионерку. В этих фильмах Вайсберг напрямую цитировал легендарные «Тутси» и в «Джазе только девушки», но добавив туда «туалетный» юмор, который в сочетании с примитивными сценарием и актерской игрой далеко ушел от прототипов.

Удивительно, но при всей низкосортности фильмов, картины Вайсберга из раза в раз имели прекрасные прокатные сборы: так, «Гитлер капут!» при бюджете в $3 млн заработал $11 млн, «Любовь в большой городе» при бюджете в $3,4 млн — $11 млн, «Ржевский против Наполеона» при бюджете в $8,5 млн — $10 млн, «Бабушка легкого поведения» при бюджете в $600 тыс. — $6 млн. По всей видимости, зрителей неизменно притягивал внушительный каст и хороший маркетинг.

О чем фильм «Конец славы»?

В центре сюжета — российская суперзвезда кино Слава Агеев (Павел Деревянко). Он снялся в огромном количестве блокбастеров с карикатурными названиями — «Война не мир», «Кровавый барин» и «Нестыковка» — и стал известным на всю страну. Слава «ловит звезду» и начинает вести себя по хамски, буянит и много пьет: грубит ассистентке Маше (Дарья Урсуляк), агенту (Сергей Чирков), актерам на съемочной площадке, бывшей жене и сыну.

Такое хамское поведение в какой-то момент надоедает всем: Славу вырезают из кино, на него подает в суд рекламная компания, а знакомые не хотят общаться. Актер остается ни с чем — из-за огромных долгов приходится продать дом, а на новые роли никто не зовет. Слава начинает еще больше пить и замыкается в себе.

На помощь актеру решает прийти его агент и предлагает перезапустить карьеру, но для этого нужен громкий инфоповод. В голову приходит отличный вариант: сымитировать смерть Славы, похоронить его со всеми почестями, а после — откопать и сказать общественности, что актер всего лишь впал в летаргический сон. Слава решает, что идея отличная, соглашается на такой камбэк и отправляется в гроб с бутылкой водки.

Кадр из фильма «Конец славы»
Кадр из фильма «Конец славы»
Кадр из фильма «Конец славы»
Кадр из фильма «Конец славы»
Кадр из фильма «Конец славы»
Кадр из фильма «Конец славы»
Кадр из фильма «Конец славы»
Кадр из фильма «Конец славы»
Кадр из фильма «Конец славы»
Кадр из фильма «Конец славы»

Каким этот фильм получился?

В «Конце славы» играют сплошь известные актеры: в камео появляются Артем Дзюба, Александр Ревва, Филипп Киркоров, Гусейн Гасанов и другие звезды. Половина кино — это яркие загулы героя Деревянко, его ругань с другими персонажами, шутки (от достаточно забавных до «Я играл проктолога в фильме “Черная дыра”». Вторая часть — непосредственно инцидент со смертью и похоронами, где Слава через погребение переосмысляет себя и свою жизнь.

Однако переоценка ценностей героя Деревянко выглядит плоско и примитивно: Славу помещают в экстраординарные обстоятельства, в которых он за 16 часов превращается из законченного морального урода в хорошего человека. Насколько убедительно такое резкое и не до конца логичное перевоплощение — вопрос риторический.

В общем и целом «Конец славы» смотреть достаточно забавно, но не из-за юмора или неожиданных сюжетных поворотов, а из-за узнаваемых актеров, отсылок (например, Вайсберг внезапно цитирует «Рабу любви» Никиты Михалкова) и саундтрека — в кино звучит «Светлая музыка» группы Bad Balance. Похабных или шокирующих сцен, как это было в других картинах Вайсберга, в «Конце славы» нет, особенного китча тоже незаметно. Поэтому в сухом остатке кино становится проходным нравоучительным фильмом о важности семьи в жизни каждого.

Мария Измайлова