ЕГЭ снова хотят отменить. Какие аргументы у противников экзамена?
Депутаты из трех фракций — ЛДПР, КПРФ и СРЗП — внесли в Госдуму законопроект об отмене ЕГЭ. В документе экзамен называют оторванным от школьного курса и учащим детей «проставлять галочки в клеточках». Мы поговорили с депутатами, учителями и выпускниками о том, что они думают о ЕГЭ.
Почему депутаты предлагают отменить ЕГЭ?
Депутаты Госдумы предлагают заменить Единый государственный экзамен итоговой аттестацией по школьным предметам. Как следует из пояснительной записки, ЕГЭ ввели в 2009 году во всех школах, чтобы обеспечить детям одинаковый доступ к высшему образованию и искоренить коррупцию в вузах. Однако, по мнению депутатов, это сказалось на общем уровне знаний, а коррупция сместилась из сферы приемных комиссий в область олимпиад.
Один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, в разговоре с «Постньюс» назвал ЕГЭ вредным инструментом. По его словам, это ненормальный способ контроля знаний, который натаскивает на шаблонное мышление, вызывает постоянный страх у детей и заставляет родителей тратить деньги на репетиторов.
«Это постоянный стресс, плохое настроение, для некоторых детей это даже заканчивается суицидом. Последние скандалы, связанные с контролированием, проверками, раздеванием школьников, доказывают, что у детей могут остаться серьезные психологические рубцы. Неизвестно, как они аукнутся в будущем для каждого, кто проходил эту унизительную процедуру», — указал Нилов.
Депутат предлагает «признать ЕГЭ ошибочным, навести порядок с целевым набором, предусмотреть места в ВУЗах для регионов и тем самым решить вопрос кадрового голода в социальной сфере, системе здравоохранения, соцобслуживания и образования». Нилов считает, что стоит восстановить «старую добрую» советскую систему оценки знаний и «прекратить мучить всех».
Соавтор законопроекта, первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, заявила, что ЕГЭ не раскрывает творческий потенциал школьников. «Из-за отсутствия личного контакта школьника с преподавателем происходит обезличивание абитуриента. Если раньше на экзамене он мог показать преподавателю свои интеллектуальные способности или харизму, то сейчас он — просто цифра», — считает депутат.
Что об отмене ЕГЭ думают учителя?
«Постньюс» поговорил с учителями и приводит два полярных мнения — за и против ЕГЭ.
«У ЕГЭ есть несколько проблем. Первая и главная — это нагнетание обстановки вокруг экзамена. Даже в моей школе есть преподаватели, которые пугают детей перспективой стать дворником и оказаться на обочине жизни при завале экзамена. Такая же ситуация и с родителями. К примеру, психолог Михаил Лабковский считает, что родители должны оставить ребенка в покое: если они сами попросят репетитора, то предоставьте, но не тыкайте ребенка и не навязывайте ему излишнюю ответственность. Я с ним согласен.
Другая проблема ЕГЭ — это усредниловка знаний. Потому что школьник, который станет призером всероссийской олимпиады, 100% сможет хорошо сдать ЕГЭ. Но если школьник отлично сдаст ЕГЭ, это не значит, что он сможет сдать олимпиаду, где нужно демонстрировать совершенно другую глубину знаний».
«ЕГЭ — это стандартизированный тест, который одинаков для всей страны. То есть, условно говоря, и в Москве, и где-то за Уралом детям дают примерно одинаковые задания. Это уравнивает возможности.
Второй плюс — это то, что ЕГЭ получается относительно более справедливой системой для поступлений. Есть, конечно, кейсы, когда списывают, когда сливают ответы, но все равно у детей из регионов появляется шанс поступить в московские вузы. Условно говоря, в 80-е или в 90-е это было вообще нереально, потому что экзамены проводились в самих университетах, где был один сплошной блат и коррупция.
Третий плюс — это понятные критерии оценок. Если в очных экзаменах всегда присутствует человеческий фактор, при котором абитуриент может просто не понравиться экзаменатору, то в ЕГЭ это полностью отсуствует».
