Славянский бестиарий: кто есть кто в мифологии
Студия «Союзмультфильм» объявила, что готовит франшизу о вселенной русских супергероев, куда, в том числе войдут фольклорные персонажи. Пока проекты находятся только на стадии разработки, мы решили вспомнить, кто есть кто в славянской мифологии. Разбираем от А до Я.
А — Алконост
Алконост — это удивительная птица с человеческим лицом с райских берегов реки Евфрат (еще есть версии, что Алконост жил на сказочном острове Буяне или в славянском рае — Ирии). Считалось, что чудо-птица в зимний период несла яйца, а затем погружала их в морскую воду — тогда море становилось спокойным на семь дней. Алконост не опасен, единственная проблема, которую может сулить встреча с ним — это заслушаться прекрасного пения и забыть все на свете. Любопытно, что этот персонаж встречается не только в славянской мифологии, а также в византийской и западноевропейской.
Б — Баба-яга
Баба-яга встречается в мифологии восточных, западных и южных славян: у русских — Яга (существуют варианты Ягая, Ягишна, Егибоба), у украинцев — Баба-язя, у чехов и словенцев — Ежибаба, у поляков — Бабоендза. Общим корнем всех ее имен выступает праславянское слово ęgа, которое лингвисты связывают с обозначением змей. Поэтому Баба-яга во всех сказках — это не самый приятный и зловредный персонаж.
Фольклорист Владимир Пропп считал, что образ Бабы-яги куда сложнее простого пакостного героя. Баба-яга — это страж, охраняющий вход в царство мертвых. В пользу этой гипотезы выступает и ее жилище — Избушка на курьих ножках. Она очень похожа на домовину — своеобразный рубленый склеп на сваях, где северные славяне и финно-угорские народы хоронили мертвых. Характерно и то, что домик всегда стоит на опушке — пересечении двух миров. Чтобы туда попасть, нужно выполнить различные ритуалы, например, произнести: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!»
Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать.
一 В. Пропп «Исторические корни волшебной сказки»В — Водяной
Водяной — это дух пресноводных водоемов, воплощающий собой опасное начало воды. Сам по себе дух не злобный, но способен на пакости и любит проучить зазевавшихся путников. Чаще всего водяной выглядит как мужчина или старик с чертами животного (вместо рук — лапы, вместо ног — хвост).
Водяной полностью управляет своим водоемом — может поднимать волны, менять течение, выводить воду из берегов и подчинять себе рыб. Поэтому на территории водоема сражаться с водяным бесполезно, а если он окажется на суше, то попытается заманить путника в воду чарами и волшебством. Славяне предпочитали не злить водяного, а если это все-таки произошло, то всячески его задобрить — хлебом или жертвой черного цвета (кошка, курица).
Покрыт «он» весь волосами — даже рук и ног не видать было, да еще большие концы волос на земле стелятся. Как только это «он» заслышал меня, да как сразу бросится в воду и пропал над водой. А по реке пошел такой сильный гул, что даже и представить себе нельзя. А я не боялся, стал ждать, не выйдет ли — ничего. Так и ушел.
一 Фольклор Тверской губернииГ — Гамаюн
Это еще одна чудо-птица с лицом женщины. Она поет чудесные песни и предвещает будущее тем, кто способен ее понять. У существа нет крыльев (хотя все-таки чаще ее рисуют именно с ними), а летает она с помощью хвоста.
По разным легендам, Гамаюн может приносить, как счастье, так и несчастье. С одной стороны ее пение способно перенести в райские кущи и наполнить человека блаженством и знаниями, с другой — смерть птицы считалась предвестником скорой кончины государственных деятелей. Гамаюн изображен на гербе Смоленска.
Д — Домовой
Как понятно из названия, — это дух и хранитель дома. Домовой выглядит как небольшой, в 20-30 см, старичок с длинной бородой. Волшебный дед любит жить в укромных уголках — за сундуком, печкой, на чердаке. Дух занимается тем, что может предсказывать будущее, лечить людей и животных и всячески охранять жилище.
Однако его сила зависит от того, как за ним ухаживают люди и какие взаимоотношения у членов семьи между собой: если люди ругаются или неуважительно относятся к деду, то сам домовой будет слабым и недовольным. Также принято задабривать духа: ему дают поиграть с мелкими предметами, оставляют остатки еды. При переезде нужно не забыть забрать домового с собой: считается, что его нужно буквально пригласить в новый дом.
