Русский Шаламе: как Марк Эйдельштейн стал триумфатором Каннского фестиваля и влюбил в себя критиков
Победителем 77-го Каннского фестиваля стал фильм «Анора» американского режиссера Шона Бэйкера. История любви между сыном русского олигарха и американской стриптизершей впечатлила не только жюри, но также западную и российскую прессу. Ну а главным актерским открытием смотра оказался 22-летний актер Марк Эйдельштейн, сыгравший одну из главных ролей в картине. Вспоминаем, как развивалась карьера Эйдельштейна, и разбираемся, почему все от него без ума.
Биография Марка Эйдельштейна: моделинг, стихи и прогулы в школе
Марк родился в Нижнем Новгороде в 2002 году и с детства рос в творческой атмосфере. Его мама работала (и до сих пор работает) преподавателем сценической речи в Нижегородском театральном училище имени Евстигнеева — туда, по словам самого Марка, он сбегал со школьных уроков. Ближе к старшим классам увлечение сценой в училище начало вносить сумятицу в жизнь подростка: из-за постоянных прогулов ради посещения театрального у него начались проблемы в школе. «Я и так не семи пядей во лбу, а тут стало еще хуже. Когда мама запретила ходить в училище, я залезал туда через окно», — рассказывал Эйдельштейн в интервью Blueprint.
И хоть в обучении у Марка не все было ладно, в седьмом классе он втихаря от родителей ездил в столицу, чтобы пройти пробы в сериал «Улица» (позднее актер искренне радовался тому, что не получил роль). Вместе с тем парень занимался моделингом и даже участвовал в показе нынешнего креативного директора Yeezy Гоши Рубчинского. Впрочем, актерство интересовало Эйдельштейна больше, чем модная индустрия. Марк каждый год принимал участие в конкурсе «Живая классика», где декламировал стихотворения. Там же он познакомился с деканом ГИТИСа Тарасом Белоусовым. Он помог ему разрешить конфликты в школе, написав рекомендательное письмо директору.
В итоге Марк получил среднее образование экстерном и поступил в Школу-студию МХАТ (мастерская Брусникиной и Щедрина). На вступительных он читал монолог девственника из «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Уже через пару лет после начала обучения Эйдельштейна пригласили в проект режиссеров Олега и Владимира Пресняковых «Краш», а затем в десятисерийный альманах о подростках «Шестнадцать+». В том же 2021 году Марк снялся в дебютной картине Наталии Кончаловской «Первый снег», получившей спецприз жюри фестиваля «Окно в Европу».
Фильмы с Марком Эйдельштейном и звездный час в Каннах
Поворотным для Марка можно по праву считать 2022 год. Тогда молодой актер получил главную роль в стриминговом проекте «Смычок» — сериале об интеллигентном скрипаче из Пятигорска, который мечтает поступить в петербургскую консерваторию, но оказывается втянутым в криминальную историю (шоу, кстати, неплохо приняли критики). Кроме того, Эйдельштейн снялся в тин-драме Юлии Трофимовой «Страна Саша», премьера которой состоялась на Берлинале (она вошла в программу Generation 14+).
Наконец, в том же году Марк сыграл в скандальном проекте «Монастырь» Александра Молочникова вместе с Анастасией Ивлеевой. Несмотря на сравнительно теплый прием, общественность уделила больше внимания эротическим сценам с обнаженной блогершей, нежели самой истории исправления в монастыре. Вполне ожидаемо, что некоторые фрагменты с Эйдельштейном и Ивлеевой повлекли за собой слухи об их романе.
За последние пару лет Марк успел сняться в масштабной военной драме Сергея Урсуляка «Праведник», атмосферой инди-ленте Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви» и фантастическом экшене по повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Однако для того, чтобы из «подающих надежды» перейти в ряды «почти суперзвезд» и заодно совершить вояж в Канны, Марку был необходим крупный международный проект — им стала «Анора» независимого режиссера Шона Бэйкера.
Роуд-муви, в котором сын миллиардера влюбляется в стриптизершу, стал поводом для нескончаемой похвалы российских актеров (кроме Марка в «Аноре» снялись Юра Борисов, Алексей Серебряков и Дарья Екамасова). Однако больше всех западных критиков впечатлил еще незнакомый им Марк Эйдельштейн, напомнивший чертами лица, субтильностью и скромным обаянием Тимоти Шаламе. С учетом того, что Марк отлично говорит по-английски, а «Анора», вероятно, получит еще ряд наград в этом сезоне, мы вполне можем рассчитывать на продолжение его карьеры за рубежом.
Что известно о личной жизни Эйдельштейна
Марк Эйдельштейн — идеальный актер нового поколения. Он лишен чрезмерной маскулинности, которая за продолжительное время, скажем прямо, многим поднадоела. Аристократические черты лица, длинные растрепанные волосы и хрупкое телосложение — все это лишь подтверждает схожесть Марка со сверхпопулярным Тимоти Шаламе (а сравнение явно идет в плюс его продвижению). Федор Бондарчук называет Эйдельштейна артистом с ярко выраженной индивидуальностью: «[У него] образ интеллигентного, умненького, с налетом ботаника. В общем, герой нашего времени. Убедительный и одаренный талантом».
Вполне очевидно, что в ближайшее время фан-база Эйдельштейна будет только пополняться. Впрочем, он к пристальному вниманию готов. Актер научился не афишировать подробности из личной жизни и с умеренной активностью вести социальные сети. В интервью он предпочитает говорить о творческих планах и, реже, увлечениях вроде фотографии. Два года назад Марк признавался, что мечтает сняться у великого провокатора Гаспара Ноэ — надеемся, после успеха «Аноры» он на шаг приблизился к своей цели.