кино

Шедевр на грани кассового провала: каким получился фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»

Критики уверены, что «Фуриоса» — это «безумное чудо постапокалиптического гения». Однако у фильма есть явная проблема
 Warner Bros. Pictures/YouTube
Warner Bros. Pictures/YouTube

24 мая, во внеконкурсной программе Каннского фестиваля, показали масштабный блокбастер «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» Джорджа Миллера. Новая часть постапокалиптической франшизы, посвященная одной из основных героинь «Дороги ярости», получила преимущественно теплый прием. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у картины по 90% свежести как у критиков, так и обычных зрителей.

И хоть ленту не покажут в России, фанаты культовой серии все равно найдут способ посмотреть «Фуриосу». Мы же решили собрать все, что известно о фильме. Вперед!

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Дата премьеры в мире: 24 мая
Дата выхода в России: не планируется
Страна производства: Австралия, США
Режиссер: Джордж Миллер
Автор сценария: Джордж Миллер, Ник Латурис
В ролях: Крис Хемсворт, Аня Тейлор-Джой, Алила Браун, Том Бёрк, Нэйтан Джонс, Джош Хелман, Чарли Фрейзер,  Лейчи Халм и др.
Жанр: фантастика, боевик
Продолжительность: 2 часа 28 минут

Что было в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости»?

Режиссер Джордж Миллер работает над франшизой «Безумный Макс» без малого полвека. Первые три фильма о Максе Рокатански прославили не только Мела Гибсона, но и вознесли серию Миллера до статуса австралийского «Индианы Джонса». Впрочем, самой коммерчески успешной и, по замечаниям многих фанатов, знаковой работой автора стал «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015 года с Томом Харди, Шарлиз Терон и Николасом Холтом в главных ролях.

Действие этого фильма происходит в постапокалиптическом будущем после падения цивилизации. Главный герой картины — скитающийся Макс (Том Харди) — попадает в плен к инфернальному диктатору Несмертному Джо (Хью Кияс-Берн), где знакомится с военачальницей Фуриосой (Шарлиз Терон). Она сбегает от хозяина вместе с его гаремом и самим Максом, после чего Джо бросается за ними в погоню. Все, что было дальше — безумная, состоящая из крови и песка история.

О чем «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Новая картина, которая стала приквелом «Дороги ярости», рассказывает о детстве Фуриосы — в разных возрастах ее сыграли Алила Браун и Аня Тейлор-Джой. Спин-офф начинается с того, как банда байкеров во главе с неким Дементусом (Крис Хемсворт) крадет маленькую Фуриосу. Они хотят использовать девочку, чтобы найти ее родной оазис, изобилующий фруктами и чистой водой (его называют Зелеными Землями Тысячи матерей).

После того, как в попытках спасти дочь мать Фуриосы погибает, она остается в плену, но наотрез отказывается говорить о местоположении оазиса. Впоследствии Фуриоса окажется в самом центре конфликта между двумя диктаторами, ведь в игру включится еще и Несмертный Джо (Лейчи Халм). Пока Дементус и Джо будут бороться за власть, героиня постарается найти путь домой, в райскую обитель.

Что говорят о «Фуриосе» критики?

Прошлая часть франшизы по праву считается одним из величайших боевиков всех времен, изящно использовавшим эстетику дизельпанка и перевернувшим жанр постапокалиптического боевика. В свое время картину хвалили за атрибуты (вроде одежды кланов и автомобилей), в хорошем смысле безумный темп повествования, графику, визуальные решения и даже феминистичный посыл (еще в 2015 персонаж Фуриосы был объемнее того же Макса). Шесть «Оскаров» говорят сами за себя.

У новой картины Миллера была сложная задача: уместить предысторию Фуриосы в 2,5-часовой хронометраж, не просев в динамике и сохранив канонический стиль франшизы. Премьера фильма, как и в случае с «Дорогой ярости», состоялась на Каннском фестивале, где получила семиминутные овации, которые (видимо от усталости) прервал сам режиссер — Джордж Миллер взял микрофон и обратился с приветственной речью к залу. В ближайшие часы в сети появились первые восторженные рецензии.

Прежде всего, пресса хвалила Миллера за органичное расширение вселенной, убойный (даже гипертрофированный) экшен и прекрасный актерский состав. Дэвид Эрлих из IndieWire сообщил, что «Фуриоса» действительно «чертовски хороша» и, несмотря на явные стилистические различия с «Дорогой ярости», она «выглядит еще богаче». Журналисты оценили сумасшедшие погони в лучших традициях франшизы и назвали «Фуриосу» фильмом «в жанре хэви-метал». На MovieFreak ленту и вовсе описали как «безумное чудо постапокалиптического гения [Миллера]».

Неужели все так хорошо? А как же слабый бокс-офис?

При желании среди реакций можно нечасто увидеть и отрицательные. Например, журналистам The Hollywood Reporter «Фуриоса» показалась «шагом назад» относительно «Дороги ярости». Little White Lies подчеркнули, что Джордж Миллер обошелся без новаторских ходов, предложив зрителям пусть и качественный, но в каком-то смысле вторичный продукт, отсылающий к первым картинам франшизы. Однако теперь кажется, что у «Фуриосы» есть куда более серьезные проблемы, чем редкие негативные отзывы. При внушительном бюджете в $168 млн в первый уикенд и начало недели лента собрала лишь $65 млн по миру (и $32 млн в США).

И это при том, что «Фуриоса» вышла в прокат в национальный день памяти (длинные выходные в штатах). Таким образом, лидирующая в американском прокате лента Миллера показала худший результат за этот период с 1995 года. Ее ближайший преследователь — мультфильм «Гарфилд» со скромным относительно «Фуриосы» бюджетом в $60 млн и крайне сдержанными оценками прессы приблизился к блокбастеру с $31 млн сборами в США. Подобный провал в американской прессе связывают с общей усталостью киноманов от приквелов. Кроме того, не все фанаты франшизы были готовы привыкать к новым актерам и сюжету без Макса Рокатански.

Наконец, есть мнение, что Миллеру не удалось привлечь к франшизе новую аудиторию и, в частности, девушек за счет слабого продвижения Warner Bros.: сейчас основная фан-база серии — мужчины среднего возраста. Тем не менее это не повод списывать «Фуриосу» со счетов. В 2015 году «Безумный Макс» стартовал с $45 млн, а по итогу его бокс-офис составил $380 млн (при бюджете в $150 млн). Не провал, не кассовая сенсация, но все еще культовый фильм.