Нестыдная российская супергероика: каким получился фильм «Майор Гром: Игра»
23 мая в российских кинотеатрах вышел новый фильм про Майора Грома с подзаголовком «Игра», который снял Олег Трофим. На продолжение франшизы по комиксам Bubble Studios возлагают большие надежды не только авторы, но и преданные фанаты истории. Мы посмотрели картину и теперь спешим рассказать о ее сильных и слабых местах.
Дата премьеры: 23 мая
Страна производства: Россия
Режиссер: Олег Трофим
Авторы сценария: Артем Габрелянов, Николай Шишкин, Екатерина Краснер, Олег Трофим, Роман Котков, Евгений Еронин, Евгений Чебатков
В ролях: Тихон Жизневский, Александр Сетейкин, Алексей Маклаков, Любовь Аксенова, Владимир Лысенко, Евгений Чебатков, Ольга Сутулова, Матвей Лыков и др.
Жанр: боевик, приключения
Продолжительность: 2 часа 30 минут
О чем «Майор Гром: Игра»?
«Майор Гром: Игра» стал третьим фильмом в серии экранизаций комиксов издательства Bubble Comics. Сюжет картины напрямую продолжает первую часть франшизы «Майор Гром: Чумной Доктор» (год назад был также выпущен приквел «Гром: Трудное детство»). В центре событий оказывается любитель драк и шавермы Игорь Гром (Тихон Жизневский): расправившись с Чумным Доктором, герой с легкой руки возлюбленной-блогерши Юлии Пчелкиной (Любовь Аксенова) становится суперзвездой в сети, да и не только.
Петербург буквально увешан плакатами Грома, а на набережных предприимчивые бизнесмены открывают фудтраки, на которых красуется лицо сумасбродного майора. Игорь продолжает халатно относиться к приказам начальства, но при этом эффективно задерживает преступников (не без помощи напарника-гика Димы Дубина). Разумеется, супергеройская утопия долго продолжаться не может, и потому на горизонте появляется беда. И не одна.
В город приезжает европейский магнат Август ван дер Хольт, заинтересованный в продаже местной полиции целого состава сверхумных дронов (они якобы могут заменить рядовых правоохранителей). А затем происходит взрыв на Дворцовой площади, за который ответственен некий Призрак. Таинственный злодей устраивает майору Грому квест: протагонисту предстоит разгадывать ребусы, а в случае неудачи его близкие начнут поочередно умирать.
Чем примечателен новый «Майор Гром»?
Первый российский кинокомикс стартовал в 2021 году. Тогда многие критики и обычные зрители — одни снисходительно, другие бескомпромиссно — называли проект ладно скроенным блокбастером, в котором удачно сочетались марвеловские черты и российская действительность. Прошло несколько лет, вышел приквел, объясняющий природу непростого характера Грома, и вот, — наступил момент истины. Релиз «Игры», будучи фактически (не хронологически) второй лентой в серии, может укрепить состоятельность франшизы, а может дать пространство для разрушительной критики.
Прогнозировать кассовый успех «Игры» мы не беремся, однако в части режиссуры, сценария и экшена нам есть, что сказать. Прежде всего, «Майора Грома», как и несколькими годами ранее, не хочется ругать за избыточный хронометраж — а там два с половиной часа, на секундочку. В нем предостаточно сюжетных линий, очевидных, но небезынтересных твистов и забавных отсылок. Есть все те же нелепые забеги Грома от Дворцовой до Фонтанки (Игорь, ну возьми хоть электросамокат), юмористические охранительные зарисовки и в целом постироничный вайб «Дэдпула».
Внушительная продолжительность, нарочитая драматичность и попытки в общественно-политический дискурс (например, героиня Аксеновой рассуждает о цензуре в журналистике и замалчивании проблем на ТВ) выдают в авторах стремление сделать что-то более острое, чем рядовой супергеройский фильм. Но в итоге уместность социального комментария оказывается под вопросом — во многом за счет подачи, которая тут, что называется, «в лоб». Тем не менее в развлекательном аспекте «Гром» не то, чтобы не раздражает. Напротив, лишь восхищает.
Стоит ли смотреть «Майор Гром: Игра»?
«Майор Гром: Игра» — кино, обреченное на виральность. Что, в целом, логично с учетом его интертекстуальности и меметичности: когда авторы цитируют рэпера Kizaru (и другие народные мемы вроде «по сути вкусно») или подтрунивают над объяснением концовки и фирменным монологом злодея — волей-неволей отпадает желание ругать картину за сюжетную перегруженность и характерную для героев наивность. Бонусом прилагаются яркие злодеи и на удивление органичный зэк в исполнении комика Жени Чебаткова. Кровь в жилах от его вида не стынет, но вот желание стукнуть заключенного (прямо как по методичке Грома) не пропадает еще долго.
Новая лента про Грома, как и заявили авторы на пресс-показе, — работа зрелищная и исключительно зрительская. Помимо лихого монтажа, динамичных боевых сцен и даже модных склеек, как у Вайтити, режиссер Олег Трофим предлагает россиянам увеселительное эскапистское произведение, прекрасно существующее в уникальном супергеройском пространстве в городе на Неве. Кто-то наверняка захочет ленту покритиковать, посчитав ее фастфудной (прямо как любимое блюдо Игоря). Нам же такие параллели не близки: тем более, что шаверма, шаурма или донер (подчеркните верное) — блюдо не претенциозное, но сытное и вкусное. Ну и «Майор Гром: Игра» тоже очень даже ничего.