кино

Поверхностное кино, которое взбесит фанатов: что не так с байопиком об Эми Уайнхаус?

На самом деле, практически все. Слезодавительное полотно выглядит как оправдательное место для ее отца и к тому же искажает факты из жизни певицы
Focus Features/YouTube
Focus Features/YouTube

4 июня состоялся цифровой релиз «Обратно во мрак» — фильма, посвященного жизни и смерти великой британской певицы Эми Уайнхаус. Картина, названная в честь ее нуарного хита Back to Black, столкнулась с ворохом критики еще до премьеры: журналисты обвинили авторов в желании нажиться на трагичной судьбе Эми, а фанаты обратили внимание на мискаст. Действительно ли «Обратно во мрак» — настолько плохой байопик и стоит ли вообще тратить на него два часа? Объясняем буквально в девяти абзацах.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Дата премьеры в мире (цифровой релиз): 4 июня
Дата выхода в России:
Страна производства: Великобритания, Франция, США
Режиссер: Сэм Тейлор-Джонсон
Автор сценария: Мэтт Гринхал
В ролях: Мариса Абела, Джек О’Коннелл, Эдди Марсан, Лесли Мэнвилл, Джульетт Кауэн и др.
Жанр: биография, мюзикл, драма
Продолжительность: 2 часа 2 минуты

О чем «Обратно во мрак»?

Фильм режиссера Сэм Тейлор-Джонсон (помимо «50 оттенков серого», в ее резюме есть музыкальный байопик «Стать Джоном Ленноном») охватывает события из жизни певицы, начиная с поп-становления и заканчивая трагичной кончиной в первой половине прошлого десятилетия. Сначала мы видим, как Эми (Мариса Абела) живет со своим отцом (Эдди Марсан) и бабушкой (Лесли Мэнвилл) в британской столице, пишет демки и готовит дебютный релиз. После этого сборник еще сырых записей оказывается в руках ее первого менеджера Ника Шимански (Сэм Бьюкенен).

Эми записывает первый диск и не сразу, но вполне стремительно обретает локальную популярность. К тому моменту девушка, очарованная музыкой джазовых исполнителей (за любовь к жанру нужно сказать спасибо бабушке Эми, с которой у нее были особенно крепкие отношения) плотно подсаживается на алкоголь. Вместе с тем она знакомится с видеопродюсером-неудачником Блейком Филдером-Сивилом (Джек О’Коннелл) — благодаря этой встрече в жизни Уайнхаус ко всему прочему появляются тяжелые наркотики и депрессия.

Focus Features/YouTube
Focus Features/YouTube

Что не так с байопиком про Эми Уайнхаус?

Для тех, кто в середине нулевых хотя бы изредка заходил в сеть, смотрел новости и следил за западной светской хроникой, история Эми Уайнхаус вряд ли может иметь неисследованные места. Подобно другой легенде и королю саморазрушения Курту Кобейну, Уайнхаус была не только объектом непрерывных обсуждений (как при жизни, так и после), но и идеальным героем потенциального байопика. Посудите сами: мрачная история любви с наркоманом Сивилом, зависимости и РПП, попытки справиться с демонами, бесконечные баталии со СМИ. И все это на фоне ежеминутно пополняющихся банковских счетов, признания музыкальных критиков, первых мест в чартах и получений «Грэмми».

Но главный вопрос — стоило ли снимать еще один фильм про Уайнхаус, если всего девять лет назад Азиф Кападиа представил «Эми»? Для съемок документальной биографической ленты режиссер поднял сотни архивных видео и пообщался с десятками друзей, знакомых и коллег певицы. Картина размыла границы между мифологизированной Эми и той, которую знало ее окружение, показав закулисный ужас, окружавший артистку долгие годы. Новая картина от постановщицы Сэм Тейлор-Джонсон, по-видимому, должна была стать художественным осмыслением известного сюжета. Но она оказалась довольно пустым мелодраматичным зрелищем, почти дословно идущим по плану статьи с «Википедии».

Focus Features/YouTube
Focus Features/YouTube

Но при всей линейности сюжета и отсутствии дополнительной фактуры, команда авторов все равно умудрилась исказить ряд важных моментов из жизни Эми. И речь здесь даже не о том, кто именно протянул юной Уайнхаус первую дозу. Просто ловите небольшой кринж-спойлер. В финальной трети режиссер решает связать трагический уход Эми, вызванный алкогольным отправлением, с новостью о том, что у ее экс-мужа Сивила родился первенец. Напомним, что еще за два года до гибели Уайнхаус была помолвлена с другим мужчиной.

Стоит ли смотреть «Обратно во мрак»?

Сценарист Мэтт Гринхал напрочь упускает детали, из которых и складывается картина мира Эми, написанная мрачными красками. За два с лишним часа человек, не погруженный в жизненный путь Уайнхаус, наверняка примет ее за инфантильную избалованную певицу, талант которой — не результат титанических усилий и гикового увлечения джазом, а ни что иное, как ниспослание господа. Авторы толком не уделят внимание творческому процессу (даже хотя бы пластинке Back to Black), теме созависимых отношений и психологических проблем, вызванных колоссальным вниманием со стороны желтой прессы. В одной из сцен героиня Марисы Абелы спрашивает у журналистов: «Я что вам, блин, Пэрис Хилтон?!» Кажется, что для Тейлор-Джонсон и Гринхала она и правда кто-то вроде нее.

Примечательно, что в создании ленты участвовал Митч Уайнхаус — скандальный отец Эми, который до последнего сомневался в ее недуге и потому не отменял концертные туры девушки, даже когда та находилась в плачевном состоянии (он косвенно признал вину в своей книге «Моя дочь Эми»). Кроме того, мистер Уайнхаус активно распродавал ее вещи и пытался устроить мировое турне с голограммой артистки (но его все же отменили по этическим соображениям). Наконец, Митч критиковал картину Кападиа, утверждая, что автор намеренно показал его в плохом свете. Стоит ли говорить о том, что в подконтрольной версии байопика отец Уайнхаус — вполне себе приятный эмпатичный мужчина средних лет и почти таки ее спаситель.

Focus Features/YouTube
Focus Features/YouTube

К сожалению, все перечисленные факты указывают на то, что зарубежные критики были правы еще до релиза: «Обратно во мрак» — оправдательное полотно имении Митчелла Уайнхаус, необходимое лишь для того, чтобы раздемонизировать образ не самого примерного отца в глазах общественности. Грустно и от того, что ангажированность команды авторов — лишь одно из зол (и, пожалуй, не меньшее). Картина Тейлор-Джонсон представляет собой слезодавительное зрелище, где магистральной метафорой оказывается птица в золотой клетке. Решение, прямо скажем, отнюдь не новаторское. Кроме того, в ней мало музыки, жизни и самой Эми Уайнхаус.

Оставляют приятные эмоции разве что обаятельный в своем одурманивающем мачизме Джек О’Коннелл и голосистая Мариса Абела (ее совсем не по делу ругали до релиза, делая ставку на Леди Гагу). Актриса более чем достойно исполнила главные хиты Эми и смогла точно воплотить экзистенциальную тоску певицы. Не хватило этому дуэту разве что проработанного сценария…

Никита Прунков