Оправдательный приговор вместо 17 лет колонии: что известно о деле ЧВК «Енот»
Московский гарнизонный военный суд закончил рассмотрение уголовного дела о ЧВК «Енот», которой приписывали разбои и нападения с ограблениями на обычных граждан и организации. Обвинение запрашивало от 12 до 17 лет колонии для фигурантов, защита же настаивала на полном оправдании и снятии всех обвинений. В итоге пятерых участников действительно оправдали, причем в их числе оказались не только рядовые члены ЧВК, но и один из основателей, майор ФСБ. В нашем материале рассказываем, что известно о деле «енотов» и чем они занимались.
Что такое ЧВК «Енот»?
«Енотов» зарегистрировали в Москве в 2016 году как региональную общественную организацию содействия и защиты военно-патриотического воспитания молодежи. Однако следствие уверено, что на самом деле это было лишь прикрытием для того, чтобы вести преступную деятельность: запугивать граждан, следить за ними и совершать нападения.
Создателем и главным идейным вдохновителем «енотов» считают бывшего лидера националистического движения «Светлая Русь» Игоря Мангушева. Еще на старте конфликта в Донбассе он вместе с другими участниками «Светлой Руси» поехал в зону боевых действий совместно с представителями движения «Народный собор». Последним тогда руководил Роман Теленкевич с позывным «Водяной».
В 2016 году Мангушев резко пропал из рядов «енотов». По слухам, он был против откровенно военного курса организации, которая изначально задумывалась как общественная.
Талисманом участников гуманитарных миссий стал плюшевый енот по кличке Лаврентий. Он и подарил название будущей организации, которая появилась в ходе слияния «Светлой Руси» и военно-патриотического клуба «Резерв». «Енот» расшифровывается как «Единые народные общинные товарищества», сами участники также называли себя «енотами».
Чем занималась ЧВК «Енот»?
Участники утверждали, что ездят в зону конфликта в Донбассе исключительно с гуманитарными миссиями, однако в сети периодически появлялись фотографии предположительных «енотов» в военной форме и с оружием. При этом сами участники настаивали на том, что не являются ЧВК (правда, единственным их аргументом было то, что в России такие организации запрещены). Они продолжали называть себя РОО, однако с подачи СМИ за ними закрепился другой статус.
«Еноты» периодически искали новых участников в свою «не военную» организацию. Правда, требования к будущим членам были весьма однозначные: искали людей, прошедших срочную или контрактную службу, или же бывших участников любых других военных конфликтов. Кроме того, «еноты» сами не скрывали своего участия не только в военных действиях в Донбассе, но и в Сирии и Нагорном Карабахе.
В чем обвиняют ЧВК «Енот»?
Следствие считает, что после ухода Мангушева, который активно искал все новые пути финансирования «енотов», Теленкевич, пытаясь решить проблему с просадкой по финансам, познакомился с сотрудниками ФСБ, майорами Александром Мрищуком и Антоном Барякшевым. Те предложили оказывать «енотам» силовую поддержку, и с тех пор члены организации начали помогать силовикам во время различных операций. Причем, как утверждает следствие, под помощью подразумевалось давление, угрозы и прочие незаконные действия.
Сторона обвинения утверждает, что «еноты» применяли грубую физическую силу при обысках и допросах, а также выносили из домов, куда приходили вместе с сотрудниками ФСБ, ценные вещи и прочее «добро», которое находили. Так, например, по версии следствия, в 2016 году они украли порядка 4,8 млн руб. у фигурантов уголовного дела об уклонении от уплаты таможенных платежей и сборов, применив при этом физическую силу.
Если «еноты» связаны с ФСБ, почему их вообще задержали?
Из-за весьма жестких методов, которые они, помимо прочего, применяли не только в отношении реальных преступников. Так, по версии следствия, в 2018 году силовики поручили Теленкевичу за 150 тыс. руб. убедить жителя Краснодарского края Петра Супонева передать его земельный участок известному российскому патологоанатому и академику РАН Михаилу Пальцеву.
Границы Супонева мешали Пальцеву провести сделку по продаже имущества на выгодных условиях, а идти на компромисс сосед не спешил — он не пускал к себе даже официальных кадастровых инженеров. Пальцев пожаловался на это своему помощнику, а тот, в свою очередь, обсуждая ситуацию с журналисткой одного из федеральных СМИ, узнал о «енотах» и познакомился с их лидером Романом Теленкевичем.
В итоге «еноты» Денис Карабан и Василий Минчик закрыли супругу Супонева в гараже, дождались самого владельца, а затем с применением физической силы заставили его согласиться передать участок. Супонев сначала сказал да, но затем решил обратиться в правоохранительные органы, после чего обоих «енотов» задержали.
Как давно длится следствие по делу «енотов»?
Первые задержания произошли еще в ноябре 2018 года, через несколько месяцев после эпизода с Супоневым. Сотрудники СОБРа довольно жестко задержали несколько человек около центрального автовокзала в Рязани. Правда, тогда на это никто не обратил особого внимания, и писали об инциденте только местные СМИ.
Задержанных тогда отпустили, однако уже через год Следственный комитет взялся за «енотов» жестче — на них возбудили сразу несколько уголовных дел по статьям за кражу, разбой, бандитизм и организацию преступного сообщества. Фигурантов же начали задерживать буквально поголовно каждый день.
Какие приговоры вынесли фигурантам уголовных дел?
Изначально один из двух покровителей ЧВК из ФСБ признал свою вину и согласился сотрудничать со следствием. Речь идет об Антоне Барякшеве, которого суд в июле 2022 года приговорил к шести годам колонии строгого режима по двум эпизодам разбоя, совершенного организованной группой в особо крупном размере, и по одному эпизоду кражи.
Также шесть лет колонии получил Василий Минчик, давший признательные показания. Основателю и лидеру «енотов» Роману Теленкевичу, несмотря на заслуги в зоне конфликта в Донбассе, избрали наказание в виде 13 лет колонии строгого режима.
При этом, как ни странно, на сегодняшнем рассмотрении дела суд решил оправдать четверых оставшихся на скамье обвиняемых «енотов», причем среди них оказался и второй майор ФСБ Александр Мрищук. Против последнего, в частности, давал показания осужденный Барякшев, но это никак не повлияло на финальный приговор. Еще одного фигуранта, Олега Очеретного, формально тоже оправдали, но суд назначил ему год ограничения свободы, в течение которого ему придется два раза в месяц отмечаться в органах.