кино

«Не грози Южному Централу»: за что абсурдистскую комедию братьев Уайанс так полюбили в России

Несмотря на то, что многие телезрители не поняли, что фильм деконструировал гетто-драмы, он всегда казался нам довольно смешным
Movieclips/YouTube
Movieclips/YouTube

12 января 1996 года состоялась премьера пародийной комедии «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале». Проект братьев Уайанс, широко известных зрителям по «Очень страшному кино», откровенно высмеивает будни афроамериканских гетто, изобилует шутками ниже пояса и в целом сконцентрирован на маргинальном поведении темнокожих парней «с района».

Мы решили разобраться, как абсурдистская картина, посвященная гангстерской культуре, деконструирует жанр hood-фильмов, и заодно рассказать, почему же «Не грози Южному Централу» так понравился россиянам, плохо знакомым с гетто-тематикой.

Редакция «Постньюс» против употребления наркотиков и алкоголя. Статья носит исключительно развлекательный и исследовательский характер. На территории РФ наркотики запрещены согласно закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ.

О чем фильм «Не грози Южному Централу»

Картина, по сути состоящая из ироничных, а порой и крайне пошлых скетчей, начинается с того, как молодой темнокожий парень по прозвищу Пепельница переезжает со своей мамой в Южный Централ. И поскольку в таких картинах «порядочных черных женщин нет» (так выразилась сама героиня, сломав четвертую стену), мать навсегда прощается с сыном, оставляя его на попечительстве у отца. Папаша Пепельницы невероятным образом оказывается младше его на два года. Кузен Лок Дог, живущий по соседству, — обожает дешевое пиво, девушек и хранит в своем фургончике советскую ядерную боеголовку.

Тем временем бабушка молодого человека разъезжает на Chevrolet Impala 1963 года с гидравлической подвеской, покуривает «дурь» и даже может подраться с обидчиками (хотя ее на «блоке» уважают примерно все). Оказавшись в самом центре гетто, скромняга Пепельница должен выбрать, как ему жить дальше — стать примерным темнокожим парнем или примкнуть к банде придурочного Лок Дога. Для тех, кто никогда не смотрел «Не грози Южному Централу», подобный синопсис может показаться сюрреалистическим бредом. И, да: на самом деле, все так и есть.

С первых секунд братья Уайансы дают понять, что перед нами не просто комедия, а пародия, противоречащая здравому смыслу с точки зрения сюжета и логики. Длинное чудаковатое название картины отсылает зрителей сразу к четырем гангстерским лентам того времени — это «Ребята с улицы», «Угроза обществу», «Южный Централ» и «Сок». Таким образом, дерзкие комики посягнули на жанр hood-фильмов, который в то время активно развивали Спайк Ли, Джон Синглтон, братья Хьюз, Марио Ван Пиблз и другие авторы. Преимущественно они исследовали темы расизма, полицейского произвола и проблем темнокожих в неблагополучных районах.

Как лента издевается над «районными драмами»

Толком не разгоняясь, «Не грози Южному Централу» забрасывает зрителя огромной массой стереотипного туалетного юмора, доводя степень абсурдности до максимума. Темнокожие парни носят широкие штаны настолько низко, насколько позволяет длина ног. Каждый из них не выходит из дома без пары стволов (или даже базуки) и непременно употребляет все законное и не очень с утра до самого вечера. Кроме того, фильм открывается с фразы: «Каждого десятого темнокожего заставляют посмотреть фильм о жизни в гетто – и каждого пятого такого зрителя убивают в кинотеатре во время просмотра. А каждую третью женщину насилуют».

Этот слоган переиначивает интро «Ребят с улицы», где авторы указывают на то, что каждого двадцать первого афроамериканца убивает другой человек с таким же цветом кожи. Впрочем, на этом Уайансы не останавливаются: отрицательная разница в возрасте между Пепельницей и отцом намекает на нелепый подбор актеров для оригинальной ленты (Кьюба Гудинг-младший моложе своего киношного папы Лоренса Фишберна всего на семь лет). Герой по кличке «Сумасшедшая нога», передвигающийся на инвалидной коляске, — это Крис из того же фильма Синглтона (только с крошечными комичными ножками).

Главная любовь Пепельницы — симпатичная распущенная девушка Дашики с семью детьми (живет на Авеню Проникновения, 6969) — объединила в себе героинь Шайниз и Шалики опять же из «Ребят с улицы». От одной она взяла безудержное желание рожать детей, а от другой — скверный характер. Еще один персонаж — кореш-проповедник, принявший ислам, — весь фильм поучает гангстеров и призывает их перестать использовать N-Word и прибегать к насилию. Его прообразом стал сильно утрированный Шариф Батлер из «Угрозы общества».

Почему фильм так «зашел» россиянам

Главным образом картина дублирует «Ребят с улицы», заменяя социально-драматические сцены на удивительные по своей странности скетчи (вспомните сцену прелюдии Пепельницы и Дашики). «Не грози Южному Централу» высмеивает жизнь в гетто, перемешивая безумные уличные ситуации с внезапными мудростями главного героя — например, о рабстве, вреде огнестрельного оружия или убийствах. В последнем компоненте авторы использовали забавное жанровое клише, убив темнокожего руками белого скинхеда. Ход с устранением афроамериканца, который решил изменить свою жизнь в лучшую сторону, но был убит белым, использовался в картинах «Высшее образование», «Угроза обществу» и многих других.

«Не грози Южному Централу» издевается над всей проблематикой hood-фильмов 90-х годов, будь то насилие, отсутствие сексуального просвещения или бедность. Братья Уайанс иронизируют на тему того, что дожить до 21 года в гетто — это достижение. Через инфантильного отца Пепельницы мы узнаем, что существовать на пособие не стыдно, ведь это семейная традиция. Все, что заботит героев, живущих в мире хип-хопа, оружия и лоурайдеров — это девушки, алкоголь, разборки и кривляния. Удивительно, что при таком количестве аллюзий на плохо знакомое россиянам темнокожее кино, лента обрела особую популярность в нашей стране.

Несмотря на то, что в США картина не обрела статус культовой, а лишь стала предтечей будущего пародийного суперхита Уайанс «Очень страшное кино», в России фильм активно растиражировали телеканалы и пираты на кассетах и дисках. Вероятно, гипертрофированное представление о криминогенном районе Лос-Анджелеса и его обитателях пришлось настолько в диковинку российским подросткам, что просто не могло не стать вирусным. Тем более, такого бескомпромиссного и свободного юмора в массовом кино до «Не грози Южному Централу» как будто бы и не было. Ну а в эпоху «новой этики» уже, скорее всего, и не будет.

Никита Прунков