культура

Трагикомическое зеркало действительности: в чем феномен «Наша Russia» и нужно ли возвращение шоу

Лично нам — нет. Но давайте об этом поговорим
VIDEO CONVERSELY/YouTube
VIDEO CONVERSELY/YouTube

В конце февраля генеральный продюсер телеканала ТНТ Аркадий Водахов сообщил, что культовое скетч-шоу «Наша Russia» вернется в эфир. Программа, откровенно высмеивающая особенности (часто — пороки) российского общества, была настоящим телевизионным феноменом нулевых и вполне справедливо получила ряд спин-оффов. Почему «Наша Russia» так полюбилась отечественному зрителю, зачем она возвращается и есть ли у шоу шансы на успех в сильно изменившейся реальности? Разбираемся.

Как устроена «Наша Russia»?

Первый сезон проекта «Наша Russia» стартовал в далеком 2006 году, а за его производство отвечал Comedy Club Production во главе с продюсерами Александром Дулерайном, Семеном Слепаковым (признан иноагентом в РФ) и Артуром Джанибекяном. Несмотря на то, что авторы отрицали факт вдохновения британской программой «Маленькая Британия» (или «Ваша Бриташа»), влияние сатирического шоу с Дэвидом Уолльямсом и Мэттом Лукасом было заметно невооруженным взглядом.

Подобно первоисточнику, продюсеры и сценаристы поместили двух известных комедиантов (Сергея Светлакова и Михаила Галустяна) в абсурдные обстоятельства и дали волю иронии. Как и в той же «Бриташе», артисты «Нашей» примеряли стереотипные образы сограждан и представителей ближнего зарубежья, подтрунивая над их нелепостью, грубостью и нетерпимостью. Впрочем, слоган «Мы живем в самой прекрасной стране на свете…» и духоподъемный заглавный трек от Павла Воли все же немного сбивал градус последующей социальной критики.

Наиболее заметными персонажами в «Наша Russia» были гастарбайтеры Равшан и Джамшут из Таджикистана или, вернее, «Таджикистона». Забавные рабочие толком не говорили по-русски, зато веселили зрителей различными казусами на стройке и речевыми искажениями вроде «насяльника мана» и «секас». Также в составе шоу присутствовал «первый в мире фрезеровщик с нетрадиционной сексуальной ориентацией» Иван Дулин и избалованные рублевские бомжи Сифон и Борода, которые донашивали брендовую одежду за местными обывателями и допивали их элитный алкоголь.

Не стоит забывать и про карикатурных пацанов Славика и Димона, чьи неудачи на любовном фронте зачастую резюмировались фразой: «Ну ты и лошара!» Что касается политической сатиры, то в шоу нашлось место паре нечестных депутатов Пронину и Мамонову из города «Нефтескважинска», ГИБДДшнику Николаю Лаптеву, который никогда не берет взяток (потому его семья буквально голодает) и, напротив, нестесняющемуся нарушать закон инспектору Гаврилову (определенные поведенческие черты роднят его с подругой-проституткой Эльвирой).

Почему всем так нравилось шоу?

При всей очевидной неполиткорректности «Наша Russia» идеально вписывалась в контекст времени. В каком-то смысле скетч-шоу пришло на смену гротескному «Осторожно, Модерн!» и анекдотичному «Городку» (хоть программа существовала вплоть до смерти Ильи Олейникова в 2012 году), предложив зрителю более современный и радикальный продукт. Продакшн от набиравшего обороты Comedy Club вкупе с работой талантливых сценаристов и харизматичных Галустяна и Светлакова дали россиянам удивительно точное, но отнюдь не злое зеркало действительности.

Юные миллениалы без устали цитировали Славика и Димона, футбольные фанаты замечали прямые пересечения между ФК «ГазМяс» и их любимым клубом, а другие видели занудного телезрителя Сергея Белякова (любил говорить с «ящиком» и выпить пива) в родственниках или соседях. Политика нового, более раскрепощенного и злободневного юмора от ТНТ позволила программе обрести статус флагмана канала на несколько лет. Ну а имена некоторых героев шоу и вовсе стали нарицательными: уж очень их образы совпадали с реальными людьми.

На протяжении пяти сезонов «Наша Russia» представляла собой утрированный, часто абсурдистский комедийный проект об обычных людях. Правда, если одних он подкупал легковесностью содержания, то других попросту обижал и раздражал. Пользователи различных форумов обвиняли авторов в ксенофобии (из-за унижения таджикского народа) и ненависти к России: якобы большинство персонажей в шоу были исключительно отрицательными и нереалистичными. Ну а суровые челябинские мужики в «красных труселях» — это вообще отдельная тема общественного дискурса.

Нужна ли нам новая «Наша Russia»?

Так или иначе шоу не казалось вопиюще пошлым и неподобающим для российского зрителя: примерно в те же годы главные развлекательные телеканалы страны без зазрения совести «крутили» «Очень страшное кино» и «Не грози Южному Централу» (фильм братьев Уайанс не менее гипертрофированно анализировал жизнь в штатах). «Наша Russia», в свою очередь, открыто говорила об особенностях русского народа, не романтизируя, а обнажая пороки общества. К сожалению, со временем шоу растеряло в своей актуальности, а вместе с тем изменился не только юмор, но и время.

В моменты напряженной политической обстановки в мире есть вероятность, что возвращение шоу «Наша Russia» просто не к месту. Былая, пусть и умеренная сатира в отношении российского общества сегодня вряд ли возможна, а, судя по реакции отдельных пользователей, вообще неуместна. На данный момент известно, что к своим ролям вернутся Михаил Галустян и Сергей Светлаков. Другой вопрос — вернутся ли дерзость и хлесткие шутки? Есть сомнения.

Никита Прунков