Украина или ИГИЛ: кто устроил теракт в «Крокус Сити Холле»?
Российские правоохранители задержали 11 человек по подозрению в причастности к теракту в «Крокус Сити Холле», включая всех четырех, кто лично участвовал в нападении. В сети уже есть ролики с их допросами. Однако показания террористов не дают ответа на вопрос, кто был заказчиком нападения. Часть СМИ утверждает, что теракт могла организовать террористическая организация ИГИЛ (запрещена в РФ) или украинские спецслужбы. Какая из этих версий более правдоподобная? Разбираемся.
Что известно о мотивах террористов?
На момент написания текста российские правоохранители допросили всех четырех террористов, участвовавших в атаке на «Крокус». Все они плохо говорят по-русски или совсем не знают языка.
Один из боевиков, которого зовут Фариддун Шамсутдин, рассказал, что приехал в Россию 4 марта из Турции. Принять участие в нападении террористу предложил «помощник проповедника», которого он постоянно слушал. Шамсутдину предложили «убивать людей» за 500 тыс. руб.: половину выплатили сразу, а вторую должны были перечислить на карту после нападения. Организаторы указали координаты места, где нужно совершить нападение, а также обеспечили исполнителей оружием.
По словам второго террориста, он и другой боевик по имени Абдулло жили в хостеле на севере Москвы. Они познакомились «10-12 дней назад» и купили машину у родственников, чтобы «работать на такси». Вероятно, он имел в виду тот самый «Рено Логан», на котором боевики пытались скрыться.
Из слов третьего боевика Мухаммадсобира Файзова ясно, что он получил документы о пребывании в России прямо в аэропорту от неизвестного человека. Больше он ничего не сказал.
По обрывочным сведениям из их показаний, которые попали в открытый доступ, пока невозможно установить полную картину произошедшего. Они дают представление о том, как боевики жили и передвигались по Москве. Однако в их словах нет ничего, что указывало бы на заказчиков нападения. На этот счет есть две главные версии.
Версия №1: атаку на «Крокус Сити Холл» устроили спецслужбы Украины
О наличии «украинского следа» в теракте говорят в России. Ключевой элемент этой теории — тот факт, что террористов задержали по направлению к российско-украинской границе. По данным ФСБ, боевики рассчитывали скрыться там, потому что имели контакты на украинской стороне. Президент РФ Владимир Путин также говорил о том, что им заготовили «окно» для побега на Украину.
В пользу этой версии говорит реакция Украины. В отличие от других стран, Киев не стал выражать даже формальные соболезнования в связи с терактом. Вместо этого украинское руководство сходу открестилось от связей с произошедшим — хотя на тот момент российская сторона не сформулировала даже предварительной версии о том, кто может быть заказчиком.
Наконец, на стороне Украины действительно воюют радикальные исламисты. Например, в ноябре 2022 года РИА «Новости» писало, что в ВСУ служат боевики с опытом войны в Чечне и Сирии — они возглавляют батальоны, участники которых исповедуют радикальный ислам. В феврале 2023-го датский канал DRTV заснял солдата ВСУ с шевроном ИГИЛ, отметив что в рядах ВСУ есть члены «чеченских группировок, базирующихся в повстанческих районах Сирии, а также традиционных сепаратистских группировок Европы».
Сомнительно, что подобные люди могут находиться на Украине — и тем более служить в ВСУ — без ведома и одобрения украинских спецслужб. То есть у ГУР Украины была возможность завербовать террористов через исламистские батальоны. Вероятно, они же могли прикрывать их отход на территорию Украины.
Впрочем, все вышеперечисленное — лишь косвенные доказательства причастности Киева к теракту в Москве. Прямой связи между исполнителями и украинскими спецслужбами пока не обнаружили. Без ответа остаются и другие вопросы: как террористы рассчитывали пробраться через хорошо охраняемую зону боевых действий? Чего добивался Киев — учитывая, что президентские выборы в РФ закончились, а на обстановку на фронте теракт бы никак не повлиял? Сейчас это самая слабая сторона версии с Украиной.
Версия №2: теракт в Подмосковье 22 марта — дело рук ИГИЛ
Версию о причастности ИГИЛ к террористической атаке в «Крокусе» активно продвигают за рубежом. Телеканал CNN написал, что эта организация взяла на себя ответственность за преступление через несколько часов после теракта. 23 марта об этом же заявила газета The New York Times — на этот раз со ссылкой на американских чиновников, ответственных за борьбу с контртерроризмом.
Называют даже конкретного виновника — афганский филиал организации ИГИЛ-К, также известный как «Вилаят Хорасан». На западе мотивы террористов объясняют тем, что «последние пару лет они были зациклены на России» и «обвиняли Кремль в операциях в Афганистане, Чечне и Сирии».
Эту версию, на первый взгляд, подтверждают две вещи. Во-первых, 23 марта близкое к ИГИЛ агентство «Амак» подтвердило его причастность к произошедшему в «Крокусе». К сообщению террористы прикрепили фотографию четырех боевиков с замазанными лицами на фоне флага ИГИЛ — их одежда была точно такой же, как и у людей, которых задержали в Брянской области. Во-вторых, при допросе один из террористов говорил о неком проповеднике, помощники которого связались с ним и предложили устроить теракт. Очень похоже на схему вербовщиков террористов.
В то же время у этой версии есть «белые пятна». Версию об ИГИЛ начали распространять в США. Но CNN заявил об этом гораздо раньше, чем подобные сообщения появились на связанных с террористами информационных ресурсах.
Власти США также были непоследовательны в высказываниях. Например, 8 марта американское посольство предупредило своих граждан об угрозе терактов в Москве, отдельно отметив концерты. После теракта в «Крокусе», где на тот момент как раз проходил концерт группы «Пикник», представитель Белого дома Джон Кирби заявил, что США не знали о подготовке теракта. Через несколько часов он же сказал, что у Вашингтона были «опасения по поводу возможной атаки в Москве». А вечером 23-го марта CNN написал, что США предупреждали Россию об атаке ИГИЛ. Российские СМИ со ссылкой на источники подтвердили это, но заметили, что информация была общей и не содержала конкретных деталей.
Аналитики, знакомые с принципами работы ИГИЛ, отмечают, что организация давно лишилась большей части своих возможностей и сейчас берет на себя ответственность за все, что может. Они также указывают на ряд нехарактерных для организации решений. Например, обещания денежного вознаграждения, использование схронов, подготовленных третьими лицами, а также тщательная организация нападения, которое заняло у боевиков всего 18 минут. Наконец, главный вопрос — почему террористы направили исполнителей не в мусульманские страны, а на Украину? И здесь снова всплывает тема исламистских батальонов, служащих в ВСУ. Получается, что они либо имели прямые связи с ИГИЛ, либо действовали от его лица.