Калька с Gorillaz или уникальный артефакт эпохи: в чем феномен Глюк’oZы и стоит ли ее переслушивать
Последние дни в сети обсуждают конфликт Максима Фадеева с Натальей Чистяковой-Ионовой. Продюсер решил перезапустить проект Глюк’oZa без участия певицы, но та не намерена отдавать ему свой сценический псевдоним. И пока фанаты гадают, чем же закончится сага с правами на имя, «Постньюс» вспоминает яркий, хоть и не всегда ровный творческий путь Глюк’oZы, и заодно разбирается, в чем же ее феномен.
Как появилась Глюк’oZa?
Музыкант и продюсер Максим Фадеев задумал свой виртуальный проект с рисованной блондинкой-хулиганкой в конце 90-х — начале 00-х. Несмотря на то, что артист всячески отрицал факт вдохновения группой Gorillaz (а творение Деймона Албарна и Джейми Хьюлетта тогда гремело не на шутку), дебютные работы Глюк’oZы, намеренно или нет, да подражали британцам. Первый сингл «Шуга» Фадеев написал при помощи синтезатора своего сына Саввы — ему вспомнилась услышанная в детстве мелодия шарманки. Потом появились «Невеста», «Ненавижу» и другие хиты, быстро обратившие на себя внимание журналистов и слушателей.
Тогда все стали гадать, кому же принадлежит необычный голос, а подозрения пали на Жанну Агузарову и Ирину Салтыкову. Позднее в СМИ писали, что на первых демо-записях звучал голос самого Фадеева и его супруги — продюсер добился монотонного роботизированного вокала с помощью повышения полутонов и саундэффектов.
Вскоре трек «Ненавижу» обзавелся видеоклипом, а так называемая Глюк’oZа визуальным образом — это была юная блондинка в солнцезащитных очках и с доберманом. В 2003 году у Глюк’oZы вышел дебютный лонгплей «Глюк’oZa Nostra». Как и задумывалось продюсером, незамысловатая музыкальная подача, почти детский голос и аниме-стилистика клипов подарили проекту сокрушительный успех — альбом разошелся тиражом более чем в 1,4 млн копий.
Немного позже у анимированной героини появилось и физическое воплощение: для этого Фадеев отыскал молодую актрису Наташу Ионову — она снималась в нескольких эпизодах тележурнала «Ералаш». Продюсер мифологизировал ее историю, прописав загадочную биографию, а затем наконец явил зрителю на «Фабрике звезд». Спустя почти 20 лет можно смело сказать, что релиз ровно на половину состоял из хитов: волей-неволей после трогательного «ты прости меня, малыш» хочется допеть ироничное «ду-ду-ду-ду-ру». И это не говоря о первых четырех синглах.
В чем феномен Глюк’oZы?
Вместе с выходом альбома Глюк’oZа стала всероссийской звездой. Программы на MTV, бесконечный мерч и прописка в хит-парадах сделали свое дело, и сиквела долго ждать не пришлось. Уже через два года страна услышала «Москву» — в альбоме прослеживалось влияние Земфиры (признана иноагентом в РФ) и наивный протест, соседствующий с меланхоличной смиренностью (за это отвечала нетленная слезодавилка «Снег идет»). Если вынести за скобки флер таинственности и уникальный для российской сцены концепт виртуального коллектива, музыку Глюк’oZы сложно было назвать сенсацией. Скорее, качественным поп-продуктом.
Впрочем, квинтэссенция успеха заключалась не в музыке, — точнее, не только в ней. Фадеев, не теряющий сноровки и по сей день, презентовал Глюк’oZу в нестандартное для отечественной поп-музыки время. Чудаковатая рисованная нигилистка идеально вписалась в культурный контекст, балансируя между откровенно конформистскими «поющими трусами» и, например, нарочито провокационными «Тату». Тот же расцветавший MTV позволял молодым артистам самовыражаться без оглядки на цензоров и критиков: более благоприятного времени для создания чего-то радикально нового сложно представить.
Команда проекта переосмысляла отдельные элементы из массовой культуры — тут вам и «Матрица» и «Убить Билла» (чем Глюк’oZа не Беатрикс Киддо?), а также удивляла зрителей смелыми авангардными решениями. Так, клип на трек «Швайне» приурочили к 60-летию победы в Великой Отечественной войне — в нем авторы представили фашистов армией свиней. Бойкая Глюк’oZа, не без помощи трудоспособной и, конечно, яркой Ионовой, обрела ряд фирменных атрибутов (от косичек до добермана) и подарила множество занятных песен. В них поп-роковые мотивы органично сочетались с заедающими девчачьими текстами.
Как популярность певицы сошла на нет?
Через год после выхода второго релиза Наталья Ионова вышла замуж за бизнесмена Александра Чистякова и на продолжительный срок покинула медиапространство. В 2011-м поклонники услышали третий диск под названием «Транс-ФОРМА»: к этому моменту певица уже воспитывала двоих дочерей и, кажется, на былой хайп не рассчитывала. Тем не менее мы получили несколько не особо примечательных софт-рок композиций с минимальной обработкой голоса и почти последний на сегодняшний день бэнгер от Глюк’oZы «Танцуй, Россия!!!». Это тот, что про красивую попу.
В следующей декаде артистка чаще мелькала на интервью, нежели в чартах, но время от времени поддерживала форму выпуском синглов. Среди самых заметных — коллаборация Ионовой с группой «Ленинград» и певцом ST. По сюжету песни «Жу-Жу», как вы можете помнить, Наташа едет на автомобиле Peugeot и [не болтает лишнего]. В том же году, видимо, по рекомендации Сергея Шнурова, девушка снялась в клипе Pharaoh, где в образе вампирши покусала хедлайнера новой школы. В 2023-м одна из главных поп-звезд нулевых лишь укрепила свое хип-хоп наследие (это, конечно, шутка), залетев на фит к Toxi$ и Славе Мэрлоу.
А что за конфликт у Глюк’oZы с Фадеевым?
После вполне хитового трека «Взлом» с молодыми рэперами Ионова удивила англоязычным минимал-хаус треком Me совместно с музыкантом и диджеем Legroni. Затем последовала песня «Хулиганка» с забавным рефреном — в нем ключевое слово «хулиган» обрывается посередине (ну, вы поняли…) Однако самые громкие инфоповоды с Глюк’oZой связаны отнюдь не с музыкой. Визит певицы на скандальную «голую вечеринку» привел к тому, что Фадеев решил забрать у певицы права на псевдоним.
По мнению продюсера, Чистякова-Ионова дискредитирует концепцию проекта своим творчеством и поведением: «Многие ее знают под именем Глюк'oZa, хотя это на самом деле название группы, а не ее псевдоним. В связи с происходящими событиями я принял решение о возобновлении проекта Глюк'oZa в его первозданном виде». Как оказалось, Фадеев не соврал и выпустил несколько политизированную композицию «Мыши» — в ней он обратился к Европе, пообещав «дать ей ремня». Что ж, какие времена — такая, судя по всему, и Глюк’оZa.