Упоительно жестокий боевик с кучей отсылок и юмором на любителя: рецензия на «Пацан против всех»
В российский прокат вышел фильм «Пацан против всех». Ударный боевик с Биллом Скарсгардом в главной роли рассказывает историю мести глухонемого парня и делает это почти без сантиментов — зато с обилием драк, юмора и галлюциногенной цветокоррекции. Стоит ли идти на дебютную картину режиссера Морица Мора или лучше дождаться ремейка «Ворона» (все с тем же Скарсгардом)? Разбираемся.
Дата премьеры в России: 16 мая
Страна производства: Германия, ЮАР, США
Режиссер: Мориц Мор
Авторы сценария: Тайлер Бертон Смит, Аренд Реммерс, Мориц Мор
В ролях: Билл Скарсгард, Джессика Рот, Мишель Докери, Бретт Гельман, Айзейя Мустафа, Яян Рухьян и др.
Жанр: боевик
Продолжительность: 1 час 51 минута
О чем «Пацан против всех»? Очень коротко
В центре сюжета боевика — глухонемой одинокий пацан (Билл Скарсгард), чью семью на его же глазах убила диктаторша, заправляющая городом, — Хильда Ван Дер Кой (Фамке Янссен). Расправа произошла в рамках «выбраковки»: ежегодно клан Ван Дер Кой выбирает 12 людей и убивает их в прямом эфире.
Все детство и юношество он прожил с одним лишь желанием отомстить и потому изнурительно тренировался в джунглях с Шаманом (Яян Рухьян), который научил его боевым искусствам. Как только парень завершает обучение, он отправляется на миссию всей жизни — в логово тирании и жестокости, коим заправляет злодейка.
Чем примечателен фильм?
За последнее время «Постньюс» обозревал не так много боевиков, однако по сложившейся иронии у каждого из них (например, «Немой ярости» Джона Ву и «Манкимэне» Дева Пателя) довольно много пересечений с лентой Морица Мора. Прежде всего, «Пацан против всех» выстроен по классической экшен-структуре «убийство близких — подготовка к возмездию — непосредственная месть». И, само собой, ни о какой вторичности тут речи идти не может — таковы каноны revenge movies.
Главный герой «Пацана против всех», парнишка в красном одеянии в исполнении неприлично атлетичного Скарсгарда, в общем смысле синонимичен персонажам перечисленных картин — он по понятным причинам молчаливый, раненый и остервенелый (за разрядку и часто инфантильный юмор отвечает его внутренний голос, нарочито пацану неподходящий). Тем временем сценарий и визуальная стилистика в полной мере отсылают к олдскульным видеоиграм: начиная с того, как герой перемещается из одной локации в другую, и заканчивая оформлением боев.
Впрочем, искусно поставленные боевые сцены не основное достоинство ленты (хоть их там и в изобилии). Отличительная черта «Пацана против всех», которая, вероятно, благоприятно скажется на его кассовых сборах — это залихватская абсурдность, проявляющаяся в потоке кринж-гэгов, бесконечной стрельбе в рапиде и драк с вылетающими костями, откровенной буффонаде и удивительно сентиментальном финале. Среди источников вдохновения режиссера-дебютанта определенно были «Пипец» и «Дэдпул».
Стоит ли смотреть «Пацан против всех»?
«Пацан против всех», по правде говоря, кино упоительно жестокое и насыщенное на отсылки — неслучайно в Variety его описали как «„Джон Уик“ встречает „Заводной апельсин“». В нем с лихвой гротескного месива и реверансов гонконгским боевикам и культовым антиутопиям по типу «Голодных игр». Но важно понимать, что кроме кроваво-веселой круговерти в картине по большому счету ничего нет. «Пацан против всех» то и дело ходит по тонкому льду, рискуя провалиться в незатейливый слэшер-фарс с неожиданными твистами, нужными только ради самой внезапности.
Ленте не хватает внятной экспозиции и деталей, а некоторым героям мотивации: та же «выбраковка» клана Ван Дер Кой оставляет огромное количество вопросов (Кого можно считать врагом? Как вообще его выбирают? Все ради банального испуга окружающих?). Конечно, мы не требуем от «Пацана против всех» какой-либо глубины — тем более, что картина и не пытается быть претенциозной, с первых секунд заявляя, что все, что мы видим — это выкрученный до сюрреалистического состояния аттракцион насилия.
Сравнения «Пацана против всех» с «Манкимэном» Дева Пателя неизбежны: два режиссерских дебюта, схожая канва и мотивы героев, да даже дата релиза. При этом для тех, кто в прошлом месяце успел оценить зубодробительный боевик индийского автора, лента Мора покажется откровенно непродуманной и простой. В то время как работа Пателя дарит зрителям не только безупречный стиль, но также мифологический подтекст, из которого вытекает остросоциальный комментарий, «Пацан» просто развлекает. Это и не хорошо, и не плохо. Но в любом случае весело.