книги

Обложка из человеческой кожи и книга для запекания: топ самых необычных изданий

Некоторые из них отличаются невероятным содержанием
Mikołaj/Unsplash
Mikołaj/Unsplash

Если сказать слово «книга», у большинства людей в воображении возникнет один и тот же предмет: переплетенные вместе листы бумаги с твердым корешком. Однако среди книг существуют поражающие воображение экземпляры, которые весьма сильно отличаются от собратьев. Рассказываем о самых необычных изданиях, которые существуют.

Книга с обложкой из человеческой кожи

В Гарвардской библиотеке много лет хранилась книга XIX века под названием Des Destinées de L'Ame («Судьба душ») Арсена Уссе. И хотя том попал в собрание еще в 30-е годы XX века, он привлек к себе внимание только в 2014 году.

Издание содержало примечание его переплетчика, доктора Людвига Буланда, в котором утверждалось, что при создании обложки он использовал человеческую кожу. Создатель «шедевра» утверждал, что если внимательно присмотреться, на книге можно заметить характерные поры, ведь «книга о человеческой душе заслуживает того, чтобы иметь человеческую обложку». По заверениям Буланда, материал для переплета он снял со спины его умирающей пациентки, вероятно, без ее согласия.

Долгое время эксперты со скепсисом воспринимали записку переплетчика, поскольку прошлый экземпляр из Гарвардской библиотеки, чьего создателя подозревали в использовании человеческих останков, — книга XVII века Practicarum Quaestionum Circa Leges Regias Hispaniae — не подтвердил опасений. Несмотря на то, что внутри содержится послание, которое заверяет читателя, что книга создана из останков «моего дорогого друга Джонаса Райса», после проверки выяснилось, что ее переплет выполнен из овчины.

Однако в случае с «Судьбами душ» переплетчик не врал: экспертиза показала, что обложка произведения действительно сделана из человеческой кожи. В марте 2024 года было принято решение удалить скандальный переплет с книги, а представители Гарварда извинились за то, что впервые сообщили об обнаружении необычной книги в юмористическом тоне и поставили под угрозу достоинство человека, чьи останки были осквернены.

Книга, которая тоньше человеческого волоса

В 2007 году канадский художник и издатель Роберт Чаплин совместно со специалистами из канадского Университета Саймона Фрейзера создал самую маленькую книгу в мире под названием Teeny Ted from Turnip Town («Крошечный Тед из городка Репок»). Размер издания составил всего 0,07 мм на 0,1 мм: ее выгравировали на микрочипе, ширина которого не превышает толщину человеческого волоса. В результате за книгой закрепился рекорд Гиннесса как за самым маленьким изданием, когда-либо созданным человеком.

На мельчайшем предмете удалось разместить историю Крошечного Теда, который выигрывает ежегодный конкурс по выращиванию репы. Рассказ написал брат Роберта Чаплина, Малкольм Дуглас Чаплин, и в изначальном виде занимал 30 страниц. Несмотря на маленький размер, книга стоит очень дорого: ее отпечатывают на чистом кристаллическом кремне сфокусированным пучком ионов галлия, поэтому цена копии составляет $10 тыс. При этом купившие книгу едва ли смогут насладиться приключениями Крошечного Теда без специального лабораторного оборудования: чтобы разглядеть надписи на микрочипе, потребуется электронный микроскоп.

Кулинарная книга, которую нужно запечь перед прочтением

Именно такую кулинарную книгу решили создать специалисты из хорватской дизайн-студии Bruketa & Zinić. На первый взгляд может показаться, что их книга — самая обычная. Однако, если ее открыть, внутри страниц вы найдете небольшое углубление, в котором лежит еще одна, абсолютно пустая книга.

Чтобы узнать, что написано на страницах буклета, его необходимо в прямом смысле запечь. Для этого достаточно обернуть книгу в фольгу и поместить в духовку, разогретую до 100 градусов на 25 минут (совсем как выпечку или жаркое). В результате теплового воздействия чернила активируются, что позволит читателю узнать еще больше вкусных рецептов и насладиться красочными иллюстрациями. Однако, если вы все же решите повторить рецепт из буклета, придется действовать быстро: как только книга остынет, чернила снова станут невидимыми, и процедуру запекания придется повторить.

Книга-ночник

Еще одно необычное издание от дизайн-студии Bruketa & Zinić — арт-проект Good Ideas Glow in The Dark («Хорошие идеи светятся в темноте»). Сначала может показаться, что книга ничем не примечательна: простой белый переплет без надписей и узоров вряд ли сможет чем-то выделиться на современных пестрых полках.

Однако эта вещь таит в себе сюрприз: стоит выключить свет, как обложка начинает светиться приятным синим цветом. Судя по фотографиям, ее свечение настолько яркое, что на прикроватной тумбочке книга вполне способна заменить ночник.

Книгу, которую так никто и не смог прочитать

Манускрипт Войнича считается самой загадочной из всех созданных книг. Иллюстрированный кодекс датируется XV веком и содержит 246 страниц. Он мало чем отличается от современных изданий, за одним исключением — прочесть его невозможно. Обложка тома абсолютно пуста и не содержит ни названия, ни имени автора, а на страницах внутри — письмена на неизвестном языке с использованием неидентифицированного алфавита.

Попытки расшифровать манусткрипт начались еще в XVII веке и продолжаются до сих пор. Несмотря на то, что специалистам удалось выдвинуть несколько гипотез относительно происхождения и содержания книги, ни одна из них так и не получила достаточного подтверждения. Кто-то считает, что послание внутри — шифр одного из европейских языков, другие, что рукопись написана на искусственном наречии и выдуманном алфавите. При этом есть и скептики, полагающие, что в книге нет никакого смысла, раз за столько лет никто так и не смог приблизиться к пониманию того, что и на каком языке в ней написано.

Вне зависимости от того, кто же на самом деле прав, Манускрипт Войнича (свое название загадочная рукопись получила в честь антиквара Вильфреда Войнича, который купил ее в 1912 году) — прекрасен. Древний фолиант украшают великолепные иллюстрации, предположительно, связанные с ботаникой, астрономией, биологией и фармацевтикой, да и сам загадочный алфавит, выполненный аккуратным почерком, не может не радовать глаз.