В российских школах появится новый предмет — семьеведение. Что это и как его будут преподавать?
Во внеурочную программу российских школ включат новый предмет — семьеведение. Курс поручили разработать министерству просвещения. В чем заключается инициатива депутатов, чему будут учить школьников и что думают о новом предмете педагоги? Разбираемся.
Что предложили депутаты?
В 2024/2025 учебном году для учеников 5-11 классов введут новый предмет — семьеведение. Инициатива была разработана в рамках реализации указа президента о Годе семьи. На заседании рабочей группы комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства сообщили, что семьеведение появится в школах в формате внеурочных дополнительных занятий.
Сам курс будет направлен на популяризацию семейных ценностей и формирование здорового нравственного климата в российских семьях. По мнению депутата Госдумы Татьяны Ларионовой семьеведение отличается от других подобных образовательных программ большим объемом, последовательностью и системностью курса. Дорожная карта по внедрению нового предмета будет разработана министерством просвещения до апреля, отметила депутат.
Чему будут учить школьников на семьеведении?
Пока единой программы по семьеведению нет. В настоящее время депутаты рассматривают разные учебники и практики, чтобы выбрать лучшее пособие для будущего курса.
В беседе с «Постньюс» председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина рассказала, что курс семьеведения в первую очередь создан для подготовки подростков к предстоящей семейной жизни. На уроках планируется обсуждать моральные и правовые аспекты брака. По ее словам, молодежь должна понимать всю ответственность бракосочетания, поскольку этот шаг влечет за собой возникновение ряда обязанностей: человеческих (в лице ответственности за партнера) и юридических, к которым относятся наследственные и родительские обязательства.
Также речь идет о подготовке девушек, которые волей судеб отдали свое сердце гражданам иностранных государств. При этом не зная, что юридические последствия могут быть очень печальными как для них самих, так и для тех детей, которые рождаются в международном браке.
一 Нина Останина, депутат ГосдумыНа уроках семьеведения школьники будут изучать традиции, обычаи и историю института семьи. При этом секспросвета в российских школах не будет. Нина Останина отметила, что Россия страна многонациональная и у ее народов есть свои социокультурные особенности, которые важно учитывать при обсуждении этой темы.
Половое воспитание — вопрос внутрисемейный. Это очень деликатная тема, и вмешиваться сюда мы не вправе.
一 Нина Останина, депутат ГосдумыСвои предложения по темам курса в Минпросвещения направила первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова. В своем докладе депутат указала три основных блока: социальная роль семьи, семейное право, этика и психология семейной жизни.
1. Социальная роль семьи:
• Традиционные исторические формы семьи в России;
• Семья и брак в современном обществе;
• Семья как важнейший фактор общественного развития;
• Роль семьи в жизни человека;
• Роль семьи в истории России.
2. Семейное право:
• Порядок и условия заключения и расторжения брака;
• Правовое регулирование отношений супругов;
• Права и обязанности родителей и детей;
• Меры государственной поддержки молодых семей;
• Многодетная семья и ее социальная защита;
• Социальная работа с семьей, имеющей в своем составе лиц с ограниченными возможностями;
• Социальная защита неполных семей;
• Неблагополучная семья.
3. Этика и психология семейной жизни:
• Выстраивание взаимопонимания с родителями;
• Основа гармоничных взаимоотношений с супругами;
• Рождение и воспитание детей.
В разговоре с «Постньюс» Лантратова пояснила, что, помимо разбора теории, в курсе должны быть и практические занятия. По ее словам, «детей надо учить заботиться о новорожденных, избегать конфликтных ситуаций и т. д.»
Кто будет преподавать семьеведение?
Пока нет точной информации, кто будет вести этот предмет. «Понимание того, какие специалисты нужны для преподавания курса “Семьеведение”, появится после того, как будет сформулировано содержание этих занятий», — считает Лантратова.
Георгий Захарчик, учитель истории и обществознания, в беседе с «Постньюс» предположил, что вести семьеведение будут педагоги, которые и так ведут дополнительные занятия — преподаватели истории, обществознания и биологии.
Но это неправильно, поскольку учителя уставшие. И если на них, бедных, повесят еще и вот эту хрень, то это будет ад! Это должен ввести какой-то специальный человек, обученный, умеющий разговаривать с детьми на эту тему. Но тоже непонятно, как его найти.
一 Георгий Захарчик, учитель истории и обществознанияДепутат Госдумы Нина Останина считает, что специалистов для преподавания семьеведения нужно готовить в педагогических вузах. При этом они должны быть интересны и понятны детям.
Это особенный предмет. Здесь важны знания семейной, детской и возрастной психологии, отдельные вопросы полового воспитания: дети ведь могут задать самый неожиданный вопрос. И нужно понимать, что говорить в пятом, а что в одиннадцатом классе.
一 Нина Останина, депутат ГосдумыКак заставить подростков ходить на уроки семьеведения?
Курс не будет включен в общеобразовательную программу, потому что она и так перегружена. Лантратова уверена, что в течение пробного периода предмет точно не стоит делать обязательным: для начала следует посмотреть, насколько он будет интересен детям.
Мне многие выпускники говорили, что школа их подготовила к поступлению в университет, но совсем не подготовила к семейной жизни. Эти ребята и станут первыми слушателями курса «Семьеведение»
一 Яна Лантратова, депутат ГосдумыВ диалоге с «Постньюс» Дарья Девяткина, преподаватель обществознания, объяснила: «работа должна быть обоюдная». Школа и родители должны совместными усилиями объяснить ребенку важность этого предмета, «чтобы дети были счастливы ментально». По ее мнению, благодаря семьеведению дети смогут наладить коммуникацию с родителями, научиться правильно общаться с друзьями, познать себя и построить в будущем крепкую семью. Это и нужно донести до школьников, чтобы их заинтересовать.
Что о семьеведении думают учителя?
Я отношусь к инициативе исключительно положительно, потому что испокон веков семья была, есть и будет первичным институт социализации. Но к сожалению, он себя изживает. И это проблема! А семьеведение может ее решить.
Если урок не ввести массово, статистика разводов и в целом количество одиноких людей будут продолжать расти. А еще я бы с радостью вела этот урок и вообще стала бы отдельным специалистом по семьеведению.
К этой инициативе депутатов я отношусь отрицательно. Потому что дети, по крайней мере мои старшеклассники, задолбались от дополнительной химии, биологии, профильной математики. И совершенно формальный дополнительный урок они будут воспринимать как ярмо на шею, которое не даст сдать нормально ЕГЭ.
Но другой вопрос, нужно ли с детьми в Год семьи разговаривать о семье. Наверное, нужно, чтобы подростки не наломали каких-то дров. У некоторых половая жизнь начинается уже в 15-16 лет. Правильно ли это?
Я считаю, что федеральный бюджет стоило выделить скорее на какие-то мастер-классы по семейным ценностям. То есть вести вне школы, чтобы все это через нее не опошлить.