EPA/TASS
EPA/TASS
власть

От ненависти до любви: почему Россия хочет исключить «Талибан» из списка террористов?

Опрошенные эксперты уверены, что решение Москвы выглядит логичным, учитывая частые визиты группировки в Россию

27 мая МИД и Минюст РФ доложили российскому президенту Владимиру Путину, что террористическую группировку «Талибан» (запрещена в РФ) можно исключить из списка запрещенных организаций. При этом власть движения в Афганистане до сих пор официально не признана мировым сообществом, а его лидеры находятся под всевозможными санкциями. Почему Россия сотрудничает с талибами и что будет после того, как Москва снимет с них запрещенный статус? Разбираемся.

Коротко о группировке «Талибан»

Это радикальное исламистское движение, сформированное в 1994 году в Кандагаре. С 1996 по 2001 год группировка пришла к власти в Афганистане. После терактов 11 сентября США начали против них операцию в стране, введя свои войска, и тогда талибы покинули государство.

В августе 2021 года талибы снова захватили власть в Афганистане, войдя в Кабул без боя. Это произошло сразу после того, как Штаты, их союзники по коалиции и поддерживаемое ими правительство покинули государство после 20-летнего военного присутствия.

Когда и за что в России запретили «Талибан»?

В перечень запрещенных террористических организаций «Талибан» внесли в 2003 году. На тот момент, как постановил Верховный суд РФ, движение поддерживало связи с незаконными военизированными формированиями на территории Чеченской республики.

«В своей деятельности движение использует методы террора: осенью 1995 года талибами был захвачен самолет ИЛ-76 татарстанской авиакомпании “Аэростан”, экипаж которого длительное время удерживался в качестве заложников. При поддержке Усамы бен Ладена группировка изыскивала возможности для захвата исламскими движениями власти в Центрально-азиатских государствах, в том числе и в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии», — говорилось в судебном решении.

За три года до этого «Талибан» обратился к мусульманскому миру с призывом объявить «священную войну России», дабы заставить ее прекратить антитеррористическую операцию в Чечне. «Исламские страны должны позволить правоверным принять участие в джихаде в Чечне. Если сегодня мы не вступимся за Чечню, завтра мусульман в какой-нибудь другой стране или регионе постигнет та же участь»,— говорилось в сообщении.

Тогдашний министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявлял о готовности Кремля в случае необходимости «разбомбить» лагеря чеченских террористов в Афганистане. В ответ на это талибы предупредили, что вся ответственность за возможные российские удары по территории государства ляжет на Узбекистан и Таджикистан.

Пленные талибы в Афганистане в 1999 году. Фото: Жуков Сергей/Фотохроника ТАСС
Пленные талибы в Афганистане в 1999 году. Фото: Жуков Сергей/Фотохроника ТАСС

Когда в РФ впервые заговорили об исключении «Талибана» из списка запрещенных организаций?

В 2021 году — сразу после прихода талибов к власти в Афганистане. Тогда Путин и представители МИД РФ утверждали, что Москва приближается к принятию решения об исключении «Талибана» из списка террористических организаций. При этом, как подчеркивал глава государства, это должен сделать в первую очередь Совбез ООН.

Позиция России будет заключаться в том, чтобы двигаться именно в этом направлении [исключения «Талибана» из списка террористов]. Но все-таки эти решения должны быть приняты таким же образом и способом, которым они принимались раньше, когда мы это движение включали в список террористических организаций.

Владимир Путин, президент РФ

По сути РФ изменила свою позицию по талибам для того, чтобы взаимодействовать с ними как новым (хотя и не признанным официально) руководством Афганистана. Дискурс о снятии с них террористического статуса не прекращался с момента их прихода к власти, пополняясь доводами за исключение талибов из запретительного перечня.

В декабре 2023 года их стало больше — тогда власти Казахстана исключили группировку из своего списка запрещенных организаций, что в МИД РФ сочли позитивным шагом для улучшения политических позиций Кабула. «Такое решение Астаны позитивно скажется на развитии диалога с властями Афганистана, укрепит взаимное доверие, в том числе в деле общих усилий по поддержанию региональной безопасности, борьбы с терроризмом и наркопреступностью», — отметила представитель ведомства Мария Захарова.

Наконец, 27 мая 2024 года МИД РФ и Минюст рекомендовали Путину исключить «Талибан» из списка запрещенных организаций. Как пояснил директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов, несмотря на «отдельные моменты, которые стоит преодолеть», это решение стало «гораздо ближе, чем три года назад».

«Исключение "Талибана" из списка — обязательно. Без этого о признании [правительства Афганистана] говорить будет преждевременно. Поэтому этот вопрос продолжает прорабатываться. Все соображения доложены высшему руководству России. Ждем принятия решения», — заявил он.

Следом министр иностранных дел РФ Сергей Лавров указал, что талибы представляют собой «реальную власть» в Афганистане, а инициатива по их исключению из перечня отражает объективную реальность. «Казахстан недавно принял решение, которое мы тоже собираемся принять. Тем более, что Совбез ООН талибов как организацию террористической не объявлял. Афганистан нам не безразличен», — заключил чиновник.

Какие отношения у России с «Талибаном» и как стороны сотрудничают?

Несмотря на запрещенный статус группировки в РФ, делегаты от «Талибана» неоднократно посещали Россию. Представители организации приезжали в РФ для участия в заседаниях, связанных с урегулированием ситуации в Афганистане, а также в крупных экономических мероприятиях, таких как Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ).

