Платные трассы опять подорожали. Сколько стоит проезд и кто сможет рассчитывать на льготы?
В конце апреля компания «Автодор», которая обслуживает платные трассы в России, снова повысила тарифы за проезд. В среднем индексация составила порядка 8%, но на отдельных участках цены выросли до 25%. Тем, кто собирался на майских праздниках отправиться в небольшое путешествие, рассказываем, сколько теперь стоит проезд по платным дорогам, как правильно его оплачивать и кто может пользоваться такими трассами бесплатно.
Сколько теперь стоит проезд по платным дорогам?
Сильнее всего подорожала стоимость проезда по участку трассы М-3 «Украина», которая начинается от Киевского шоссе в Москве, проходит через Калугу и Брянск и немного затрагивая Курскую область заканчивается на государственной границе с Украиной в Сумской области. На отрезке со 124 по 194 км ценник на проезд вырос на 25% и теперь составляет по будням 250 руб. вместо 200 руб. По выходным стоимость выросла чуть меньше — на 10% до 320 руб.
Также подорожал проезд по еще одной «южной» трассе, М-4 «Дон», которая идет от Москвы до Новороссийска мимо Тулы, Воронежа, Липецка, Ростова-на-Дону и Краснодара. Там повысили тарифы сразу на нескольких участках: 21–93-й км (Подмосковье) теперь стоит 250 руб. вместо 230 руб., участок с 93 по 211-й км (Подмосковье и Тульская область) подорожал до 350 руб. с 330 руб. Обход Воронежа подорожал на 20% до 120 руб., а обход Краснодара — на 16,7%, до 350 руб.
По подсчетам «Коммерсанта», поездка из Москвы в Краснодар на легковой машине теперь обойдется в 3,6 — 4,7 тыс. руб. в зависимости от дня недели (с пятницы по воскресенье платные трассы стоят дороже) и того, использует ли водитель транспондер.
Меньше всего повышение цен затронуло трассу М-12 «Восток», которая идет от Москвы через Нижний Новгород до Казани. Ощутимее всего подорожал участок от Москвы до Электроуглей (до 139 км) — рост цен составил 7%, на остальных участках он варьируется от 1% до 5%. При этом на участках от Мурома, Владимира, Арзамаса до съезда на Иннополис цены и вовсе немного упали — от 0,2% до 3,6%.
На Центральной кольцевой дороге (ЦКАД) цены выросли равномерно на 15% по всем участкам. На трассе М-1 «Беларусь» на 13,3% увеличился тариф на единственном платном участке этой дороги — теперь он составляет 170 руб. А на отрезке трассы М-11 «Нева» подорожали два участка: от Солнечногорска до Твери на 12,5% до 450 руб. и от Клина до Твери на 20% — до 300 руб.
Зачем нужны платные дороги в России?
Первое и самое важное, что нужно знать про платные трассы, — у них всегда есть бесплатный аналог. Изначально строительство платных трасс было обусловлено скачком внутреннего туризма и закономерным ростом проблем с трафиком. Раньше все трассы были в основном двухполосными — одна полоса в одном направлении, одна в другом, и по этим дорогам ездили как легковые автомобили, так и рейсовые автобусы и фуры. С увеличением интенсивности потока стало расти как число аварий, так и число пробок.
Платная трасса — это альтернатива проезду по старым двухполосным участкам через города и поселки. Водитель всегда вправе сам решить: заплатить деньги за проезд по скоростному участку в объезд населенных пунктов или же поехать бесплатно по дорогам общего пользования. Это закреплено в 7 главе ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».
Как оплатить платную дорогу?
Всего есть три варианта оплаты проезда по платной трассе. Можно оплатить наличными, банковской картой или же воспользоваться транспондером (про него подробнее расскажем чуть ниже). Большая часть пунктов взимания платы (ПВП) рассчитана на водителей, которые платят наличными или картой, и 2-3 полосы отведены для проезда водителей с транспондерами. На выезде с каждой полосы ПВП стоит шлагбаум, для полос с наличным или безналичным расчетом также установлена кабинка с оператором, который проводит оплату.
