«Большая война неизбежна»: как Иран ответит на авиаудар Израиля по консульству в Сирии?
2 апреля в Совбезе ООН по требованию России пройдет заседание в связи с авиаударом по иранскому консульству в Сирии. Как отметил посол Ирана в Дамаске Хосейн Акбари, это была первая в истории атака Иерусалима на дипмиссию Тегерана. Как на это может ответить Иран и как произошедшее отразится на противостоянии Израиля с ХАМАС? Разбираемся в нашей статье.
Что произошло?
1 апреля по консульству Ирана в сирийском Дамаске нанесли авиаудар шестью ракетами с истребителей F-35. Здание дипведомства было полностью разрушено. В результате удара погибли минимум 11 человек, в том числе два иранских генерала и пять офицеров Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которые были военными советниками в Дамаске.
Как отметили анонимные израильские чиновники и подтвердили сирийские власти, удар нанес Иерусалим, а целью атаки был один из погибших генералов. Особенно широко в прессе освещали смерть генерала КСИР Мохаммада Захеди. The Guardian назвала его «важной фигурой в отношениях Тегерана с “Хезболлой” и президентом Сирии Башаром Асадом».
В ответ на произошедшее иранские власти заявили, что удар нарушил нормы международного права, и окрестили его террористической атакой. Тегеран направил письмо в Совбез ООН с призывом осудить удар, оставив за собой право на «решительный ответ». Кроме того, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян указал, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху утратил «душевное равновесие».
С осуждением атаки выступила также Сирия. Ее поддержали Венесуэла, Ирак, Катар, ОАЭ, Оман и Пакистан. В стороне не остались палестинские радикалы из ХАМАС и ливанская партия «Хезболла»: группировки выразили свою солидарность с Дамаском и Тегераном.
Офис генсека ООН выразил обеспокоенность в связи с ударом по консульству. Россия решительно осудила произошедшее: Москва запросила проведение заседания Совбеза ООН, которое назначили на 2 апреля.
Израиль не дал официальных комментариев по атаке на консульство. При этом Иерусалим велел усилить безопасность в своих посольствах. «ЦАХАЛ повысил бдительность и меры безопасности. Также министерство иностранных дел передало послание дипломатам, призвав их быть осторожными», — сообщил портал Ynet.
Почему нет сомнений, что удар нанес именно Израиль?
Потому что Иерусалим наносит подобные удары по сирийской территории уже на протяжении нескольких лет, а их целями становятся военные объекты и высокопоставленные лица, такие как представители КСИР. Уверенность в этом выразил востоковед Андрей Онтиков в беседе с «Постньюс».
К великому сожалению, такие удары приобрели достаточно привычный характер. В данном случае особенно выделяется нарушение суверенитета Сирии и соответствующих договоренностей о неприкосновенности дипломатических представительств. В то же время не произошло ничего необычного или выходящего за рамки привычной картины.
一 Андрей Онтиков, востоковедВ причастности Израиля к авиаудару по консульству Ирана в Сирии также не сомневается автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану» Никита Смагин. Как отметил эксперт в комментарии «Постньюс», только Иерусалим наносит удары «такого характера».
Никто другой не бьет по иранским и проиранским объектам в Сирии, используя подобные виды вооружений. Это вполне в логике развития событий и в стиле того, что делает Израиль в Сирии в последние годы.
一 Никита Смагин, автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану»В свою очередь, востоковед-арабист, автор Telegram-канала «Junger Orientalist» Максим Жабко подчеркнул, что Израиль почти никогда не берет ответственность за удары по проиранским ячейкам в Сирии, но «все всё понимают».
В последние месяцы Израиль не боится наносить дерзкие удары по про-иранской «Оси сопротивления». С начала года мы видели ряд громких ликвидаций лидеров палестинского ХАМАС в Ливане, командиров и боевиков в элитном подразделении ливанской «Хезболлы», а также офицеров иранского КСИР.
Кроме того, Израиль стал бомбить объекты «Хезболлы» в глубине ливанской территории. Совсем недавно, предположительно, Израиль нанес серию ударов в районе города Алеппо на севере Сирии: погибло порядка 40 человек из проиранских вооруженных формирований.
一 Максим Жабко, востоковед-арабистЭксперт убежден, что таким образом Иерусалим пытается ослабить командную структуру и логистику своих противников. По всей видимости, продолжил Жабко, Израиль исходит из того, что Иран и «Хезболла» не хотят «большой войны», и пользуется этим, чтобы поразить как можно больше «чувствительных целей».
