Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Вячеслав Прокофьев/ТАСС
культура

«Последний из могикан»: как жил и чем запомнился Александр Ширвиндт

Вспоминаем путь человека, который был одним из отцов-основателей театра и кино современной России

Сегодня, 19 июля, Александру Ширвиндту могло бы исполниться 90 лет. Его имя знает практически каждый — пусть и не каждый сможет с ходу вспомнить все его регалии и роли. Он остался одним из последних актеров своей эпохи, похоронил практически всех коллег и друзей, за что сам себя называл «последним из могикан». В нашем материале мы вспоминаем, как жил и чем запомнился один из отцов-основателей современного кино и театра в России.

Про детство, семью и ранние годы

Будущее Александра Ширвиндта, казалось, было предопределено еще до его рождения: сын столичной интеллигенции с еврейскими корнями, отец которого был известным музыкантом, а мать — актрисой и одним из руководящих сотрудников филармонии, — будто и не мог пойти по иному пути.

Отец Анатолий Ширвиндт был скрипачом, который служил в оркестре Большого театра и постоянно ездил с гастролями по всему Советскому союзу. Мать Раиса Ширвиндт — по образованию актриса, но карьера ее продлилась недолго — из-за проблем со здоровьем ей пришлось покинуть сцену и занять пост главного редактора концертного отдела Московской филармонии. Но сцена ее не отпускала, поэтому она часто уезжала на гастроли вместе с мужем.

Анатолий Ширвиндт настаивал на том, чтобы сын отучился в музыкальной школе, что Александр и попытался сделать, однако хватило его только на пять классов.

«Последней каплей стал экзамен по сольфеджио, на котором я с удивлением узнал от педагогов, что в музыке существуют два ключа — скрипичный и басовый. Папа сдался», — вспоминал сам Ширвиндт период обучения в музыкальной школе.

Александр Ширвиндт и Михаил Державин на концерте оркестра «Виртуозы Москвы», 1992 год. Фото: Андрей Бабушкин/ИТАР-ТАСС
Александр Ширвиндт и Михаил Державин на концерте оркестра «Виртуозы Москвы», 1992 год. Фото: Андрей Бабушкин/ИТАР-ТАСС

По-настоящему Ширвиндт-младший загорелся любовью к сцене, которую в нем разожгли старшие актеры, которые часто бывали в гостях у них дома. Детство Ширвиндта прошло в окружении актеров Василия Качалова, Ростислава Плятта, Леонида Утесова и других именитых людей того времени.

Про начало карьеры актера

Первым театром, куда Ширвиндт поступил после окончания Щукинского театрального института в 1956 году, был Театр-студия киноактера. Но уже через год он перешел в труппу Московского театра Ленинского комсомола (который сейчас известен как «Ленком»), где и стал по-настоящему известным. Он прослужил в этом театре более 10 лет и сыграл в большинстве культовых постановок, включая «Чайку», которую ставят и сегодня.

После этого два года он прослужил в театре на Малой Бронной, но уже в 1970 году перешел в Театр сатиры, который буквально стал вторым домом и где дальше и развивалась его карьера.

Про работу руководителем Театра сатиры

В театр он пришел еще в 1970 году, а в 2000 году получил должность худрука. Ширвиндт пробыл бессменным руководителем Театра сатиры более 20,5 лет. Сам Александр Анатольевич признавался, что никогда не был начальником. «Всю жизнь лебезил перед худруками. Актер не может не лебезить — это профессиональная функция, даже если она завуалирована хамством и вседозволенностью», — пояснял он.

У меня худруков было много — помимо одного гениального, двух-трех нормальных, было штук пять кошмарных. Вот я и подумал: почему бы и мне не попробовать возглавить театр?

Александр Ширвиндт

Ширвиндт вспоминал, что, когда его уговаривали возглавить Театр сатиры, он первым делом отправился за советом к руководителям «Ленкома» Марку Захарову и Театра имени Маяковского Андрею Гончарову.

Художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт на сборе труппы перед началом нового сезона, 2003 год. Фото: Константин Кижель/ИТАР-ТАСС
Художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт на сборе труппы перед началом нового сезона, 2003 год. Фото: Константин Кижель/ИТАР-ТАСС

При этом семья, мягко говоря, не поддержала решение Ширвиндта принять приглашение занять этот пост: на тот момент ему уже было 66 лет, и для такого возраста соглашаться на руководящую должность, по их мнению, было попросту опасно для здоровья. «Жена даже заявила: “Или я, или Сатира!”. Я ответил: “Вообще-то вы мне обе надоели», — вспоминал Ширвиндт.

