Провал Копполы, низкие оценки жюри, скандал с #MeToo: чем успел запомниться Каннский кинофестиваль
77-й Каннский фестиваль перевалил за экватор. Критики уже посмотрели картины Копполы, Лантимоса и Серебренникова, однако, кажется, пресса не в восторге от программы. Незадолго до завершения одного из главных кинособытий года мы решили провести промежуточные итоги: рассказать о скандалах, фаворитах, мнениях журналистов и других важных инфоповодах вокруг фестиваля.
Чем удивил Каннский кинофестиваль в 2024 году?
77-й Каннский фестиваль, проходящий с 14 по 25 мая, стал первым в истории, чье жюри возглавила женщина — ею стала американский режиссер Грета Гервиг. Представители кинофестиваля назвали постановщицу, известную по картинам «Барби», «Маленькие женщины» и «Леди Берд», — «героиней нашего времени», отметив ее вклад в развитие в кинематографа. Меньше чем за 15 лет Гервиг умудрилась сделать себе имя в инди-кино, снять миллиардный блокбастер, выигравший кассовую гонку у Нолана, и завоевать сердца фанатов по всему миру. Кроме того, 40-летняя Гервиг стала вторым самым молодым председателем жюри в истории фестиваля.
С чествования женщин начался и сам фестиваль, когда Мэрил Стрип наградили почетной «Золотой пальмовой ветвью». Награду актрисе вручала звезда французского кино Жюльет Бинош, отметившая, что именно Стрип изменила взгляд на женщин в мире кино и помогла им взглянуть на себя иначе. Растроганная Мэрил Стрип призналась, что когда была в Каннах в последний раз почти в 40 лет, то думала о завершении карьеры: «Единственная причина, по которой я сейчас здесь — это очень талантливые творцы, с которыми я работала, включая мадам президента [речь о Гервиг]».
Удалось ли обойтись в Каннах без скандалов?
Одним из скандалов, который не случился, но все же насторожил организаторов фестиваля, стала потенциальная забастовка работников мероприятия под названием «Беднота за экранами» (такого в Каннах не случалось аж с 1968 года). Акцией протеста киномеханики, билетеры, водители и другие сотрудники, коих насчитывается несколько сотен человек, хотели добиться повышения зарплаты и медицинской страховки. Однако все обошлось лишь угрозами.
Кроме того, в этом году фестиваль начал сотрудничество с движением #MeToo. Между тем, по данным французских СМИ, не менее 12 присутствующих на мероприятии кинематографистов фигурировали в новостях, так или иначе связанных с сексуальными домогательствами. В прошлом году Канны стартовали с показа «Жанны Дюбарри» с Джонни Деппом, из-за чего в соцсетях завирусился хэштег #CannesYouNot (так, пользователи намекали на то, что организаторы поддерживают актера и вместе с тем любые формы абьюза).
Пока неизвестно, как обстоят дела с фигурантами сексуальных скандалов, однако организаторы Каннского фестиваля предусмотрительно решили представить короткометражный фильм Жудит Годреш — он рассказывает о жертвах сексуализированного насилия и харрасменте со стороны режиссеров.
Кто из режиссеров не оправдал ожиданий публики?
• На данный момент главным аутсайдером фестиваля с позиции «ожидание — реальность» можно считать великого Фрэнсиса Форда Копполу с его масштабной фантастической драмой «Мегалополис». Идею снять антиутопию с подтекстом «США — это новая Римская империя» он вынашивал еще с 80-х — после того, как завершил работу над культовым «Апокалипсис сегодня». Более 40 лет Коппола писал сценарий, а для того, чтобы собрать $120 млн бюджета, режиссер даже продал личные виноградники и винодельни.
Впрочем, критики работу мастера не оценили. В Variety ленту назвали «огромной, безрассудно амбициозной эпопеей, в которой вечные темы человечества — жадность, коррупция, лояльность и власть — грозят заглушить мотивы личного кризиса». The Guardian «Мегалополис» озаглавили раздутым и поверхностным кино: «Вопрос Копполы, сможет ли империя США существовать вечно, возможно, справедлив, но отдельные вспышки юмора не смогут спасти его конспирологический триллер от ужасной актерской игры и унылых спецэффектов». Полярных мнений было не так много.
• Покинувший Россию Кирилл Серебренников в этом году представил фильм «Лимонов, баллада об Эдичке». В англоязычной биографической ленте роль известного публициста и политика Эдуарда Лимонова исполнил лауреат двух премий BAFTA, обладатель «Золотого глобуса» и прочих престижных наград Бен Уишоу. Но в итоге картина получила ряд неоднозначных отзывов со стороны как западной, так и российской прессы.
