Abedin Taherkenareh/EPA/ТАСС
Abedin Taherkenareh/EPA/ТАСС
власть

«Большая война неизбежна»: как Иран ответит на авиаудар Израиля по консульству в Сирии?

Опрошенные эксперты не сомневаются в причастности Иерусалима к атаке на дипведомство, поскольку подобное уже происходило

2 апреля в Совбезе ООН по требованию России пройдет заседание в связи с авиаударом по иранскому консульству в Сирии. Как отметил посол Ирана в Дамаске Хосейн Акбари, это была первая в истории атака Иерусалима на дипмиссию Тегерана. Как на это может ответить Иран и как произошедшее отразится на противостоянии Израиля с ХАМАС? Разбираемся в нашей статье.

Что произошло?

1 апреля по консульству Ирана в сирийском Дамаске нанесли авиаудар шестью ракетами с истребителей F-35. Здание дипведомства было полностью разрушено. В результате удара погибли минимум 11 человек, в том числе два иранских генерала и пять офицеров Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которые были военными советниками в Дамаске.

Как отметили анонимные израильские чиновники и подтвердили сирийские власти, удар нанес Иерусалим, а целью атаки был один из погибших генералов. Особенно широко в прессе освещали смерть генерала КСИР Мохаммада Захеди. The Guardian назвала его «важной фигурой в отношениях Тегерана с “Хезболлой” и президентом Сирии Башаром Асадом».

В ответ на произошедшее иранские власти заявили, что удар нарушил нормы международного права, и окрестили его террористической атакой. Тегеран направил письмо в Совбез ООН с призывом осудить удар, оставив за собой право на «решительный ответ». Кроме того, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян указал, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху утратил «душевное равновесие».

Кто еще осудил удар по консульству Ирана в Сирии?

С осуждением атаки выступила также Сирия. Ее поддержали Венесуэла, Ирак, Катар, ОАЭ, Оман и Пакистан. В стороне не остались палестинские радикалы из ХАМАС и ливанская партия «Хезболла»: группировки выразили свою солидарность с Дамаском и Тегераном.

Офис генсека ООН выразил обеспокоенность в связи с ударом по консульству. Россия решительно осудила произошедшее: Москва запросила проведение заседания Совбеза ООН, которое назначили на 2 апреля.

Протесты в Тегеране после авиаудара по иранскому консульству в Сирии. Фото: Abedin Taherkenareh/EPA/ТАСС
Протесты в Тегеране после авиаудара по иранскому консульству в Сирии. Фото: Abedin Taherkenareh/EPA/ТАСС

Израиль не дал официальных комментариев по атаке на консульство. При этом Иерусалим велел усилить безопасность в своих посольствах. «ЦАХАЛ повысил бдительность и меры безопасности. Также министерство иностранных дел передало послание дипломатам, призвав их быть осторожными», — сообщил портал Ynet.

Почему нет сомнений, что удар нанес именно Израиль?

Потому что Иерусалим наносит подобные удары по сирийской территории уже на протяжении нескольких лет, а их целями становятся военные объекты и высокопоставленные лица, такие как представители КСИР. Уверенность в этом выразил востоковед Андрей Онтиков в беседе с «Постньюс».

Андрей Онтиков, востоковед

К великому сожалению, такие удары приобрели достаточно привычный характер. В данном случае особенно выделяется нарушение суверенитета Сирии и соответствующих договоренностей о неприкосновенности дипломатических представительств. В то же время не произошло ничего необычного или выходящего за рамки привычной картины.

一 Андрей Онтиков, востоковед

В причастности Израиля к авиаудару по консульству Ирана в Сирии также не сомневается автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану» Никита Смагин. Как отметил эксперт в комментарии «Постньюс», только Иерусалим наносит удары «такого характера».

Никита Смагин, автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану»

Никто другой не бьет по иранским и проиранским объектам в Сирии, используя подобные виды вооружений. Это вполне в логике развития событий и в стиле того, что делает Израиль в Сирии в последние годы.

一 Никита Смагин, автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану»

В свою очередь, востоковед-арабист, автор Telegram-канала «Junger Orientalist» Максим Жабко подчеркнул, что Израиль почти никогда не берет ответственность за удары по проиранским ячейкам в Сирии, но «все всё понимают».

Максим Жабко, востоковед-арабист

В последние месяцы Израиль не боится наносить дерзкие удары по про-иранской «Оси сопротивления». С начала года мы видели ряд громких ликвидаций лидеров палестинского ХАМАС в Ливане, командиров и боевиков в элитном подразделении ливанской «Хезболлы», а также офицеров иранского КСИР.

Кроме того, Израиль стал бомбить объекты «Хезболлы» в глубине ливанской территории. Совсем недавно, предположительно, Израиль нанес серию ударов в районе города Алеппо на севере Сирии: погибло порядка 40 человек из проиранских вооруженных формирований.

一 Максим Жабко, востоковед-арабист

Эксперт убежден, что таким образом Иерусалим пытается ослабить командную структуру и логистику своих противников. По всей видимости, продолжил Жабко, Израиль исходит из того, что Иран и «Хезболла» не хотят «большой войны», и пользуется этим, чтобы поразить как можно больше «чувствительных целей».

