Виктор Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
Виктор Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
культура

Славянский бестиарий: кто есть кто в мифологии

Славяне верили в огромное количество сверхъестественных существ, с которыми приходилось уживаться бок о бок

Студия «Союзмультфильм» объявила, что готовит франшизу о вселенной русских супергероев, куда, в том числе войдут фольклорные персонажи. Пока проекты находятся только на стадии разработки, мы решили вспомнить, кто есть кто в славянской мифологии. Разбираем от А до Я.

А — Алконост

Алконост — это удивительная птица с человеческим лицом с райских берегов реки Евфрат (еще есть версии, что Алконост жил на сказочном острове Буяне или в славянском рае — Ирии). Считалось, что чудо-птица в зимний период несла яйца, а затем погружала их в морскую воду — тогда море становилось спокойным на семь дней. Алконост не опасен, единственная проблема, которую может сулить встреча с ним — это заслушаться прекрасного пения и забыть все на свете. Любопытно, что этот персонаж встречается не только в славянской мифологии, а также в византийской и западноевропейской.

 Виктор Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
Виктор Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Б — Баба-яга

Баба-яга встречается в мифологии восточных, западных и южных славян: у русских — Яга (существуют варианты Ягая, Ягишна, Егибоба), у украинцев — Баба-язя, у чехов и словенцев — Ежибаба, у поляков — Бабоендза. Общим корнем всех ее имен выступает праславянское слово ęgа, которое лингвисты связывают с обозначением змей. Поэтому Баба-яга во всех сказках — это не самый приятный и зловредный персонаж.

Фольклорист Владимир Пропп считал, что образ Бабы-яги куда сложнее простого пакостного героя. Баба-яга — это страж, охраняющий вход в царство мертвых. В пользу этой гипотезы выступает и ее жилище — Избушка на курьих ножках. Она очень похожа на домовину — своеобразный рубленый склеп на сваях, где северные славяне и финно-угорские народы хоронили мертвых. Характерно и то, что домик всегда стоит на опушке — пересечении двух миров. Чтобы туда попасть, нужно выполнить различные ритуалы, например, произнести: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!»

Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать.

В. Пропп «Исторические корни волшебной сказки»
Виктор Васнецов «Баба-Яга»
Виктор Васнецов «Баба-Яга»

В — Водяной

Водяной — это дух пресноводных водоемов, воплощающий собой опасное начало воды. Сам по себе дух не злобный, но способен на пакости и любит проучить зазевавшихся путников. Чаще всего водяной выглядит как мужчина или старик с чертами животного (вместо рук — лапы, вместо ног — хвост).

Водяной полностью управляет своим водоемом — может поднимать волны, менять течение, выводить воду из берегов и подчинять себе рыб. Поэтому на территории водоема сражаться с водяным бесполезно, а если он окажется на суше, то попытается заманить путника в воду чарами и волшебством. Славяне предпочитали не злить водяного, а если это все-таки произошло, то всячески его задобрить — хлебом или жертвой черного цвета (кошка, курица).

Покрыт «он» весь волосами — даже рук и ног не видать было, да еще большие концы волос на земле стелятся. Как только это «он» заслышал меня, да как сразу бросится в воду и пропал над водой. А по реке пошел такой сильный гул, что даже и представить себе нельзя. А я не боялся, стал ждать, не выйдет ли — ничего. Так и ушел.

Фольклор Тверской губернии

Г — Гамаюн

Это еще одна чудо-птица с лицом женщины. Она поет чудесные песни и предвещает будущее тем, кто способен ее понять. У существа нет крыльев (хотя все-таки чаще ее рисуют именно с ними), а летает она с помощью хвоста.

По разным легендам, Гамаюн может приносить, как счастье, так и несчастье. С одной стороны ее пение способно перенести в райские кущи и наполнить человека блаженством и знаниями, с другой — смерть птицы считалась предвестником скорой кончины государственных деятелей. Гамаюн изображен на гербе Смоленска.

Виктор Васнецов «Гамаюн, птица вещая»
Виктор Васнецов «Гамаюн, птица вещая»

Д — Домовой

Как понятно из названия, — это дух и хранитель дома. Домовой выглядит как небольшой, в 20-30 см, старичок с длинной бородой. Волшебный дед любит жить в укромных уголках — за сундуком, печкой, на чердаке. Дух занимается тем, что может предсказывать будущее, лечить людей и животных и всячески охранять жилище.

Однако его сила зависит от того, как за ним ухаживают люди и какие взаимоотношения у членов семьи между собой: если люди ругаются или неуважительно относятся к деду, то сам домовой будет слабым и недовольным. Также принято задабривать духа: ему дают поиграть с мелкими предметами, оставляют остатки еды. При переезде нужно не забыть забрать домового с собой: считается, что его нужно буквально пригласить в новый дом.

