образование

Уроки обществознания для 6-8-х классов отменят. Что об этом думают учителя?

Одни считают, что дети не смогут выучить предмет, а другие рады сокращению потока ненужной информации для школьников
Владимир Смирнов/ТАСС
Владимир Смирнов/ТАСС

С 1 сентября 2025 года обществознание исключат из программы 6-8-х классов, гласит приказ Минпросвещения. Количество учебных часов, выделяемых на предмет в 10-м классе, также сократят. В то же время количество уроков истории будет увеличено. Мы подробнее разбираемся в том, что ждет школьников, а заодно делимся мнением учителей об изменениях в программе — их отношение оказалось полярным.

Что изменится в школьной программе с 2025 года?

Уроки обществознания начинались с 6-го класса, теперь же предмет будут изучать с 9-го — эти изменения начнут действовать с 1 сентября 2025 года. Так, по учебному плану в 9-м классе для школьников будут проводить по одному уроку в неделю, в 10-м — также по одному (сейчас их два), в 11-м — по два урока в неделю.

Еще в феврале в Минпросвещения заверили, что урезание предмета не усложнит сдачу ОГЭ — экзамен адаптируют под новую программу. Также помощник президента России Владимир Мединский заявил, что сокращение часов на изучение обществознания не снизит качество знаний у школьников, потому что необходимые материалы включат в программу по истории или дети изучат их в старших классах.

Уроков истории станет больше — выделяемое на этот предмет время увеличат с 340 до 476 часов. В 5-8-х классах будут проводить по три занятия в неделю, в 9-м классе — по два занятия в неделю, а в 10-11-х классах останется, как и сейчас, по два урока. При этом дополнительное количество часов в 5-7-х классах пойдет на изучение модуля «История нашего края», а в 8-х — на всеобщую историю. «Нагрузка на школьников при этом не увеличится», — подчеркнули в Минпросвещения.

Как к изменениям отнеслись в Госдуме?

Первый зампред Госдумы по просвещению Яна Лантратова рада такому пересмотру, потому что сейчас, по ее словам, на обществознании в 6-8-х классах школьники изучают западные концепции.

«Если посмотреть концепции, которые изучаются в этот период времени, в основном это западные концепции, которые говорят о том, что общество с уважением к религии, с многодетными семьями и почитанием традиционных ценностей — общество отсталое; что безальтернативная идеальная модель — это модель американская», — считает Лантратова.

Поэтому, рассказывает депутат, эту часть будут сокращать, а освободившееся время перенаправлять на изучение истории. Также она добавила, что сокращение курса обществознания не повлияет на осведомленность молодежи о своих гражданских правах — эти темы, как и прежде, будут проходить в старшей школе.

Пока одни учителя против отмены обществознания в школах…

Аспирант, учитель истории и обществознания Николай Иващенко негативно отнесся к такому решению Минпросвещения. «В 6-8-х классах проходят общие темы: как устроено домашнее хозяйство, что такое общественная жизнь, правила поведения в интернете — как это можно включить в историю? Сомнительно, на самом деле», — размышляет Иващенко. Учитель считает, что куда логичнее было бы, наоборот, сделать для старшей школы отдельные предметы на основе разделов обществознания для их более подробного изучения. «Право отдельно, экономика отдельно, социология отдельно», — считает Иващенко.

По его словам, сейчас обществознание — это один из самых популярных предметов на ЕГЭ, причем гораздо более востребованный, чем история. Иващенко отмечает, что хоть ОГЭ в 9-м классе и собираются адаптировать под новую программу, про изменения в едином государственном экзамене речи пока не шло. «Сейчас программа по обществознанию выстроена, как луковица: сначала детям дают самые простые вещи, потом на них нанизывается следующий слой и так далее, увеличивая сложность», — рассказывает учитель.

Благодаря такому подходу ребенок получает информацию не одномоментно, а постепенно, и потому она гораздо лучше усваивается, уверен Иващенко. К тому же есть темы, которые регулярно повторяются в разных классах для лучшего запоминания предмета.

Знание формируется год за годом, а не так, что тебе в 9-м классе просто все разом выдают.

Николай Иващенко, учитель истории и обществознания

К тому же, по мнению Иващенко, хоть некоторые темы в обществознании и связаны с историей и наоборот, сводить их в один предмет — неправильно. «Это как смешивать историю и литературу — конечно, они родственны, но это разные предметы», — объясняет учитель. Поэтому он считает, что изменение программы прибавит работы репетиторам, которым придется объяснять детям то, что они не успели пройти в школе.

Другие выступают за изменения

Со своим коллегой не согласен другой учитель истории и обществознания — Георгий Захарчик. Он очень рад, что предмет уберут из программы 6-8-х классов, потому что на этих уроках бесконечно проходят одно и тоже: что такое общество, чем человек отличается от животного и так далее. По словам Захарчика, это все общие слова, в которых очень мало сути, в отличие от истории, где все «лежит по полочкам».

К ОГЭ по обществознанию можно успешно подготовиться по программе 9-го класса, а вот на историю у меня никогда не хватало времени, и я не успевал нормально завершить курс.

Георгий Захарчик, учитель истории и обществознания

Учитель поделился своим опытом репетиторства и рассказал, как готовил ученицу к ОГЭ по обществознанию. «Она говорит: “Я не помню, что нам преподали по обществознанию с 6-го по 8-й класс”. Мы с ней быстро перелопатили всю программу, и она нормально сдала экзамен и получила высший балл», — рассказывает Захарчик.

Также учитель рад, что уроков истории станет больше. По его мнению, нужно минимум четыре часа в неделю, чтобы можно было и контрольную провести, и материал объяснить. Захарчик уверен, что если занятий будет меньше, учителю придется либо отдавать часть параграфов на домашнее изучение, либо не проводить опросы и контрольные, а только начитывать материал.

В истории есть все. В истории ты говоришь о культуре, политических режимах, семейных отношениях, например, о взаимоотношениях в царской семье, и не растекаешься мыслью по древу.

Георгий Захарчик, учитель истории и обществознания

Однако учитель высказывается против идеи объединения экзаменов по обществознанию и истории (ранее с таким предложением выступил Мединский) — в таком случае получится «ни нашим, ни вашим», считает Захарчик. «Я бы ввел обязательную историю, но разделил ее на уровни: база и профиль. Чтобы дети могли сдать минималку и не путали маршала Жукова и генералиссимуса Суворова», — заключает педагог.

Мария Самарина