Максим Жабко, востоковед-арабист

Есть также мнение, что Иерусалим хочет спровоцировать Тегеран вступить в войну и втянуть в нее США. Отсюда все более провокационные удары — по южным пригородам Бейрута (бастион Хезболлы) или вот теперь по иранскому консульству.

Но конфронтации не хотят ни в Вашингтоне, ни в Тегеране. Однако израильское руководство может исходить из того, что большая война неизбежна, и пусть лучше она случится сейчас, пока США остаются в регионе.

一 Максим Жабко, востоковед-арабист

Почему этот удар Израиль нанес именно сейчас — сказать сложно. Специалист по Ближнему Востоку, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов уверен, что это была некая провокация со стороны Иерусалима.

Кирилл Семенов, эксперт РСМД

Но так или иначе она связана с готовящимся наступлением ЦАХАЛ в Рафахе или с его возможной отменой, чтобы изменить русло эскалации.

一 Кирилл Семенов, эксперт РСМД

Как Иран ответит Израилю на удар по консульству?

Тегеран может прибегнуть к «какой-то показательной акции и наверняка сделает это, объявив это некой местью», уверен Онтиков. «С другой стороны, Иран и так оказывает уже достаточно серьезное давление на израильтян, как минимум поддерживая ХАМАС в Газе и “Хезболлу” в Ливане», — полагает востоковед.

Смагин, со своей стороны, отметил, что сейчас Иран находится в «непростой ситуации». Ранее, подчеркнул он, Иран ничем не отвечал на атаки Израиля, поскольку у него «особо не было возможности».

Никита Смагин, автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану»

С точки зрения конвенционального противостояния между странами Израиль находится на совершенно ином уровне развития в области вооружений, нежели Иран. Поэтому Тегеран не может нанести удар по непосредственно израильской территории.

Он пытается компенсировать свою слабость, поддерживая силы, которые противостоят Израилю в регионе (прежде всего, ХАМАС и «Хезболлу»), а также проводить символические акции в виде кибератак или ударов по якобы израильским объектам (например, в Курдистане).

一 Никита Смагин, автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану»

При этом в нынешней ситуации Иран «не может не ответить» на атаку, для чего Тегеран «попытается найти такую формулу», чтобы с одной стороны нанести какой-то значимый урон Израилю (или, по крайней мере, символично обозначить его как значимый). «С другой — не довести ситуацию до того, чтобы Израиль или США нанесли удар по территории Ирана. Так что я ожидаю попытку какого-то условного креатива с иранской стороны, но как именно он будет выглядеть — посмотрим», — сказал Смагин.

Жабко добавил, что Иран предпочитает «отвечать руками своих союзников и прокси в Ливане, Ираке и Сирии», чтобы в дальнейшем отрицать свою причастность.

Максим Жабко, востоковед-арабист

Судя по предыдущим реакциям Тегерана, это может быть обстрел дронами или ракетами территории Израиля либо американских военных баз в регионе.

Однако важно учитывать, что на этот раз реакция может быть жестче. Не только из-за того, что Израиль убил нескольких генералов, но особенно потому, что консульство — формальная территория Ирана.

一 Максим Жабко, востоковед-арабист

Изменит ли инцидент ход войны между Израилем и ХАМАС?

Опрошенные «Постньюс» эксперты сошлись во мнении, что нет. При этом Смагин обратил внимание, что в текущей войне в Израиле наиболее «тревожной точкой» представляется граница с Ливаном.

Именно там происходят регулярные обмены ударами между ЦАХАЛ и “Хезболлой”. Но вся эта конфронтация ранее не выходила за пределы этой вялотекущей перестрелки, хотя жертвы и разрушения есть.

Поэтому главная интрига в том, станет ли ситуация на границе острее и приведет ли атака на иранское посольство к полномасштабному столкновению Израиля и “Хезболлы”. Пока группировка не сильно хочет этого, потому что она понимает, чем это для нее грозит, как и сам Израиль, который еще не завершил операцию в Газе.

一 Никита Смагин, автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану»

Жабко уверен, что Иран может «дать добро “Хезболле” на эскалацию». Востоковед-арабист полагает, что это может «снова быть что-то символическое».

Максим Жабко, востоковед-арабист

Но, учитывая ценность “Хезболлы” для Ирана, думаю, что Тегеран скорее ответит руками проиранских группировок в Ираке или Сирии. Если “Хезболла” вступит в войну в полную силу, то ничто не остановит Израиль от ударов по Ирану, в том числе по объектам ядерной программы. С другой стороны, учитывая символический масштаб эскалации, мы можем увидеть что-то более оригинальное.

一 Максим Жабко, востоковед-арабист

Если «Хезболла» все же активизирует атаки на ЦАХАЛ на северном фронте, то это вынудит армию обороны Израиля перебросить туда свои подразделения, уверен Семенов. «Более жесткий ответ Ирана может привести к большей активности в той же северной части и снизить напряжение в Газе», — указал эксперт РСМД.

еще по теме
«Вероятность возрастает с каждым часом»: может ли Иран вмешаться в войну Израиля и ХАМАС?
«Из чувства ответственности»: почему Йемен объявил войну Израилю?
«Государство в государстве»: что известно о спецслужбе «Моссад» и как она допустила вторжение ХАМАС
Эльнара Синютина