Журналист Variety счел ленту недостаточно глубокой: «Шумный, но безжизненный фильм. Серебренников, влюбленный в позу бунтаря, которую принял Лимонов, не особо интересуется тем, против чего тот бунтовал». А Станислав Зельвенский и вовсе назвал киноленту насквозь фальшивой и, как и «Лето» Серебренникова, — фильмом, кажущимся «актом сомнительной культурной апроприации». Снисходительными были IndieWire, назвав «Лимонова» «приятной романтической одиссеей».
А каковы средние оценки жюри Каннского фестиваля?
Исходя из таблицы с оценками международной прессы, жюри вообще пока мало, что нравится. На данный момент наименьшие баллы у картин «Ученик» шведского режиссера иранского происхождения Али Абасси (1,7), «О, Канада» американца Пола Шредера (1,8),«Мегалополис» Копполы (2,1) и «Дикий алмаз» француженки Агат Ридингер (также 2,1).
Немного выше оценки, несмотря на множество спорных рецензий, у картины «Лимонов, баллада об Эдичке» Серебренникова (2,1). Среди лидеров, набравших более менее высокие баллы, ожидаемо оказался Йоргос Лантимос со свой абсурдистской лентой «Виды доброты» (2,4), француз Жак Одиар с одиозным фильмом «Эмилия Перес» (2,5) и китайский режиссер Цзя Чжанкэ с «Поколением романтиков» (2,6).
Что говорят о фаворитах Канн — 2024?
• После триумфа «Бедных-несчастных» Йоргос Лантимос приехал покорять Канны с психоделическим фильмом «Виды доброты». Сейчас у него 100% свежести на Rotten Tomatoes, а критики в один голос отмечают черный юмор и фирменный абсурдизм. В IndieWire автора хвалят за верность себе и избегание фан-сервиса: «“Виды доброты” — это аллергическая реакция на массовый успех Лантимоса, которым он наслаждался, перейдя с греческого языка на английский с “Лобстером”».
• Возможно, главным фаворитом журналисты считают «Эмилию Перес» Жака Одиара — не зря картина заслужила 11-минутные овации. Режиссер, известный исследованием маскулинности, на этот раз взялся за не типичную для себя историю и не прогадал. В Variety картину окрестили ослепительной («это мощный, нефильтрованный портрет человека, который бросает вызов стереотипам»), а в Deadline режиссеру авансом выдали «Золотую пальмовую ветвь».
• Другой претендент на главную награду — «Поколение романтиков» китайца Цзя Чжанкэ. Пронзительная драма получила высокие оценки критиков. В частности, в Time Out ленту назвали «легким мечтательным диалогом со зрителями», а в Little White Lies — многослойным текстом, где хватает не только интеллектуальных мыслей, но также откровенного романтизма: «В картине выдержан идеальный баланс пищи для ума и сердца».
Кто из россиян приехал на Каннский кинофестиваль?
Помимо Кирилл Серебренникова, в Канны приехали актеры Юра Борисов, Марк Эйдельштейн и Дарья Екамасова — они приняли участие в картине «Анора» Шона Бэйкера, заслужившей семиминутные овации. По сюжету романтической трагикомедии режиссера 23-летняя стриптизерша (Майки Мэдисон) знакомится с сыном российского олигарха (Марк Эйдельштейн), после чего они отправляются в Лас-Вегас, где играют свадьбу.
Впечатления от картины у журналистов сложились, в основном, положительные (а чаще — восторженные). Кино оценили за юмор и динамичность и сравнили с работами Джонатана Демме и братьев Сэфди. В Variety игру восходящей российской звезды Эйдельштейна назвали схожей с Тимоти Шаламе. Редким исключением стала кинокритик Зинаида Пронченко, сравнившая ленту с «Непосредственно Кахой».
Также в компании Кирилла Серебренникова на фестивале присутствовали российский продюсер Илья Стюарт и актеры Андрей Бурковский («Медиатор», «Звоните ДиКаприо!») и Виктория Мирошниченко (она сыграла супругу Лимонова). Среди гостей были замечены актер Владислав Ценев («Жить жизнь») и журналистка Ксения Собчак — она, к слову, активно оценивает ленты с каннского смотра в своем Telegram-канале (среди фаворитов Собчак — «Партенопа» Паоло Соррентино и «Лимонов, баллада об Эдичке»).