Еще при подъезде автомобиля к кассе его сканирует камера, автоматически определяет класс транспортного средства и в зависимости от дня недели назначает тариф. Водитель же при подъезде к кабинке с кассиром должен просто оплатить нужную сумму.
Полосы для водителей с транспондерами оборудованы только камерами и шлагбаумами, плата за проезд взимается автоматически без участия отдельного кассира. Кроме того, на некоторых трассах работает система «Свободный поток» — на таких участках нет пунктов взимания платы, но зато установлены камеры, которые фиксируют госномера машин, и затем водителю постфактум приходит счет на оплату.
Что такое транспондер и как им пользоваться?
Транспондер — это устройство, которое позволяет проезжать по платным трассам без остановок на пунктах взимания платы. У каждого транспондера есть уникальный лицевой счет и номер, работает устройство от собственной батарейки, подзаряжать его не нужно — он способен проработать от 5 до 7 лет. Размещать его нужно на передней панели или крепить на верхнюю часть лобового стекла, чтобы камера на ПВП могла его считать.
Для водителей с транспондерами выделены специальные полосы. Они горят зеленым цветом и там, как правило, есть пометка, что это полоса только для проезда по T-Pass (транспондеру). Водителю достаточно лишь сбросить скорость до 30-40 км/ч — камера считает госномер машины и номер транспондера, автоматически спишет деньги со счета и моментально откроет шлагбаум для проезда дальше.
Транспондеры нужны водителям, которые часто ездят по платным трассам — они позволяют купить абонемент для проезда по определенным платным участкам, получать скидки за регулярное использование и специальные тарифы. Чтобы начать пользоваться транспондером, достаточно лишь пополнить лицевой счет — деньги зачисляются максимум за полчаса, и после этого можно проезжать по платной дороге.
Купить (или даже арендовать) транспондер можно у операторов платных дорог — в основном, это «Автодор». Кроме того, иногда их можно купить на заправках, в МФЦ или на почте. А с недавних пор их начали продавать и на маркетплейсах.
Какой штраф за неуплату проезда по платной дороге?
Это будет считаться административным правонарушением — водителю легковой машины за неоплату проезда в течение пяти дней выпишут штраф в 1,5 тыс. руб., водителю грузовика — в 5 тыс. руб. (и при этом им все равно придется оплатить проезд по трассе). Но это действует только в случае неоплаты проезда на участке с системой «Свободный поток» — на обычных пунктах взимания платы просто так уехать, не заплатив, крайне проблематично.
Бываю прецеденты, когда водители буквально таранят шлагбаумы на ПВП и проезжают без оплаты проезда. Но такое действие приравнивается к ДТП, а это значит, что водитель привлекается еще и по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за оставление места аварии, а за это предусмотрены санкции в виде лишения прав на срок до полутора лет или даже административный арест до 15 суток.
Кто может бесплатно ездить по платным дорогам?
На сегодняшний день есть всего четыре категории транспортных средств, которые могут проезжать по платным трассам без оплаты. Это общественный транспорт (кроме такси, маршруток и междугородних автобусов), любой спецтранспорт (скорые, полиция, пожарные, МЧС или дорожные службы), а также школьные автобусы и автомобили «Почты России».
Еще с 2022 года власти обсуждают возможность введения бесплатного проезда по платным трассам для двух категорий водителей: многодетных семей и людей с инвалидностью. Однако пока что эти инициативы даже не проходили чтения в Госдуме, поэтому говорить о возможном расширении списка льготников рано.
Кроме того, в качестве эксперимента на некоторых трассах ввели бесплатный проезд для электромобилей. Его проводят на трассах М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева» и М-12 «Восток». Для того, чтобы воспользоваться льготой, нужно приобрести или взять в аренду транспондер, указать тип транспортного средства и приложить документы, подтверждающие, что автомобиль действительно ездит только на электротяге.
Кроме того, на некоторых региональных платных трассах действует бесплатный проезд для жителей этого региона. Так, например, машины, зарегистрированные в Москве или Подмосковье, могут бесплатно ездить по Московскому скоростному диаметру — камеры считают их номер, и водители просто не получат счет на оплату.