В 2021 году Александр Анатольевич покинул пост художественного руководителя Театра сатиры, но остался на должности президента.

Про профессию актера

В одном из интервью Ширвиндт рассказывал о своем понимании актерского ремесла и поделился, что мечтал быть таксистом, ведь тогда «ты вместо одного и того же текста каждый день можешь постоянно общаться с новыми людьми и слушать новые истории».

Для актера, по словам Ширвиндта, важно уметь отключать голову и перевоплощаться в персонажа, потому что это очень важно для понимания того, что ты произносишь. «Но полное перевоплощение — это утопия», — подытожил он.

Не может быть умных актеров, а актрис — тем более. Если подключен мозг, ничего не получится. Почему нельзя переиграть на сцене детей и животных? Главное — не думать, как сыграть. Актер — абсолютно животная профессия.

Александр Ширвиндт

Про цензуру

Ширвиндт категорично высказывался касательно пропаганды вне зависимости от того, какую точку зрения она продвигает. Он сравнил регулярное «вдалбливание» информации в человека с китайской пыткой водой, когда человеку на голову с одинаковым интервалом падала капля воды до тех пор, пока тот не сойдет с ума.

Всякая информация и мысль, вбрасываемая через экран телевизора, со страниц газет или через интернет, должна заставлять человека думать, а не узурпировать какую-то одну точку зрения.

Александр Ширвиндт

При этом он сетовал и на то, что у людей пропал собственный внутренний ценз, который позволяет самостоятельно оценивать, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Отсюда, по его словам, разрастается пошлость, гадость и безвкусица. В частности, критике подвергалось современное телевидение, в большей степени — развлекательные программы.

Если все население страны состоит из их потенциальных зрителей, надо либо вешаться, либо эмигрировать в пампасы. Но боюсь, что в нынешних пампасах телевидение аналогичное.

Александр Ширвиндт

Про дружбу с Михаилом Державиным и жену Наталью

В культовом фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» Александр Ширвиндт сыграл харизматичного и статного Павлика — друга главного героя Жени Лукашина, который, по признанию последнего, еще в школе отбил у него девушку, на которой в итоге женился. Судьба Жени Лукашина, как мы помним, сложилась тоже прекрасно и без этой девушки. Но примечательно тут то, что в жизни самого Александра Ширвиндта и его лучшего друга Михаила Державина произошла практически идентичная ситуация.

Александр Ширвиндт в сцене из спектакля «Где мы?!...» в постановке Родиона Овчинникова в Театре сатиры, 2022 год. Фото: Александр Щербак/ТАСС
Александр Ширвиндт в сцене из спектакля «Где мы?!...» в постановке Родиона Овчинникова в Театре сатиры, 2022 год. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Державин первым познакомился с Натальей, будущей женой Ширвиндта, а потом к компании присоединился и сам Ширвиндт. Сначала ребята дружили втроем, но потом «друг Наташка» для Александра превратилась в первую и единственную любимую жену, с которой они прожили 67 лет.

Несмотря на образ «экранного бабника» и сердцееда, Ширвиндт всю жизнь был верен жене и всегда с огромным теплом, любовью и уважением отзывался о ней.

Как-то прихожу домой после спектакля. Наташа меня покормила и вдруг ставит на проигрывателе пластинку, которую купила накануне. И зазвучали танго нашей юности. Мы протанцевали с ней до утра.

Александр Ширвиндт

Дружбу с Державиным Александр Ширвиндт пронес через всю жизнь: они не только росли вместе с детства, ездили на рыбалку и близко общались семьями, но и долгое время работали дуэтом. Поэтому и смерть друга Ширвиндт переживал тяжелее ухода любого другого — их дружба продлилась 72 года, каждый из которых они прошли бок о бок.

Мне Миша Державин и Марк Захаров до сих пор снятся. Очень по ним тоскую, конечно. Причем сны не "ретро": я вижу их сегодняшними, наши последние встречи. Все мои перемёрли. Снаряды все чаще рядом со мной взрываются, но я пока цел. <…> У меня тут недавно спрашивали, почему я не пришел на очередное прощание. А я ответил, что уже сил нет ходить на кладбища. Хочу энергию приберечь до собственных похорон.

Александр Ширвиндт
Анастасия Мельник