Новые книги и старые взгляды: что сейчас происходит с Джоан Роулинг
Британская писательница, автор книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг заявила, что начала работу над новым романом о частном детективе Корморане Страйке — это будет восьмая книга в серии. Позже она напишет еще несколько частей. Мы подробнее рассказываем, о чем говорится в книгах о Страйке, а заодно разбираемся, чем сейчас занимается Роулинг (спойлер: критикует трансгендеров, ругается с актерами «Гарри Поттера», но не отступается от своих слов).
О чем серия книг о Корморане Страйке?
В 2007 году Джоан Роулинг дописала последнюю книгу о Гарри Поттере, после чего работала только над сиквелами и дополнениями к вселенной. В 2013-м писательница взяла псевдоним Роберт Гэлбрейт и выпустила первый роман с совершенно другими героями, начав новую детективную сагу.
Первая книга «Зов кукушки» рассказывает о бывшем военном Корморане Страйке, потерявшем ногу в Афганистане. После демобилизации он переквалифицировался в сыщика и открыл свое частное агентство. Его первым крупным делом стало расследование убийства известной модели Лулу Лэндри — все, кроме клиента Страйка считали, что девушка сама наложила на себя руки.
После публикации «Зова кукушки» книги не особо покупались, но когда выяснилось, кто же скрывается под Робертом Гэлбрейтом, продажи полетели вверх — в первый день после раскрытия псевдонима покупки увеличились на 156 000%. Сама писательница заявляла, что работы были популярны и до этого, а предложение об экранизации книг она получила, когда ее имя никто не знал.
Если изначально серия романов начиналась как классический детектив, то чуть позже Роулинг наполнила свои работы тонкими шпильками в адрес аристократии, размышлениями о деньгах, неравенстве и гуманизме, об отношениях к женщинам и другими социальными темами. По сути детективы о Корморане — это попытка Роулинг разобраться в современном мироустройстве, не всегда логичном и понятном.
Из-за чего «отменяют» Джоан Роулинг?
Писательница оказалась в центре скандала в 2020-м году и с тех пор продолжает периодически мелькать в заголовках статей. Конфликт начался из-за репоста Роулинг: «После COVID-19 нужно создать более справедливый мир для людей, которые менструируют». Она сопроводила его ироничным комментарием: «"Люди, которые менструируют". Я почти уверена, что было какое-то слово для этих людей. Жунщины? Жанщины?».
Писательницу обвинили в трансфобии, но она не взяла слова назад, а продолжила высказывать свое мнение в поддержку женщин: по мнению Роулинг, отождествление трансгендеров с женщинами негативно влияет на права последних. В качестве примера писательница привела истории, где трансгендеров сажали в женские тюрьмы, а позже они подвергали насилию сокамерниц.
Подробнее о своих взглядах Роулинг написала объемное эссе, где заявила, что большинство транслюдей не представляют никакой опасности, но встречаются те, кто пользуется своим положением и наносит вред женщинам. «Когда вы открываете двери туалетов или раздевалок для каждого мужчины, который считает или чувствует себя женщиной, — а подтверждающие гендерные сертификаты выдаются без хирургического или гормонального вмешательства, — вы открываете дверь для любого мужчины, который пожелает зайти внутрь», — считает писательница.
Роулинг также выступает против гормональной терапии для детей: она полагает, что врачи губят здоровье подростков с помощью таблеток и сложно обратимых операций по смене пола. «Неизвестно, сколько именно людей пытается восстановить свою жизнь после того, как врачи, которые, вроде, "знают" лучше, прооперировали их и дали им гормоны», — написала Роулинг в X (бывший Twitter).
Один из последних скандалов, в который попала Роулинг, связан с новым законом о запрете разжигания ненависти в Шотландии, который, в частности, предусматривает ответственность за неправильное использование местоимений по отношению к трансперсонам. В ответ на его введение писательница саркастически упомянула несколько транслюдей, осужденных за изнасилования, и заявила, что новый закон придает больше свободы мужчинам, сменившим пол, и при этом не дает дополнительной защиты женщинам. Свои слова она сопроводила хэштегом «арестуйте меня», но полиция не нашла в ее высказываниях состава преступления.
Как к высказываниям Роулинг отнеслась общественность?
Сразу после первых заявлений писательницы на нее обрушилась волна хейта — как от поклонников творчества, так и знаменитостей. Из-за твитов писательницы на нее ополчилось транссообщество, а несколько активистов слили в сеть адрес Роулинг, после чего она начала получать многочисленные угрозы. Также в соцсетях стали вспоминать факты и детали из ее работ, которые якобы указывали на ненавистнические взгляды Роулинг. Так, в книге о детективе Корморане Страйке нашлась сцена, где главный герой обезоруживает женщину, напавшую на него, а после замечает кадык и угрожает в следующий раз сдать ее полиции и отправить в мужскую тюрьму.
Против позиции Роулинг также выступили звезды «Гарри Поттера» — Эмма Уотсон и Дэниел Рэдклифф. Актер, сыгравший главного героя саги, заявил, что сможет вернуться к своей роли в возможных продолжениях, только если Роулинг не будет участвовать в проектах. При этом другие актеры франшизы поддержали писательницу. В частности, Хелена Бонэм Картер и Рэйф Файнс заявили, что «отмена» Роулинг несправедлива, а оскорбления и нападки в ее адрес «отвратительны».
Сама Роулинг достаточно стойко переносит «изгнание» и продолжает транслировать свою позицию по вопросам пола, несмотря на травлю и конфликт с актерами. Также она подчеркнула, что ей не нужны извинения от Рэдклиффа и Уотсон, потому что «знаменитости, которые используют свои платформы для поддержки трансгендерного перехода среди несовершеннолетних, могут приберечь свои извинения для травмированных людей, пожалевших о своем переходе».