Что об экзаменах думают те, кто сам их сдавал?
Зачастую ЕГЭ критикуют те, кто в настоящем или будущем не имеет никакого отношения к экзаменам, а учеба и поступление им уже давно не грозят. Мы решили узнать мнение людей, которые в прошлом сами прошли через ЕГЭ.
«Был большой стресс, т.к. от одного мероприятия зависит вся твоя судьба. При этом набор заданий был случайным и не репрезентативным. В мои годы большая ставка делалась на вузовские олимпиады, а не на ЕГЭ, потому что при поступлении проходные баллы с каждым годом все повышались и поступать по ЕГЭ в некоторые вузы становилось практически невозможно».
«Я сдала достаточно легко (но не значит хорошо) и не испытала никакого особенного стресса. Мои баллы оказались не то чтобы высокими, но если подумать, то как раз хорошо отражали тот уровень знаний, который у меня был. Поэтому спустя время у меня вопросы больше не к экзамену, а к себе».
«Я считаю, что ЕГЭ — очень эффективная система, которую вряд ли стоит кардинально менять. В 2021-м я сдавал экзамены по литературе, английскому, профильной математике и русскому, а спустя три года — в 2024-м — я решил сдать обществознание. Без стресса и переживаний, конечно, не обошлось, но это неотъемлемая часть взрослой жизни, поэтому можно сказать, что меня экзамены только закалили. Главное — не падать духом и не думать, что в случае провала жизнь прекратится, потому что это совсем не так. ЕГЭ, если уж на то пошло, всегда можно пересдать».
«Все экзамены прошли без стресса. Без всяких сомнений это заслуга моих близких, которые особенно оберегали и поддерживали меня в этот период. Еще в начале года мне сказали: "Результаты ЕГЭ ни на что в твоей жизни не повлияют. Не нужно насиловать себя подготовкой. У тебя сейчас лучший период в жизни. Наслаждайся!"
Могу сказать, что с каждым годом ЕГЭ только усложняют: либо систему оценивания, либо сами задания. Я надеюсь, что когда-нибудь будут спрашивать именно школьную программу, а не твою подготовку к ЕГЭ».
Могут ли ЕГЭ действительно отменить?
Практически каждую весну начинаются разговоры о том, что ЕГЭ — это неподходящий формат выпускных экзаменов, поэтому его нужно отменить. В 2016-м депутаты от ЛДПР предложили соответствующий законопроект, следующие попытки произошли в 2018-м и 2023-м, однако правительство их не поддержало.
Прошлогодняя инициатива была наиболее обсуждаемой, потому что произошла на фоне отмены Болонской системы образования в России. «Мы надеемся, что в ближайшем будущем увидим возврат к здравому смыслу и ликвидацию единого государственного экзамена», — рассуждал глава СРЗП Сергей Миронов.
Однако президент России Владимир Путин заявил, что считает спорным тезис о вреде ЕГЭ для развития образования. «У ЕГЭ есть много минусов, многие граждане возмущаются начетничеством, которое там имеет место быть. Но с другой стороны, это открывает возможности для очень многих детей с периферии», — заключил президент.
На внесение нового законопроекта в Госдуму отреагировали в Рособрнадзоре. Руководитель ведомства Анзор Музаев заявил, что обсуждать отмену ЕГЭ можно при наличии достойной альтернативы. «На сегодняшний день модель ЕГЭ, мы ее постоянно совершенствуем, она рабочая. Рособрнадзор открыт к конструктивным предложениям, мы готовы обсуждать альтернативу ЕГЭ, но только если будет предложена рабочая схема, объективный и понятный экзамен», — считает Музаев.
В любом случае, формат ЕГЭ Рособрнадзор готов дискутировать только после проведения всех экзаменов, запланированных на 2024 год. «Соберем всех заинтересованных лиц и обсудим формат справедливой и прозрачной итоговой оценки знаний школьников», — заключил чиновник.