От любви до ненависти один Трамп: действительно ли экс-президент США против Украины?
После долгих споров Палата представителей США одобрила военную помощь Украине. Окончательное принятие этого пакета помощи — дело времени. Однако на Западе переживают, что он может стать последним. В 2025 году к власти в США может снова прийти Дональд Трамп. Американские СМИ пишут, что экс-президент «ненавидит» Киев и в случае возвращения в Белый дом сократит все военные транши. Так ли это, какие у Трампа на самом деле взгляды на Украину и изменит ли течение конфликта его победа на выборах — разбираемся.
Какие у Трампа взгляды на конфликт между Украиной и Россией?
Экс-президент США критически относится к позиции Джо Байдена о безоговорочной поддержке Украины. Он считает, что главная угроза Америке не Россия, а Китай. Поэтому предлагает как можно скорее добиться мира на Украине, чтобы потом попробовать «оторвать» Москву у Пекина.
Главная идея Трампа — «завершить конфликт за 24 часа». Политик считает, что сможет заставить Украину отказаться от Крыма и Донбасса. В его планах пригрозить Киеву прекращением военной помощи, а Москве — ее увеличением. Только так Путина и Зеленского можно свести на мирном саммите, считает экс-президент США.
Однако в последние месяцы риторика экс-президента США стала меняться. Трамп перестал намекать на то, что прекратит поддерживать Украину. Вместо этого он говорит, что США не будут тратить на Киев больше, чем Евросоюз.
Показательная ситуация произошла в марте с премьером Венгрии Виктором Орбаном — он встретился с Трампом, после чего заявил, что экс-президент США вообще не хочет давать денег Украине. Однако сам Трамп опроверг эти слова, предложив другое объяснение своей позиции.
«Европа тратит на Украину примерно на $100 млрд меньше, чем мы, и я сказал [Орбану], что на эту вещь действительно нужно обратить внимание. Это нечестно по отношению к нам», — пояснил Трамп, добавив, что экономически ЕС сопоставима с США и при этом находится в куда большей опасности. Он также отметил, что это не антиукраинская риторика.
ЕС действительно тратит на помощь Украине меньше, чем США. Но не в тех объемах, о которых говорит Трамп. По состоянию на апрель 2024 года, страны ЕС коллективно потратили на Украину порядка $106 млрд. В сентябре 2023-го США рапортовали, что их совокупные расходы составили $113 млрд. С учетом свежих пакетов помощи расходы ЕС на Украину составят $155 млрд к 2027 году. Американцы доберутся до отметки $174 млрд к концу 2025-го.
В апреле Трамп еще сильнее смягчил позицию. Он не стал препятствовать принятию нового пакета помощи Украине — хотя в феврале «потопил» более выгодный для республиканцев законопроект, где военная поддержка Киева шла вместе с усилением южной границы США. После того, как пакет приняли, экс-президент США впервые публично заявил, что Украина важна для Штатов.
«Почему Европа не может уравнять или сравнятся по деньгам, которые США вкладывают в поддержку остро нуждающейся страны? Многие соглашаются, что выживание и сила Украины должны быть куда важнее для Европы, чем для нас, но для нас они тоже важны! Шевелись, Европа!» — написал он в сети Truth Social.
Как Трамп относился к Украине, когда был президентом?
Украина не была в фокусе внимания Дональда Трампа, когда тот находился у власти. Еще во время первой президентской кампании политик прямо говорил, что не придает значения поддержке Киева. Практически сразу после инаугурации он отстранился от украинского вопроса и до последнего сопротивлялся передаче оружия.
Причин у этого было несколько. Первая: на тот момент интерес к Украине в США заметно убавился, поэтому она перестала быть ценной картой во внутриполитических играх. Вторая: Трамп считал Украину коррумпированной и ненастоящей страной и не хотел ради нее портить отношения с Россией.
Наконец, он был убежден, что в 2016 году Киев помогал Хиллари Клинтон вести ее предвыборную кампанию. Украина действительно сыграла негативную роль в выдвижении Трампа. В 2016 году Киев обвинил руководителя его избирательного штаба Пола Манафорта в отмывании денег — это случилось в самый разгар избирательной кампании, что вынудило Трампа уволить Манафорта и создало ему сложности в избирательной гонке.
Вдобавок Трамп был убежден, что Украина сговорилась с Демпартией и взломала ее сервера под видом России, чтобы потом Москву обвинили во вмешательстве в выборы, а его — в сотрудничестве с РФ. Затем сервера якобы спрятали где-то на Украине, чтобы ФБР не узнало правду.
В 2019 году Дональд Трамп потребовал у Владимира Зеленского найти на Украине сервера Демпартии и открыть уголовные дела против Джо и Хантера Байденов в преддверии выборов. В обмен Киеву предложили финансовую и военную помощь.
Разговор двух президентов ушел в СМИ, что привело к громкому скандалу. Несмотря на опровержения Трампа и Зеленского, Конгресс инициировал против президента США расследование о превышении полномочий. Итогом стала первая попытка объявить ему импичмент. Голосование в Конгрессе провалилось, но под давлением Белый дом был вынужден разблокировать военную помощь.
Так что в итоге — Трамп за или против Украины?
Из опыта взаимодействия Трампа с Украиной можно сказать, что эта страна как таковая его не интересует. Экс-президент США считает Китай более серьезной угрозой для Америки, для него это основной фронт противостояния. Европа и Россия — второстепенный фланг, где у Штатов нет стратегических интересов. Поэтому ответственность за него должны нести другие. Например, ЕС.
Вместе с тем Трампу так или иначе приходится обращаться к теме Украины, потому что она играет важную роль во внутриполитической повестке США. Но он делает это только в предвыборные сезоны и только тогда, когда это, по его мнению, сыграет на пользу кампании.
В 2019 году Трамп был убежден, что ему удастся кулуарно потопить Байдена в украинской коррупции. Отходом от радикальной позиции в 2024-м он, судя по всему, пытается расширить электоральную базу за счет умеренных республиканцев и независимых избирателей, которые поддерживают Киев. В последнее время его отрыв от Байдена опасно сократился, а попытки заблокировать помощь Украине в Конгрессе стали слишком токсичными из-за того, что они парализуют работу государственной власти в США.
Впрочем, как бы ни эволюционировала предвыборная риторика Трампа, она вряд ли окажет влияние на его политику по отношению к Украине, если он вернется в Белый дом в 2025-м. Куда важнее будет расклад сил, который сложится в Конгрессе после промежуточных выборов, которые пройдут одновременно с президентскими.
Если хотя бы одну из палат займут демократы, тогда возможности Трампа по определению внешней политики будут так же ограничены, как и во время его первого президентского срока. Вероятность того, что все произойдет именно так, весьма высокая. В нынешнем созыве Палаты представителей Республиканская партия показала себя неважно. Конгрессмены были заняты борьбой друг с другом едва ли не больше, чем борьбой с демократами, поэтому за два года они не показали впечатляющих результатов в госуправлении или продвижении своей идеологической повестки.
С такими вводными, даже если Трамп победит, то общий баланс сил во власти США может оказаться не в его пользу. А это значит, что существенных перемен в украинской стратегии США ждать не стоит.