Суседка — доможир (домовой), живет в подполье в углу под печью; он показывается в виде кошки или собаки. Он помогает в хозяйстве, и без него никакой хозяин не может поддерживать свою домашность. Ночью он выходит из своего угла и хозяйничает — поит лошадей, дает им сена, даже таскает сено из чужого двора, плетет у жирных лошадей косы; садится прясть, бывает слышно, как свистит веретено, а утром прядева прибывает, плетет косы и у баб, а у мужиков бороду.

Г. Потанин «Юго-западная часть Томской Губернии в этнографическом отношении»
Иван Билибин «Домовой»
Иван Билибин «Домовой»

Е — Ендарь

Как конкретно выглядит это существо, неясно. По поверьям жителей Вятской губернии (сейчас — Кировская область), ендарь примерно размером с кабана, живет под корнями старого дуба и питается воздухом. Судя по всему, это безобидный дух, который может выступать даже помощником по хозяйству: у него можно было почтительно попросить дубовой коры, которую впоследствии клали к пчелам — считалось, что она дает силы насекомым.

Ж — Железный человек

Поверья об этом существе были распространены в белорусском Центральном Полесье. Железный человек полностью состоит из железа и обитает в лесах и на болотах. Он не любит, когда в его владения кто-то вторгается, поэтому похищает путников. Железным человеком обычно пугали детей, чтобы те не ходили далеко одни.

Исследователи полагают, что образ железного человека пошел из-за залежей железа в болотах той местности: некоторые самородки могли принимать причудливую форму, похожую на человеческое тело.

Так говорили: не иди в лес, а то в болоте такой железный человек ходит и схватит тебя.

В. Слаук «Волшебный свет»

З — Змей

Летающий змей — это посредник между небом и землей, поэтому в славянской традиции считался одновременно и добрым, и злым духом. По поверьям, именно в него превращался и охранял свою родню один из умерших предков.

Позже змей трансформировался в огнедышащего дракона и приобрел черты всем известного Змея Горыныча из сказок. Обычно он воровал царских дочерей и охранял путь в царство мертвых.

И — Индрик

В славянских легендах Индриком называли единорога, но существо, в отличие от западного собрата, имело два рога, а иногда и тело рыбы. Считалось, что Индрик был главой всех зверей и царем водного или подземного царства. Иногда существо встречалось в фольклоре не как волшебный зверь, а как обычное животное странной наружности.

Разрывая своим рогом-молнией облачные горы и подземелья и заставляя дрожать землю, чудовищный зверь дает исток дождевым ключам и рекам.

А. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»

К — Кикимора

Кикимора — это злобный дух, обитающий в домах. Выглядит существо по-разному, в зависимости от мест распространения мифа. Так, на Русском Севере кикимора — это маленькая, скрюченная и безобразная старушка, в Восточной Сибири — это мужчина (старик или черноволосый юноша), в Вологодской области — человечек с рожками, в Костромской — с мохнатыми лапами.

Но всегда характерно для кикиморы одно — злопакостничество. Считалось, что темный дух приносит вред хозяевам дома: шумит, мешает спать, досаждает младенцам, душит по ночам и ворует вещи. Согласно поверьям, защититься от кикиморы можно с помощью креста, можжевельника, камня (куриного бога) и другого тотемного предмета.

Кикимора может появиться в доме вследствие злого умысла, порчи: ее могут «напустить» печники или плотники при постройке дома, желая отомстить хозяевам за какую-нибудь обиду. Они закладывают сделанную из щепок и тряпочек куколку — фигурку «кикиморы» под матицу [балку] или между бревен в переднем углу.

Е. Леквиевская «Мифы русского народа»
Иван Билибин «Кикимора»
Иван Билибин «Кикимора»

Л — Леший

Леший — это дух-хозяин леса. Поверья о нем распространены повсеместно, поэтому единых описаний внешнего вида, способностей и характера нет. В зависимости от региона, он мог быть гигантом, карликом или вовсе менять свой рост. Лешего могли описывать как глуповатого и пакостного духа, так и как мудрого и справедливого хозяина леса.

К пакостям, приписываемым духу, чаще всего относили блуждания человека по лесу, пропажу людей и скота. Считалось, что отвадить его можно с помощью молитвы или бранных слов.

Лешак живет в лесу, имеет образ человека, только без бровей и без ресниц; когда идет по лесу, ровен с лесом, по траве — с травой, и уменьшается иногда до величины мухи. Алтайские охотники часто видят его, как он подсаживается к огню, разведенному с вечера, греется и поддерживает его.