Суседка — доможир (домовой), живет в подполье в углу под печью; он показывается в виде кошки или собаки. Он помогает в хозяйстве, и без него никакой хозяин не может поддерживать свою домашность. Ночью он выходит из своего угла и хозяйничает — поит лошадей, дает им сена, даже таскает сено из чужого двора, плетет у жирных лошадей косы; садится прясть, бывает слышно, как свистит веретено, а утром прядева прибывает, плетет косы и у баб, а у мужиков бороду.
一 Г. Потанин «Юго-западная часть Томской Губернии в этнографическом отношении»Е — Ендарь
Как конкретно выглядит это существо, неясно. По поверьям жителей Вятской губернии (сейчас — Кировская область), ендарь примерно размером с кабана, живет под корнями старого дуба и питается воздухом. Судя по всему, это безобидный дух, который может выступать даже помощником по хозяйству: у него можно было почтительно попросить дубовой коры, которую впоследствии клали к пчелам — считалось, что она дает силы насекомым.
Ж — Железный человек
Поверья об этом существе были распространены в белорусском Центральном Полесье. Железный человек полностью состоит из железа и обитает в лесах и на болотах. Он не любит, когда в его владения кто-то вторгается, поэтому похищает путников. Железным человеком обычно пугали детей, чтобы те не ходили далеко одни.
Исследователи полагают, что образ железного человека пошел из-за залежей железа в болотах той местности: некоторые самородки могли принимать причудливую форму, похожую на человеческое тело.
Так говорили: не иди в лес, а то в болоте такой железный человек ходит и схватит тебя.
一 В. Слаук «Волшебный свет»З — Змей
Летающий змей — это посредник между небом и землей, поэтому в славянской традиции считался одновременно и добрым, и злым духом. По поверьям, именно в него превращался и охранял свою родню один из умерших предков.
Позже змей трансформировался в огнедышащего дракона и приобрел черты всем известного Змея Горыныча из сказок. Обычно он воровал царских дочерей и охранял путь в царство мертвых.
И — Индрик
В славянских легендах Индриком называли единорога, но существо, в отличие от западного собрата, имело два рога, а иногда и тело рыбы. Считалось, что Индрик был главой всех зверей и царем водного или подземного царства. Иногда существо встречалось в фольклоре не как волшебный зверь, а как обычное животное странной наружности.
Разрывая своим рогом-молнией облачные горы и подземелья и заставляя дрожать землю, чудовищный зверь дает исток дождевым ключам и рекам.
一 А. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»К — Кикимора
Кикимора — это злобный дух, обитающий в домах. Выглядит существо по-разному, в зависимости от мест распространения мифа. Так, на Русском Севере кикимора — это маленькая, скрюченная и безобразная старушка, в Восточной Сибири — это мужчина (старик или черноволосый юноша), в Вологодской области — человечек с рожками, в Костромской — с мохнатыми лапами.
Но всегда характерно для кикиморы одно — злопакостничество. Считалось, что темный дух приносит вред хозяевам дома: шумит, мешает спать, досаждает младенцам, душит по ночам и ворует вещи. Согласно поверьям, защититься от кикиморы можно с помощью креста, можжевельника, камня (куриного бога) и другого тотемного предмета.
Кикимора может появиться в доме вследствие злого умысла, порчи: ее могут «напустить» печники или плотники при постройке дома, желая отомстить хозяевам за какую-нибудь обиду. Они закладывают сделанную из щепок и тряпочек куколку — фигурку «кикиморы» под матицу [балку] или между бревен в переднем углу.
一 Е. Леквиевская «Мифы русского народа»Л — Леший
Леший — это дух-хозяин леса. Поверья о нем распространены повсеместно, поэтому единых описаний внешнего вида, способностей и характера нет. В зависимости от региона, он мог быть гигантом, карликом или вовсе менять свой рост. Лешего могли описывать как глуповатого и пакостного духа, так и как мудрого и справедливого хозяина леса.
К пакостям, приписываемым духу, чаще всего относили блуждания человека по лесу, пропажу людей и скота. Считалось, что отвадить его можно с помощью молитвы или бранных слов.
Лешак живет в лесу, имеет образ человека, только без бровей и без ресниц; когда идет по лесу, ровен с лесом, по траве — с травой, и уменьшается иногда до величины мухи. Алтайские охотники часто видят его, как он подсаживается к огню, разведенному с вечера, греется и поддерживает его.
