выборы-2024

Путин получил на выборах рекордное число голосов. А как показали себя остальные кандидаты?

Оппоненты Путина на выборах получили мизерные проценты. Это плохо, но не для всех
Сергей Фадеичев/ТАСС
Сергей Фадеичев/ТАСС

На президентских выборах 2024 года Владимир Путин набрал рекордные 87,28%, но остальные три кандидата выступили не так уверенно. Николай Харитонов, Леонид Слуцкий и Владислав Даванков не набрали даже 5%. Что это значит для них и какими будет их политическое будущее — разбираемся.

Николай Харитонов

Кандидат от КПРФ сумел сохранить традиционное для партии второе место в общенациональном зачете. Однако результат вышел неубедительным.

Харитонов набрал рекордно низкие 4,3% — это более, чем в два раза ниже цифр, которые получил Павел Грудинин в 2018 году (11,7%), в три раза меньше результата самого Харитонова в 2004-м (13,7%) и в четыре раза ниже последних выборов Геннадия Зюганова в 2012-м (17,2%). К тому же коммунист опередил третье место всего на 0,5%. На прошлых разрыв был куда более значимым.

Президентскую кампанию Харитонова можно было описать одним словом — устаревшая. В идеологическом смысле его команда пошла по классической схеме, которая, кажется, не изменилась с 1990-х гг. Ставку сделали на антипатию к капитализму и ностальгию по СССР. В предвыборной программе не было предложений, касающихся злободневных тем. Зато опять были пункты про национализацию предприятий, введение прогрессивной шкалы налогообложения и спасение села.

То же касается и технологической стороны предвыборной кампании. В отличие от оппонентов, Харитонов практически отсутствовал в соцсетях и меньше ездил по регионам. Коммунисты продолжили игнорировать электронное голосование, призывая сторонников идти на участки, из-за чего на ДЭГ Харитонов занял последнее место (2,5%). Единственным местом, где кандидат от КПРФ преуспел, были телевизионные дебаты. Харитонов посетил их девять раз против шести у Владислава Даванкова и четырех у Леонида Слуцкого.

Традиционный подход к предвыборной кампании помог КПРФ мобилизовать свой ядерный электорат — людей старшего поколения и убежденных коммунистов. Вероятно, они и принесли Харитонову шаткое второе место.

Вместе с тем становится очевидно, что затертый до дыр прием с педалированием темы СССР больше не привлекает к КПРФ новых избирателей, а старые сторонники постепенно разбегаются. Протестно настроенные россияне уходят, потому что предложения КПРФ давно потеряли актуальность и больше не представляют внятной альтернативы действующей власти. Других перетягивает к себе Владимир Путин, который заимствует некоторые идеи из программы коммунистов, вроде прогрессивной налоговой шкалы.

После выборов 2024 года перед КПРФ как никогда остро встал вопрос тотального обновления. Если коммунисты сумеют сделать правильные выводы из кампании Харитонова, то они смогут удержать за собой звание «партии №2». Если нет, их ждет медленная политическая смерть.

«Легкой прогулки не будет»: что ждать от нового срока Путина?
«Легкой прогулки не будет»: что ждать от нового срока Путина?

Леонид Слуцкий

С Леонидом Слуцким с самого начала было не все понятно. Политологи считали, что новый лидер ЛДПР скорее верткий чиновник, нежели харизматичный политический лидер. В то же время ему прочили второе место — как минимум потому, что обширные связи делали Слуцкого удобным партнером для власти. Следовательно, он мог рассчитывать на некоторую помощь «сверху».

Предположение подтверждали и социологические опросы. Исследование ФОМ, опубликованное накануне голосования, показывало, что у Слуцкого был минимальный отрыв от Харитонова (5,6% против 5,7%). Да и в рейтингах узнаваемости кандидат от ЛДПР опережал всех конкурентов, кроме Путина — что по идее должно было стать его преимуществом.

Однако вместо второго места Слуцкий занял последнее с результатом 3,2%. Лидер ЛДПР не продемонстрировал выдающейся харизмы, практически не участвовал в дебатах и не сформулировал собственную политическую платформу, во многом заняв позицию Путина. Почти вся предвыборная программа Слуцкого свелась к набору пустых и неконкретных лозунгов. А эксплуатация образа Жириновского привела к тому, что личность Слуцкого растворилась в покойном вожде ЛДПР. Не помогли даже реверансы в сторону регионов и тот факт, что Слуцкий — единственный из кандидатов, кто посетил новые территории в рамках избирательной кампании.

Впрочем, есть и хорошая новость — в отличие от КПРФ, у ЛДПР не произошло катастрофического обвала рейтингов. 3,2% Слуцкого не сильно ниже 5,6% Жириновского на выборах 2018 года. У покойного политика были результаты и похуже — в 2000-м он набрал всего 2,7%. И, конечно же, Слуцкому далеко до абсолютного антирекорда Олега Малышкина (2%) в 2004 году — тогда кандидата от ЛДПР опередила даже графа «против всех».

Теперь главный вопрос: удержит Слуцкий под собой партию после столь неубедительного дебюта? С одной стороны, внутрипартийная оппозиция, которую новый председатель приструнил в 2023-м, может снова поднять голову, используя электоральный провал как аргумент для его смещения. С другой, ЛДПР была в кризисе и во времена Жириновского. Сейчас опытный аппаратчик Слуцкий — главный залог ее выживания. Поэтому его позициям, скорее всего, ничто не угрожает.

Выборы президента России: главное в цифрах
Выборы президента России: главное в цифрах

Владислав Даванков

Кандидат от «Новых людей» Владислав Даванков стал, пожалуй, главным открытием выборов 2024 года.

Политик дебютировал на федеральном уровне с 3,85% и третьим местом. В некоторых регионах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, а также на ДЭГ Даванков заметно опередил Харитонова и Слуцкого. А данные экзит-поллов на зарубежных участках показали, что он умудрился на равных посоревноваться с Путиным, а кое-где даже обойти его. И это при том, что до президентских выборов единственным опытом Даванкова в публичной политике были выборы мэра Москвы в 2023-м.

Неплохими для новичка результатами Даванков обязан грамотно выстроенной избирательной кампании. Политик больше всех ездил по регионам (посетил 23 субъекта РФ), активно продвигался в интернете и предлагал максимально приземленные и понятные всем инициативы. Отчасти на успех Даванкова сыграла внесистемная оппозиция, а также уехавшие за рубеж россияне, которые голосовали протестно. Неслучайно наибольшие проценты он набрал именно за границей.

Несомненным плюсом Даванкова стало то, что он единственный из кандидатов, кому удалось мягко отстраниться от курса властей и предложить собственное, отличное от них видение проблем России. В то же время кандидат от «Новых людей» не стал связывать свой образ с иноагентами, которые могли бы дискредитировать его.

Это помогло ему собрать вокруг себя максимально возможное число избирателей и набрать больше, чем три условно либеральных кандидата вместе взятые набрали в 2018 году (3,8% у Даванкова против 3,5% у Ксении Собчак, Григория Явлинского и Бориса Титова).

В то же время очевидно, что политику еще есть куда расти. По степени узнаваемости он все еще заметно проигрывает политическим старожилам, вроде Харитонова и Слуцкого. Да и неопытность Даванкова тоже давала о себе знать — во время предвыборной кампании ему зачастую было тяжело скрывать взволнованность и неуверенность. Если он справится с этими недостатками и сумеет и дальше придерживаться срединной линии, то в будущем он еще может проявить себя.

Виталий Рюмшин