Любовь к русским сказкам, Тарковскому и Булгакову: почему в России обожают Аугуста Диля
Польский режиссер Ян Комаса готовит байопик о советском композиторе Дмитрие Шостаковиче, которого должен сыграть немецкий актер Аугуст Диль. Это не первая работа Диля, которая так или иначе связана с русской культурой, — до этого Аугуст сыграл Воланда в нашумевшей ленте «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, исполнил роль Владимира Ленина в шпионской комедии «King’s Man: Начало» и снялся в картине Томаса Винтерберга «Курск».
Сегодня мы решили вспомнить творческий путь Аугуста Диля, проследить его связи с Россией и рассказать будущем биографическом фильме про Шостаковича.
Биография Аугуста Диля: от школьных постановок до съемок у Тарантино
Аугуст Диль родился в 1976 году в Западном Берлине. С самого детства его окружала атмосфера творчества: отец Аугуста снимался в кино, а мать занималась дизайном костюмов. Несмотря на то, что в юности семья Дилей часто меняла место жительства, Аугуст мгновенно проникся профессией папы и регулярно принимал участие в театральных постановках. Получив среднее образование, Диль отправился обучаться актерскому мастерству в Берлинскую академию драматических искусств имени Эрнста Буша.
К тому моменту 18-летний Аугуст успел получить серьезную театральную роль (Франца Моора в «Разбойниках» Фридриха Шиллера), однако дебют в кинематографе произошел лишь четыре года спустя — Диль сыграл хакера Карла Коха, завербованного КГБ, в триллере «23». Получив локальную премию Deutscher Filmpreis в номинации «Лучший актер», Аугуст пару лет снимался в малоизвестных европейских картинках, а в 2001-м поработал с Эдрианом Броуди в проекте «Горечь любви». Следующая череда наград ждала его после премьеры отмеченной на фестивалях драмы «К чему помыслы о любви».
Аугуст Диль не был международной суперзвездой, но получил свой счастливый билет в мировой кинематограф после предложения Квентина Тарантино сняться в уже культовом историческом киноаттракционе «Бесславные ублюдки». Диль сыграл нациста Хельстрома, за что удостоился Премии Гильдии киноактеров США. В течение следующих десяти лет он успел поработать с Анджелиной Джоли в шпионском боевике «Солт» Филлипа Нойса, с Джереми Айронсом в «Ночном поезде в Лиссабон» Билле Аугуста и с Брэдом Питтом в «Союзниках» Роберта Земекиса.
Международная слава, роль Воланда и связь с Россией
Особняком в фильмографии актера стоит картина «Тайная жизнь», которая считалась фаворитом на Каннском кинофестивале. И хоть проникновенная лента Терренса Малика не получила Золотую пальмовую ветвь, роль Диля (австрийца, казненного за отказ служить гитлеровской армии) запомнилась критикам надолго. Наконец, в 2021-м актер примерил на себя образ Владимира Ленина в «King’s Man: Начало» — это был второй после «Курска», но не последний раз, когда артист соприкоснулся с российскими героями. Впереди ему предстояло исполнить уникального по своей демонической харизме Воланда в «Мастере и Маргарите».
Влечение к России было частью общего космополитизма, зародившегося в Аугусте еще в детстве — его семья жила не только в Германии, но также в Австрии и Франции. Отдельное место в культурных предпочтениях актера занимала и наша страна. В интервью «Кинопоиску» актер рассказывал, что с юных лет читал русские сказки, приезжал в Россию с чеховской постановкой «Чайка» и несколько раз был на ММКФ. Диль с теплотой отзывался о творчестве режиссера Андрея Тарковского, Федора Достоевского и, конечно, Михаила Булгакова.
Впервые Диль прочитал культовый роман писателя еще в 18 лет, хотя окончательно проникся глубиной текста позднее: в юном возрасте бунтарское произведение казалось ему слишком «психоделическим и громоздким». Что касается работы над фильмом, Диль рассказывал, что для роли Воланда пытался выучить русский язык (из-за нехватки времени он говорил на немецком, а позднее переозвучивал реплики). Кроме того, актер отмечал, что мечтал сыграть Воланда, ведь именно он главный герой книги: «Остальные персонажи складываются в сложный пазл, но собирает его именно Воланд».
Актер размышлял про связь между Россией и Германией, которая, по его мнению, существовала задолго до революции: «Есть некое общее пространство, взаимопонимание, куда более значительное, чем между Францией и Россией или Италией и Россией». Аугуст считает, что некая общность между странами существует на языковом уровне и, возможно, подкрепляется чередой исторических трагедий, которые государства пережили в XX веке.
Что известно о байопике «Шум времени» про Шостаковича
На сегодняшний день Аугуст Диль остается одним из самых известных немецких актеров, который, несмотря на международную славу, продолжает регулярно играть в театре. Ближайшая большая роль в полном метре ему предстоит в фильме Яна Комаса. Проект получил название «Шум времени» — он основан на одноименном романе британского прозаика Джулиана Барнса. Книга представляет собой биографию советского композитора Дмитрия Шостаковича, в которой исследуются его непростые отношения со сталинским режимом. Также Барнс анализирует период, когда, став культурным представителем государства, Шостаковичу пришлось не просто искать компромисс с правительством, а восхвалять его.
На данный момент о картине известно не так много. Предполагается, что Диль сыграет самого Шостаковича, а Андреа Райзборо («Бердмэн», «Лесли») исполнит роль его жены Нины. За сценарий будущей ленты будет отвечать двукратный лауреат премии «Оскар» Кристофер Хэмптон («Отец», «Опасные связи»). Съемки байопика стартуют в 2025 году, а представить его планируют на Каннском кинорынке. Примечательно и то, что в России также разрабатывают картину про Шостаковича. Ею занимается Алексей Учитель, а премьера запланирована на тот же период.