一 Г. Потанин «Юго-западная часть Томской губернии в этнографическом отношении»М — Моряна
Моряна — это дочь морского царя, олицетворяющая собой сильный и холодный ветер. В зависимости от легенд, Моряна могла представлять собой как конкретного персонажа, так и целый подвид духов. По одной версии, Моряна принимала вид большой рыбы и плавала глубоко под водой или каталась по волнам на золотом челноке уже в образе девушки. Также она усмиряла морского царя, чтобы тот не поднимал шторм. По другой версии, Моряна — суровая, одетая в белые одежды великанша, повелевающая ветрами в устье Волги и представляющая большую опасность для моряков в Каспийском море.
Н — Ночницы
Ночницы — это злобные женские духи. Существа нападают в основном на детей и мешают им спать, поэтому славяне верили, что младенческий плач и плохой сон связан именно с ночницами. Однако от духов можно защититься: для этого использовали обереги (игла, нож, топор, или же ключ), чеснок, огонь, домашнюю утварь вроде щетки или метлы и читали заговоры.
Темная ночка Ночниц породила, Малому дитяти муки нарабила, Ясное солнышко день начинает, Ночниц прогоняет, Денниц (Дзянниц) насылает, боль унимает, шух в печь! Шух в печь!
一 А. Богданович «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов»О — Оборотень
В разных мифологиях мира встречаются сюжеты, в которых человек мог превращаться в зверя или неодушевленные предметы. Так, в «Слове о полку Игореве» Всеслав Брячиславич обладал навыками перевоплощения, а в былинах богатырь Вольга Святославич оборачивался «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком» и другими существами. Позже у православных славян стало считаться, что оборотни — это умершие некрещеные дети или вероотступники, чьи души таким образом мучаются.
П — Полкан
Полкан — это славянский кентавр. Однако он может встречаться не только в образе человека-коня, но и получеловека-полупса. Обычно Полкана изображали как богатыря с огромной силой, способного вырывать деревья с корнем. Но встречались и сюжеты, где Полкан был злым персонажем и ел людей.
Людоеды, похожие на коня, из двух половинок способны распадаться на две части. Когда части соединяются, то людоедов по их быстроте никто не может догнать.
一 В. Добровольский «Смоленский этнографический сборник»Р — Русалка
В славянской мифологии русалка — это летний женский дух, связанный с полями, растениями, плодородием и водой. Визуально русалок описывали как молодых девушек с длинными распущенными волосами, иногда зеленого цвета. В дальнейшем этот образ смешался с западными аналогами и приобрел узнаваемые для современного человека черты — женщины с рыбьим хвостом.
Русалки считались недобрыми духами, часто враждебно настроенными к людям. Они кидались камнями, ловили человека, щекотали его до смерти и топили. Однако иногда русалки все же проявляли милость и, наоборот, могли спасти ребенка.
На юге у нас русалка вообще не зла, а более шаловлива; напротив, великорусская русалка или шутовка, особенно же северная, где она и называется не русалкой, а просто чертовкой, злая, опасная баба и страшная неприятельница человеческого рода. При таком понятии о них, их представляют иногда безобразными; но вообще русалки большею частию молоды, стройны, соблазнительно хороши.
一 В. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»С — Сирин
Сирин — еще одна сказочная птица с человеческим лицом. Считалось, что это существо также может очаровать людей своим пением. По некоторым источникам, ее пение «служит обозначением божьего слова».
В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух… возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает.
一 Е. Иткина «Русский рисованный лубок конца XVIII — начала XX века»Т — Телепень
Телепень — это мелкий бес в мифологии народов Полесья (сейчас это территория Белоруссии, Польши, России и Украины). Само существо — малоприятное и вредительское. Считалось, что телепень пристает к детям и иногда к взрослым и заставляет их лениться.
Славяне верили, что телепень цепляется на загривок к ребенку, после этого малыш становится неуклюжим, медленным и начинает бездельничать — «телепаться» без дела. До шеи взрослых телепень не достает, поэтому «подсаживается» на середину тела, из-за чего у человека начинает расти живот и возникают проблемы с потенцией.
У — Упырь
В славянской мифологии упырь — это аналог западноевропейского вампира. Так называли покойников, умерших неестественной смертью и встающих по ночам из могилы. Этого существа особенно боялись, поскольку верили, что оно вредит людям, пьет их кровь и убивает скот. Но, в отличие от вампира, упырь сосет кровь не через клыки, а с помощью длинного языка.
От обычного человека упыря отличали по красному лицу и глазам — такими они становились от выпитой крови. Считалось, что убить его можно осиновым колом или через сожжение.
