Безумие на троих: какой получилась спортивная мелодрама «Претенденты» с Зендеей в главной роли
Один из самых ожидаемых фильмов этой весны — «Претенденты» Луки Гуаданьино — стал официально доступен на стриминговых сервисах. Спортивная драма, которую позиционировали как историю любовного треугольника в сеттинге профессионального тенниса, плохо показала себя в прокате (чуть более $70 млн при бюджете в $55 млн), однако получила высокие оценки критиков. Мы посмотрели новую работу одного из главных итальянских режиссеров последних лет и теперь рассказываем, достойна ли она вашего внимания.
Дата премьеры в мире: 18 апреля
Дата выхода в России: не планируется
Страна производства: США, Италия
Режиссер: Лука Гуаданьино
Автор сценария: Джастин Куритцкес
В ролях: Зендея, Майк Фейст, Джош О’Коннор и др.
Жанр: драма, спорт, мелодрама
Продолжительность: 2 часа 11 минут
О чем фильм «Претенденты»?
История начинается со знакомства с тремя главными (и практически единственными) героями ленты. Первый, Арт Дональдсон (Майк Фейст), — 30-летний теннисист, переживающий спортивный кризис. Несмотря на то, что его жизнь похожа на рай — с вытекающими рекламными контрактами, эффектной женой-бизнесвумен Таши (Зендея) и милой дочкой — ему трудно найти мотивацию, чтобы прервать серию поражений. Тогда его бойкая супруга, давно завершившая карьеру из-за разрыва крестообразных связок, отправляет Арта на турнир-челленджер в Нью-Рошелле.
Номинально исход соревнования предрешен: на бумаге (извините за штамп, но мы говорим про спортивную драму!) прославленный, пусть и надломленный Дональдсон должен не глядя выносить соперников и попадать в сетку турниров «Большого шлема». Однако на деле все оказывается несколько сложнее, ведь в финале ему встретится старый товарищ по имени Патрик Цвайг. Сегодня ему нечем платить за отель, но чуть больше 10 лет назад он встречался с Таши и планировал стать первой ракеткой мира. Так, матч средней руки между двумя сбитыми летчиками приобретает по-настоящему драматичный характер.
Чем примечательна картина?
Лука Гуаданьино и сценарист Джастин Куритцкес выстраивают нарратив таким образом, что зритель узнает историю отношений между тремя людьми, попутно наблюдая за теннисным матчем. Авторы чередуют флешбэки из разных временных периодов с неторопливо развивающейся игрой. За счет этого объемная лента не кажется скучной или издевательские затянутой: напротив, нелинейное повествование, помноженное на динамичное погружение в жизнь «любовного треугольника», приводит нас в нужную точку и логически завершает таймлайн.
При этом Лука Гуаданьино, известный страстью к исследованию любви, на этот раз предлагает отнюдь не позитивный взгляд на взаимоотношения. В отличие от раннего «Я — это любовь» или знакового «Зови меня своим именем», «Претенденты» кажутся скорее гротескной комедийной пьесой с тремя действующими лицами, оказавшимися внутри многолетнего дисфункционального союза. За титул главного злодея здесь борются стервозная красотка в исполнении Зендеи и два несамостоятельных мужичка-теннисиста.
Впрочем, быстро становится ясно, что поиск антагониста — дело неблагодарное и бесполезное. Обаятельно отвратительны и до мозга костей эгоистичны в «Претендентах» все: вопрос лишь в том, что вспыхнет между героями в той или иной сцене — ненависть, любовь, страсть или разрушительное безразличие. К слову, чувство тревоги в моменты казалось бы бытовых бесед поддерживают гениальные Трент Резнор и Аттикус Росс: их эклектичные саунд-решения в виде нервного техно — возможная заявка на очередной музыкальный «Оскар».
Главным же шоустоппером картины ожидаемо стала Зендея — и дело тут не столько в ее гипнотической красоте (хотя, конечно, и в ней тоже), сколько в артистичной гибкости актрисы. Героиня Таши трансформируется из своенравной раскованной юной спортсменки, которая без зазрения совести разрушает многолетнюю дружбу, в манипулятивную взрослую женщину. Общение с ребенком и депрессивным мужем для нее формальность, а главное в жизни — теннис и бизнес. Она дирижирует судьбами людей, а единственным моментом, когда она выдаст в себе черты человека, станет матч-пойнт финальной игры. Но об этом мы не расскажем.
Стоит ли смотреть «Претендентов»?
«Претенденты», напрочь лишенные социального комментария, не предлагают и как таковых глубоких размышлений. На протяжении внушительных двух с лишним часов авторы оставляют несколько ярких метафор, пару крайне похабных шуток и магистральную мысль о том, что «теннис — это не спорт, а отношения» за авторством властной героини Зендеи. При этом по мере развития узнается, что такой идеологии придерживается только расчетливая Таши: для вечно влюбленных и зависимых от нее мужчин спорт — инструмент выживания и элемент поиска компромисса с героиней.
Вместе с катарсисом, точкой эмоционального невозврата, приходит понимание, что «Претенденты» — кино предельно продуманное и эстетское во всех отношениях. Оператор Сайомбху Мукдипром удивляет изобретательной работой с крупными планами и почти телевизионной съемкой матча, а в финальной части и вовсе показывает игру буквально с позиции мяча. Совместно с командой Гуаданьино удается создать нужный объем вокруг истории и исчерпывающе раскрыть мотивы героев, находящихся внутри (на первый взгляд) тривиальной мелодрамы о любовном треугольнике.
Пока сложно сказать, каковы перспективы «Претендентов» в грядущем наградном сезоне, но на попадание в топы отличных фильмов про теннис итальянский режиссер может рассчитывать уже сейчас.