Г. Потанин «Юго-западная часть Томской губернии в этнографическом отношении»
Афанасий Куликов «Леший»
Афанасий Куликов «Леший»

М — Моряна

Моряна — это дочь морского царя, олицетворяющая собой сильный и холодный ветер. В зависимости от легенд, Моряна могла представлять собой как конкретного персонажа, так и целый подвид духов. По одной версии, Моряна принимала вид большой рыбы и плавала глубоко под водой или каталась по волнам на золотом челноке уже в образе девушки. Также она усмиряла морского царя, чтобы тот не поднимал шторм. По другой версии, Моряна — суровая, одетая в белые одежды великанша, повелевающая ветрами в устье Волги и представляющая большую опасность для моряков в Каспийском море.

Н — Ночницы

Ночницы — это злобные женские духи. Существа нападают в основном на детей и мешают им спать, поэтому славяне верили, что младенческий плач и плохой сон связан именно с ночницами. Однако от духов можно защититься: для этого использовали обереги (игла, нож, топор, или же ключ), чеснок, огонь, домашнюю утварь вроде щетки или метлы и читали заговоры.

Темная ночка Ночниц породила, Малому дитяти муки нарабила, Ясное солнышко день начинает, Ночниц прогоняет, Денниц (Дзянниц) насылает, боль унимает, шух в печь! Шух в печь!

А. Богданович «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов»
Виктор Васнецов «Царевна-лягушка»
Виктор Васнецов «Царевна-лягушка»

О — Оборотень

В разных мифологиях мира встречаются сюжеты, в которых человек мог превращаться в зверя или неодушевленные предметы. Так, в «Слове о полку Игореве» Всеслав Брячиславич обладал навыками перевоплощения, а в былинах богатырь Вольга Святославич оборачивался «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком» и другими существами. Позже у православных славян стало считаться, что оборотни — это умершие некрещеные дети или вероотступники, чьи души таким образом мучаются.

П — Полкан

Полкан — это славянский кентавр. Однако он может встречаться не только в образе человека-коня, но и получеловека-полупса. Обычно Полкана изображали как богатыря с огромной силой, способного вырывать деревья с корнем. Но встречались и сюжеты, где Полкан был злым персонажем и ел людей.

Людоеды, похожие на коня, из двух половинок способны распадаться на две части. Когда части соединяются, то людоедов по их быстроте никто не может догнать.

В. Добровольский «Смоленский этнографический сборник»
Роспись на крышке сундука-теремка. Великий Устюг
Роспись на крышке сундука-теремка. Великий Устюг

Р — Русалка

В славянской мифологии русалка — это летний женский дух, связанный с полями, растениями, плодородием и водой. Визуально русалок описывали как молодых девушек с длинными распущенными волосами, иногда зеленого цвета. В дальнейшем этот образ смешался с западными аналогами и приобрел узнаваемые для современного человека черты — женщины с рыбьим хвостом.

Русалки считались недобрыми духами, часто враждебно настроенными к людям. Они кидались камнями, ловили человека, щекотали его до смерти и топили. Однако иногда русалки все же проявляли милость и, наоборот, могли спасти ребенка.

На юге у нас русалка вообще не зла, а более шаловлива; напротив, великорусская русалка или шутовка, особенно же северная, где она и называется не русалкой, а просто чертовкой, злая, опасная баба и страшная неприятельница человеческого рода. При таком понятии о них, их представляют иногда безобразными; но вообще русалки большею частию молоды, стройны, соблазнительно хороши.

В. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»
Константин Маковский «Русалки»
Константин Маковский «Русалки»

С — Сирин

Сирин — еще одна сказочная птица с человеческим лицом. Считалось, что это существо также может очаровать людей своим пением. По некоторым источникам, ее пение «служит обозначением божьего слова».

В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух… возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает.

Е. Иткина «Русский рисованный лубок конца XVIII — начала XX века»

Т — Телепень

Телепень — это мелкий бес в мифологии народов Полесья (сейчас это территория Белоруссии, Польши, России и Украины). Само существо — малоприятное и вредительское. Считалось, что телепень пристает к детям и иногда к взрослым и заставляет их лениться.

Славяне верили, что телепень цепляется на загривок к ребенку, после этого малыш становится неуклюжим, медленным и начинает бездельничать — «телепаться» без дела. До шеи взрослых телепень не достает, поэтому «подсаживается» на середину тела, из-за чего у человека начинает расти живот и возникают проблемы с потенцией.

У — Упырь

В славянской мифологии упырь — это аналог западноевропейского вампира. Так называли покойников, умерших неестественной смертью и встающих по ночам из могилы. Этого существа особенно боялись, поскольку верили, что оно вредит людям, пьет их кровь и убивает скот. Но, в отличие от вампира, упырь сосет кровь не через клыки, а с помощью длинного языка.