Ф — Фараонки
Фараонки — это полурыбы-полуженщины. Эти существа максимально близки к западноевропейским русалкам. Фараонок описывали как «чудных белотелых дев с русыми кудрями и рыбьими хвостами, которые плавают в море», однако встречались существа и мужского пола. Исследователи полагают, что фараонки — это народная переработка библейского сюжета, в котором войско египетского фараона погибло в морских водах во время преследования евреев.
В некоторых регионах считалось, что фараонки поедали людей, но, например, в Новгородской губернии существ воспринимали как безобидных, способных только кричать по ночам: «Царь Фараон в воде потонул».
Х — Хорь
Хорь — это необычная большая рыба, которая умеет бегать по берегу. Согласно поверьям, ее можно встретить утром. Хорь — это безобидное существо.
Ц — Цмок
Цмок — это змей, дракон. Но, в отличие от существ из западноевропейской мифологии, он не враждебен к человеку. Чаще всего цмока отписывали не как дракона, а как беса и летучего змея. В Белоруссии некоторые люди обращались к змею за благословением.
В день свадьбы кого бы то ни было из сельчан обязательно приплывает по рекам Эссе и Береще, озеру Береща и Березинскому каналу змееподобное чудовище по имени Цмок. Делает он это ради того, чтобы получить угощение со свадебного застолья. Ровно в полночь жених и невеста уходили со свадьбы на дамбу Березинского канала и в самый глубокий омут, где якобы уже ожидал разносолы и выпивку Цмок, выливали самогон и бросали закуску. Одновременно просили у чудища благословения на будущую совместную жизнь.
一 Записал краевед Владимир Шушкевич со слов своей бабушкиЧ — Чудь
Чудь — это невысокие и очень богатые люди, по сути, славянские гномы. По легенде, к ним пришли славяне, чтобы просить оброк. После этого чудь ушла под землю, где спряталась со всем своим богатством.
В преданиях коми этот низкорослый и темнокожий народец, для которого трава кажется лесом, приобретает иногда и звериные черты — он покрыт шерстью, у чудов — поросячьи ноги.
一 В. Петрухин «Мифы финно-угров»Ш — Шиш
Шиш — это нечистый дух, живущий за печкой, на болоте, в лесу, бане. Визуально его описывали так: вертлявый, голова с кулачок, длинный нос — в точности как кукиш. Существо не опасно для людей.
Щ — Щекотун
Щекотун — это злобный дух, который может до смерти защекотать человека. Считалось, что чаще всего существо нападает на детей и мешает им спать по ночам. Отогнать щекотуна можно следующим образом: отнести ребенка к холму, покрытому деревьями и произнести: «Верея, вереюшка, тебе стоять, не гнить, здоровой быть, а моему младенцу не вопить, не реветь. Возьми с него щекотун и ревун и дай ему сон и угомон».
Ы — Ырка
Ырка похож на упыря. Это злобное и худое существо, которое в прошлом было человеком. В своем нынешним воплощении ырка охотится на людей, чтобы выпить их кровь, либо пытается их запутать и сбить с пути. Чтобы защититься от существа, нужно прочитать молитву или заговор, либо трижды сказать: «Чур меня».
Даже думать о том, чтоб оглянуться, нельзя, а то сразу вскочит Ыро, в один прыжок будет рядом и начнет говорить всякое, даже и такое, что никто, кроме Бога, не знает! Отвечать никак нельзя. Лучше всего сказать: «Чур меня, чур Пращур!» трижды, и тогда Ырка отстанет. Но ежели ответишь, так он начнет забегать вперед, дорогу преграждать, в поле заводить, подальше от дому. Лучше молитву какую-либо читать. «Отче Наш» очень помогает, потому что ей нас сам Иисус научил.
一 Ю. Миролюбов «Русский языческий фольклор»Ю — Юда
Так южные славяне называли злобное женское существо, живущее в горах у озера, которое носится вихрем по воздуху. Согласно легендам, юды враждебно относятся к людям, опутывают длинными волосами купающихся и замучивают их разными способами, — например, выдирают глаза. Условно спастись от них может только молодой мужчина, который согласится взять юду в жены. Однако в таком случае его душа попадает в загробный мир, а тело начинает разлагаться.
Я — Ячична
Ячична — это женский персонаж, обитающий в пустых и заброшенных домах. Существо не нападает на людей, однако считает помещения своей собственностью. Считалось, что если такой дом захотят заселить, то ячична будет этому всячески мешать и пакостить.