Есть также мнение, что Иерусалим хочет спровоцировать Тегеран вступить в войну и втянуть в нее США. Отсюда все более провокационные удары — по южным пригородам Бейрута (бастион Хезболлы) или вот теперь по иранскому консульству.
Но конфронтации не хотят ни в Вашингтоне, ни в Тегеране. Однако израильское руководство может исходить из того, что большая война неизбежна, и пусть лучше она случится сейчас, пока США остаются в регионе.
一 Максим Жабко, востоковед-арабистПочему этот удар Израиль нанес именно сейчас — сказать сложно. Специалист по Ближнему Востоку, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов уверен, что это была некая провокация со стороны Иерусалима.
Но так или иначе она связана с готовящимся наступлением ЦАХАЛ в Рафахе или с его возможной отменой, чтобы изменить русло эскалации.
一 Кирилл Семенов, эксперт РСМДКак Иран ответит Израилю на удар по консульству?
Тегеран может прибегнуть к «какой-то показательной акции и наверняка сделает это, объявив это некой местью», уверен Онтиков. «С другой стороны, Иран и так оказывает уже достаточно серьезное давление на израильтян, как минимум поддерживая ХАМАС в Газе и “Хезболлу” в Ливане», — полагает востоковед.
Смагин, со своей стороны, отметил, что сейчас Иран находится в «непростой ситуации». Ранее, подчеркнул он, Иран ничем не отвечал на атаки Израиля, поскольку у него «особо не было возможности».
С точки зрения конвенционального противостояния между странами Израиль находится на совершенно ином уровне развития в области вооружений, нежели Иран. Поэтому Тегеран не может нанести удар по непосредственно израильской территории.
Он пытается компенсировать свою слабость, поддерживая силы, которые противостоят Израилю в регионе (прежде всего, ХАМАС и «Хезболлу»), а также проводить символические акции в виде кибератак или ударов по якобы израильским объектам (например, в Курдистане).
一 Никита Смагин, автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану»При этом в нынешней ситуации Иран «не может не ответить» на атаку, для чего Тегеран «попытается найти такую формулу», чтобы с одной стороны нанести какой-то значимый урон Израилю (или, по крайней мере, символично обозначить его как значимый). «С другой — не довести ситуацию до того, чтобы Израиль или США нанесли удар по территории Ирана. Так что я ожидаю попытку какого-то условного креатива с иранской стороны, но как именно он будет выглядеть — посмотрим», — сказал Смагин.
Жабко добавил, что Иран предпочитает «отвечать руками своих союзников и прокси в Ливане, Ираке и Сирии», чтобы в дальнейшем отрицать свою причастность.
Судя по предыдущим реакциям Тегерана, это может быть обстрел дронами или ракетами территории Израиля либо американских военных баз в регионе.
Однако важно учитывать, что на этот раз реакция может быть жестче. Не только из-за того, что Израиль убил нескольких генералов, но особенно потому, что консульство — формальная территория Ирана.
一 Максим Жабко, востоковед-арабистИзменит ли инцидент ход войны между Израилем и ХАМАС?
Опрошенные «Постньюс» эксперты сошлись во мнении, что нет. При этом Смагин обратил внимание, что в текущей войне в Израиле наиболее «тревожной точкой» представляется граница с Ливаном.
Именно там происходят регулярные обмены ударами между ЦАХАЛ и “Хезболлой”. Но вся эта конфронтация ранее не выходила за пределы этой вялотекущей перестрелки, хотя жертвы и разрушения есть.
Поэтому главная интрига в том, станет ли ситуация на границе острее и приведет ли атака на иранское посольство к полномасштабному столкновению Израиля и “Хезболлы”. Пока группировка не сильно хочет этого, потому что она понимает, чем это для нее грозит, как и сам Израиль, который еще не завершил операцию в Газе.
一 Никита Смагин, автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану»Жабко уверен, что Иран может «дать добро “Хезболле” на эскалацию». Востоковед-арабист полагает, что это может «снова быть что-то символическое».
Но, учитывая ценность “Хезболлы” для Ирана, думаю, что Тегеран скорее ответит руками проиранских группировок в Ираке или Сирии. Если “Хезболла” вступит в войну в полную силу, то ничто не остановит Израиль от ударов по Ирану, в том числе по объектам ядерной программы. С другой стороны, учитывая символический масштаб эскалации, мы можем увидеть что-то более оригинальное.
一 Максим Жабко, востоковед-арабистЕсли «Хезболла» все же активизирует атаки на ЦАХАЛ на северном фронте, то это вынудит армию обороны Израиля перебросить туда свои подразделения, уверен Семенов. «Более жесткий ответ Ирана может привести к большей активности в той же северной части и снизить напряжение в Газе», — указал эксперт РСМД.