власть

«Дела могут стать только лучше»: для чего Риши Сунак назначил досрочные выборы в Британии?

Никто не понимает, зачем Сунак сделал это. Ведь выборы могут обернуться для его партии разгромным поражением
Kin Cheung/AP/TASS
Kin Cheung/AP/TASS

В Великобритании неожиданно началась избирательная кампания. 22 мая премьер-министр страны Риши Сунак объявил, что распускает парламент и назначает досрочные выборы. Голосование состоится уже 4 июля. Для большинства британцев это решение осталось непонятным. Консервативной партии Сунака выборы сулят политическую катастрофу: одни говорят, что премьер пошел на авантюру, чтобы избежать ее, другие считают этот шаг капитуляцией. Рассказываем, как Сунак объявлял досрочные выборы, для чего ему понадобилось распускать парламент и как выборы повлияют на отношения Британии и России.

Как Риши Сунак объявил о проведении досрочных выборов в парламент?

22 мая премьер-министр Британии Риши Сунак неожиданно объявил проведении досрочных выборов. Заявление последовало после его переговоров с королем Карлом III, который дал премьеру санкцию на роспуск парламента.

«Для Британии настал момент выбирать будущее. Чтобы решить, хотим ли мы развивать прогресс, которого уже достигли, или рисковать вернуться к исходной точке без плана и без уверенности. Ранее я попросил у его величества короля разрешение распустить парламент. Король его дал», — сказал Сунак, выступая на Даунинг-стрит.

Во время его речи на улице пошел дождь, из-за которого британский премьер промок насквозь. Кроме того, кто-то из толпы попытался перебить Сунака, включив на полную громкость трек Things Can Only Get Better («Дела могут стать только лучше»).

Однако премьер Британии продолжил и дал старт избирательной кампании, подколов своих главных конкурентов — Лейбористскую партию. «Не знаю, что [лейбористы] предлагают и, честно говоря, не думаю, что вы знаете. А все потому, что у них нет плана, они не планируют смелых шагов и с ними будущее может быть только неопределенным», — заявил Сунак, упрекнув лидера лейбористов Кира Стармера в том, что он не выполняет обещания.

«Если консерваторам дадут еще один пятилетний срок, они почувствуют, что смогут продолжать в том же духе. Ничего не изменится. Голос за лейбористов — это голос за стабильность, экономическую и политическую политику, которая бережно относится к нашим жизням. Голос за то, чтобы хаос прекратился», — ответил Стармер в собственном видеообращении.

Внеочередные выборы состоятся 4 июля. В последний раз парламентские выборы в Британии выпадали на этот месяц в 1945 году.

Почему понадобилось распускать парламент?

Сунак не объяснил, зачем ему понадобились досрочные выборы именно сейчас. Голосование в любом случае состоялось бы в конце 2024-го или начале 2025 года, а перенос выборов на несколько месяцев раньше не дает правящей Консервативной партии абсолютно никаких преимуществ.

Напротив, на предстоящих выборах консерваторы, скорее всего, потерпят разгромное поражение. По данным британской газеты The Independent, они более чем в два раза отстают от лейбористов с рейтингами 21% против 44%. Партия Сунака сопоставима скорее с малыми партиями — реформистами и либеральными демократами, которые дышат ей в затылок с 12% поддержки у каждой. Персональный рейтинг Риши Сунака тоже очень низкий. Социологической компания YouGov выяснила, что его политику поддерживают 20% британцев, а не одобряют свыше 70%.

С такими цифрами фракция Консервативной партии в Палате общин может сократиться на 200 человек — с нынешних 344 депутатов до 150 в лучшем случае. Некоторые депутаты решили уйти в отставку самостоятельно, часть рискует проиграть свои округа членам других партий. Из парламента могут вылететь в том числе несколько членов нынешнего кабмина Сунака. Под угрозой канцлер казначейства Джереми Хант и министр обороны Грант Шеппс.

Британские обозреватели выдвигают прямо противоположные версии, почему в такой ситуации Сунаку понадобились выборы. Бывший директор по коммуникациям Бориса Джонсона Гуто Харри рассматривает этот шаг как авантюру: премьер Британии пытается перевернуть игру за счет эффекта неожиданности. Кир Стармер и сам не отличается популярностью, поэтому победить его в теории будет не особо трудно.

К тому же Сунак может надеяться, что цифры тори поднимутся на фоне временного улучшения экономических показателей, а также запуска программы по депортации нелегальных мигрантов в Руанду. В этом смысле ранние выборы не дадут британцам осознать, действительно ли политика консерваторов стала эффективнее или это все временное явление.

Согласно другой точке зрения, Сунак решился на внеочередные выборы из отчаяния. Он понимает, что консерваторам уже ничто не поможет удержать власть, поэтому сейчас задача партии — потерять как можно меньше мест. Если предположить, что дальше рейтинги консерваторов будут только падать, то проведение выборов в плановом порядке сулило бы им еще более серьезное поражение.

«Некоторые комментаторы описывают это как авантюру. Но это предполагает, что Сунак ожидает позитивного результата. [Решение премьера] выглядит больше как капитуляция, признание того, что остальные варианты еще хуже», — пишет газета The Guardian.

Могут ли внеочередные выборы повлиять на отношение Британии к России?

Сомнительно, что после парламентских выборов позиция Лондона по отношению к Москве и украинскому конфликту изменится. Если лейбористы победят, то следующим после Сунака премьером станет Кир Стармер: его описывают как человека без внешнеполитического опыта и без личной точки зрения на международные вопросы.

Придя к власти Стармер и лейбористы, скорее всего, последуют политическому мейнстриму. А он в стране ярко антироссийский: свежие соцопросы говорят, что больше половины (51%) британцев рассматривают Россию как угрозу.

Сам Стармер высказывается о России довольно редко, но негативно. Последнее заявление датируется 21 декабря 2023 года, тогда он назвал РФ «постоянной угрозой не только в настоящем, но и в будущем».

13 мая члены теневого кабмина лейбористов Джон Хили (теневой министр обороны) и Дэвид Лэмми (теневой министр иностранных дел) посетили Киев, где пообещали Украине «железобетонную поддержку». «Если в правительстве и произойдут изменения после выборов, которые состоятся в Британии в этом году, то решимость Британии поддерживать Украину не изменится», — заявил Хили по итогам визита.

Другое дело, что кроме антироссийского популизма лейбористы вряд ли предложат какой-то новый подход. Да он им и не особо нужен, ведь первым делом потенциальное правительство Стармера должно будет решить внутриполитические дела Британии — выправить экономическую ситуацию, обуздать нелегальную миграцию, а также определить, как поступать с ВПК. Британская армия — включая силы ядерного сдерживания — сейчас объективно находится не в самом лучшем положении, но денег для всеобъемлющей модернизации у Лондона нет.

Виталий Рюмшин