законы

«Хиджаб раздора»: как религиозная одежда мусульман стала предметом незатухающих споров в России?

В российском обществе вновь начались дискуссии на тему никабов и хиджабов — в Госдуму внесли законопроект об их запрете
Михаил Синицын/ТАСС
Михаил Синицын/ТАСС

Депутат Госдумы Вячеслав Даванков 28 мая внес в палату законопроект о запрете ношения религиозной одежды, которая полностью или частично скрывает лицо. Предполагается, что правило будет действовать в общественных местах, государственных организациях и образовательных учреждениях. Инициатива вызвала негативную реакцию со стороны депутата от Чечни Адама Делимханова, который жестко раскритиковал идею Даванкова. Как никабы и хиджабы разъединяют общество в России и будет ли введен запрет? Разбираемся.

Что предшествовало инициативе Даванкова?

В конце мая о необходимости запрета никаба в России заявил глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. Никаб — это такой женский головной убор, полностью закрывающий лицо и оставляющий видимыми лишь глаза. Такая одежда появилась в арабских странах из практических соображений, чтобы женщины могли уберечь кожу лица от ветра, песчаных бурь и солнца.

«В России разрешены никабы, полностью закрывающие лицо женщинам. Открытыми остаются только глаза. И это при том, что сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены», — заявил тогда Фадеев.

Это заявление вызвало сильный общественный резонанс — по теме высказались все, кому не лень. В Telegram-канале РБК даже провели опрос, который в итоге получил дурную славу: многие каналы заподозрили его в ангажированности и накрутке результатов. В тот же день подобный опрос появился на сайте «Царьграда», где свое мнение высказали почти 2 млн человек.

Скриншот/Telegram-канал РБК
Скриншот/Telegram-канал РБК
Скриншот/Сайт «Царьград ТВ»
Скриншот/Сайт «Царьград ТВ»

Редакция «Постньюс» также подключилась к общественной дискуссии — на тему возможного запрета мы поговорили с муфтием Москвы Ильдаром Аляутдиновым. Он заявил, что никаб — это личный выбор каждой мусульманки, что Духовное управление мусульман РФ не пропагандирует его ношение в современных реалиях, и что в условиях светского общества правильнее соблюдать общепринятые правила и выбирать одежду, которая не будет вызывать негатив у окружающих. Муфтий также добавил, что тема запрета никабов может использоваться внешними врагами России «для разжигания ненависти в обществе и разрушения целостности страны».

Что предложил Даванков и как на это отреагировал Делимханов?

Депутат Вячеслав Даванков внес законопроект о запрете хиджабов и никабов 28 мая, меньше чем через неделю после начала споров. Он предложил «предоставить полномочия законодательным и муниципальным собраниям принимать решения о запрете ношения религиозной и иной одежды, полностью или частично скрывающей лицо в муниципальных и общественных местах». Также законопроект дает образовательным учреждениям право ограничить ношение такой одежды в своих стенах.

«Учитывая текущий высокий уровень террористических угроз (в ряде субъектов РФ введен бессрочный высокий, желтый, уровень террористической опасности), возникает необходимость в ограничении ношения одежды, скрывающей лицо в общественных местах, поскольку человек с закрытым или частично закрытым лицом не может быть идентифицирован камерами видеонаблюдения», — уточнил депутат в пояснительной записке.

Автор инициативы подчеркнул: «Согласно статье 14 Конституции России, Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Также Даванков привел в пример действие подобных запретов в зарубежных странах, где подавляющее большинство населения относят себя к мусульманам — Туркменистана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Казахстана и Азербайджана. Кроме того, он напомнил об аналогичном опыте Индии, Китая и европейских стран.

На инициативу жестко отреагировал депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов. В личном Telegram-канале он опубликовал пост, в котором высказал свое видение того, чем отличается хиджаб от никаба и кто обязан его носить. «Никаб — женская одежда, закрывающая лицо, тогда как хиджаб не закрывает лицо. Никаб — мы сами не одобряем, а что касается хиджаба — это религиозная обязанность мусульманки. Если Даванков хочет запретить кому-либо исполнять их религиозные предписания, то он прямо противоречит Конституции России, которая гарантирует свободу вероисповедания», — заявил Делимханов.

Депутат вновь напомнил, что Россия ведет специальную военную операцию и в ней принимают участие граждане страны, исповедующие ислам. Он также поставил в заслугу главе Чечни Рамзану Кадырову то, что он «с самых первых дней СВО поддерживает наших бойцов, обеспечивает им все необходимое для выполнения боевых задач во имя интересов России». Он считает, что «в этих условиях инициатива Даванкова может внести раскол в наше общество». Закончил свое обращение Делимханов следующим образом: «Если Даванков или кто-либо еще не понимает, что такое религиозные традиционные ценности и обычаи, то мы доходчиво ему и остальным это объясним».

Что о запрете хиджабов и никабов думают граждане и президент?

Комментарии и пожелания Адама Делимханова не обошел стороной автор инициативы Вячеслав Даванков. В своем Telegram-канале он рассказал о том, как возникла идея о введении запрета на никабы и хиджабы. По словам депутата, соавторами законопроекта выступили избиратели — родители школьников, с которыми парламентарий проводил встречу.

«Недавно я был на встрече в подмосковных Котельниках, где родители буквально требуют запрета. Дети мигрантов с трудом говорят на русском языке, не говоря уже о религиозной одежде. Это приводит к конфликтам и большой напряженности», — написал депутат. По словам Даванкова, родители из не самого благополучного района столицы обеспокоены тем, что школы превращаются в религиозные заведения. «Раз у нас в стране светское образование, то все дети имеют право именно на него?» — привел он вопросы тревожащихся граждан.

«Если родители считают, что в школах, где учатся их дети, должны быть введены ограничения, то так тому и быть», — убежден вице-спикер Госдумы. Он также подчеркнул, что согласно позиции Верховного суда от 2015 года, администрации школ могут вводить запрет на ношение религиозной одежды, так как в России образование имеет светский характер. «Хорошо, что по отношению к никабам, которые полностью скрывают лицо, наши позиции сходятся. Адам Делимханов тоже пишет, что никабы не одобряет. В целях безопасности они должны быть запрещены», — заключил депутат.

Своим мнением по поводу развернувшейся дискуссии между депутатами поделился с «Постньюс» и депутат от Самарской области Михаил Матвеев. «Если говорить о диспутах в отношении традиционной и нетрадиционной мусульманской одежды — я стараюсь в них не участвовать, потому что считаю, что в любом случае вся эта полемика начинает сводиться к тому, кто “круче”. То есть это приводит к какой-то ненужной мобилизации и все это контрпродуктивно», — отметил парламентарий.

Депутат Матвеев также подчеркнул, что он лично не имеет ничего против хиджабов, поскольку он не скрывает лица, и в этой дискуссии ему скорее близка позиция Адама Делимханова. «Но, наверное, в определенных общественных местах и, например, в школах, когда речь идет о детях…. В светской стране на эту тему можно рассуждать и дискутировать», — добавил депутат. Матвеев напомнил, что некоторое время назад президент России Владимир Путин достаточно однозначно высказывался против хиджабов. «Есть соответствующее видео, где он ссылается на мнение мусульманских авторитетов, причем зарубежных», — подчеркнул парламентарий.

Депутат Матвеев: «закон о диаспорах» призван учесть права русских в национальной политике страны
Депутат Матвеев: «закон о диаспорах» призван учесть права русских в национальной политике страны