От обычного человека упыря отличали по красному лицу и глазам — такими они становились от выпитой крови. Считалось, что убить его можно осиновым колом или через сожжение.

Ф — Фараонки

Фараонки — это полурыбы-полуженщины. Эти существа максимально близки к западноевропейским русалкам. Фараонок описывали как «чудных белотелых дев с русыми кудрями и рыбьими хвостами, которые плавают в море», однако встречались существа и мужского пола. Исследователи полагают, что фараонки — это народная переработка библейского сюжета, в котором войско египетского фараона погибло в морских водах во время преследования евреев.

В некоторых регионах считалось, что фараонки поедали людей, но, например, в Новгородской губернии существ воспринимали как безобидных, способных только кричать по ночам: «Царь Фараон в воде потонул».

Резьба по дереву, Поволжье, XIX век
Резьба по дереву, Поволжье, XIX век

Х — Хорь

Хорь — это необычная большая рыба, которая умеет бегать по берегу. Согласно поверьям, ее можно встретить утром. Хорь — это безобидное существо.

Ц — Цмок

Цмок — это змей, дракон. Но, в отличие от существ из западноевропейской мифологии, он не враждебен к человеку. Чаще всего цмока отписывали не как дракона, а как беса и летучего змея. В Белоруссии некоторые люди обращались к змею за благословением.

В день свадьбы кого бы то ни было из сельчан обязательно приплывает по рекам Эссе и Береще, озеру Береща и Березинскому каналу змееподобное чудовище по имени Цмок. Делает он это ради того, чтобы получить угощение со свадебного застолья. Ровно в полночь жених и невеста уходили со свадьбы на дамбу Березинского канала и в самый глубокий омут, где якобы уже ожидал разносолы и выпивку Цмок, выливали самогон и бросали закуску. Одновременно просили у чудища благословения на будущую совместную жизнь.

Записал краевед Владимир Шушкевич со слов своей бабушки

Ч — Чудь

Чудь — это невысокие и очень богатые люди, по сути, славянские гномы. По легенде, к ним пришли славяне, чтобы просить оброк. После этого чудь ушла под землю, где спряталась со всем своим богатством.

В преданиях коми этот низкорослый и темнокожий народец, для которого трава кажется лесом, приобретает иногда и звериные черты — он покрыт шерстью, у чудов — поросячьи ноги.

В. Петрухин «Мифы финно-угров»
Николай Рерих «Чудь подземная»
Николай Рерих «Чудь подземная»

Ш — Шиш

Шиш — это нечистый дух, живущий за печкой, на болоте, в лесу, бане. Визуально его описывали так: вертлявый, голова с кулачок, длинный нос — в точности как кукиш. Существо не опасно для людей.

Щ — Щекотун

Щекотун — это злобный дух, который может до смерти защекотать человека. Считалось, что чаще всего существо нападает на детей и мешает им спать по ночам. Отогнать щекотуна можно следующим образом: отнести ребенка к холму, покрытому деревьями и произнести: «Верея, вереюшка, тебе стоять, не гнить, здоровой быть, а моему младенцу не вопить, не реветь. Возьми с него щекотун и ревун и дай ему сон и угомон».

Ы — Ырка

Ырка похож на упыря. Это злобное и худое существо, которое в прошлом было человеком. В своем нынешним воплощении ырка охотится на людей, чтобы выпить их кровь, либо пытается их запутать и сбить с пути. Чтобы защититься от существа, нужно прочитать молитву или заговор, либо трижды сказать: «Чур меня».

Даже думать о том, чтоб оглянуться, нельзя, а то сразу вскочит Ыро, в один прыжок будет рядом и начнет говорить всякое, даже и такое, что никто, кроме Бога, не знает! Отвечать никак нельзя. Лучше всего сказать: «Чур меня, чур Пращур!» трижды, и тогда Ырка отстанет. Но ежели ответишь, так он начнет забегать вперед, дорогу преграждать, в поле заводить, подальше от дому. Лучше молитву какую-либо читать. «Отче Наш» очень помогает, потому что ей нас сам Иисус научил.

Ю. Миролюбов «Русский языческий фольклор»

Ю — Юда

Так южные славяне называли злобное женское существо, живущее в горах у озера, которое носится вихрем по воздуху. Согласно легендам, юды враждебно относятся к людям, опутывают длинными волосами купающихся и замучивают их разными способами, — например, выдирают глаза. Условно спастись от них может только молодой мужчина, который согласится взять юду в жены. Однако в таком случае его душа попадает в загробный мир, а тело начинает разлагаться.

Я — Ячична

Ячична — это женский персонаж, обитающий в пустых и заброшенных домах. Существо не нападает на людей, однако считает помещения своей собственностью. Считалось, что если такой дом захотят заселить, то ячична будет этому всячески мешать и пакостить.

Мария Самарина