В 2018 году Лавров объяснял, что Кремль «никогда не скрывал» поддержку связей с талибами, называя их «частью афганского общества». С 2022 года Москва официально установила дипломатические связи с Кабулом, выдав аккредитацию дипломату из числа представителей движения.

В последний раз представители радикальной группировки посещали Россию в мае 2024 года. Талибы приняли участие в экономическом форуме «Россия — Исламский мир» в Казани по приглашению главы республики Рустама Минниханова.

Делегаты из числа талибов в Казани. Фото: Егор Алеев/ТАСС
Делегаты из числа талибов в Казани. Фото: Егор Алеев/ТАСС

РФ и талибы работают по двум ключевым направлениям: экономическому сотрудничеству и совместному противодействию «Исламскому государству» (признана террористической, запрещена в РФ). Об этом в беседе с «Постньюс» заявил эксперт Финансового университета при Правительстве России Денис Денисов.

Этому можно отчасти удивиться, но за последние несколько лет между Афганистаном и Россией весьма возрос товарооборот, а на прилавках российских магазинов можно встретить те или иные товары, произведенные Кабулом. Кроме того, для целого ряда российских корпораций Афганистан интересен с точки зрения разработки углеводородов и полезных ископаемых — и в этом направлении конверсия будет только расширяться.

Денис Денисов, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

«Особую важность» имеет деятельность открытого Российского делового центра в Афганистане, отметила политолог Зинаида Волхонская. Также Кабул сотрудничает с РФ по транспортным проектам — например, на участке Трансафганской железной дороги правительство решило установить российскую колею 1520 мм, чтобы вагонам из РФ не надо было менять платформу. «Это определенно хороший сигнал, открывающий дополнительное пространство для межгосударственного сотрудничества», — подчеркнула эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.

При этом часть с совместным противодействием ИГИЛ важнее, убежден востоковед Андрей Онтиков. Как заметил эксперт в беседе с «Постньюс», она напрямую касается «общей ситуации в соседних с Афганистаном среднеазиатских странах», где сейчас обстановка «спокойная, но понятно, что РФ важно ее сохранить». Поэтому, чтобы снизить «террористическую активность и любые угрозы, исходящие из региона», Москве важна координация со всеми ее игроками.

Среднеазиатский регион, без всякого сомнения, — мягкое подбрюшье России. Желающие взорвать ситуацию в нем, безусловно, есть, и их будет больше.

Нельзя не отметить огромное количество выходцев из Средней Азии, которые ранее направились вступать в ряды ИГИЛ на фоне сирийского кризиса. В частности, глава таджикского ОМОНа — очень высокопоставленный силовик — стал членом группировки. Так что фактор терроризма (вспоминаем теракт в «Крокусе») и исламистских настроений нельзя списывать со счетов при взгляде на ситуацию в регионе.

Андрей Онтиков, востоковед

Зачем с талибов снимают статус и что будет после этого?

Российские власти точно исключат «Талибан» из запретительного перечня, и это решение будет принято в связи с тем, что в нынешних условиях «эффективно» контролировать большую часть территорий Афганистана может только эта группировка, уверен Денисов. «Кроме того, с учетом неоднократных визитов талибов в Россию дальнейшее снятие статуса запрещенной организации — совершенно логичный шаг со стороны Москвы для дальнейшего налаживания конструктивного диалога», — сказал он.

Решение о снятии террористического статуса с «Талибана» в РФ «витало в воздухе уже довольно давно», подчеркнула Волхонская. «Де-факто именно талибы представляют власть в Афганистане уже несколько лет, поэтому контакт с ними позволяет развивать российско-афганские отношения. В торгово-экономическом плане гораздо проще было бы взаимодействовать со страной, когда Москва не будет считать “Талибан” террористами», — отметила она.

Снятие статуса с движения не пройдет бесследно для РФ, уверены все опрошенные эксперты. Мировые державы обязательно отреагируют на решение Москвы — как положительно, так и отрицательно.

Мир, как мы знаем, весьма неоднородный. Большинство государств, которые принимают конструкцию системы региональной безопасности в Центральной Азии, не то, что с пониманием отнесутся к решению России, а даже с симпатией и позитивным настроем, инициируя следом подобные шаги.

Денис Денисов, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

В условиях глобальной «геополитической турбулентности» ситуация может развиваться самым непредсказуемым образом, считает Волхонская. Хотя, Москву в общем-то мало волнует, уверена она, как мир отреагирует на решение исключить «Талибан» из списка террористических организаций.

«Приоритет России — ее собственные экономические интересы. В то же время здесь уместно будет вспомнить слова Путина, произнесенные за несколько дней до начала СВО. Повод для введения санкций в отношении РФ найдется всегда, и этот раз вполне может не быть исключением», — сказала она.

Онтиков согласен, что западные страны могут ввести дополнительные санкции в отношении РФ, встав в осуждающую позицию. «Но уже сложно представить что-то более жесткое на фоне ограничений, введенных на фоне российско-украинского конфликта. В любом случае, я убежден, что к террористической активности «Талибана» и методам группировки всегда должна сохраняться нулевая терпимость, особенно со стороны России и ее общества», — заключил востоковед.

еще по теме
«Мы боролись не для того, чтобы делиться властью». Что нужно знать про «Талибан»
«Здесь будет ад на Земле»: почему мир не признает «Талибан», но ему придется это сделать
«Ничего общего с исламом и гуманностью»: как живут женщины в Афганистане при «Талибане»
Эльнара Синютина