Конспект от руки, музыка на фоне и учеба перед сном: что помогает нам лучше запоминать?
С каждым днем в мире становится все больше информации. Многим бы хотелось, чтобы все новые знания оставались в памяти. Однако по ряду причин запомнить абсолютно все, что вы когда-либо слышали, читали или видели, невозможно. Но не стоит отчаиваться, ведь существуют проверенные методы, которые помогут запоминать больше. В этой статье мы расскажем, как это сделать и чего следует избегать, чтобы сохранить в памяти как можно больше.
Правда ли, что память может становиться хуже из-за неправильного питания?
Глубинная область мозга, гиппокамп, активизируется при воспоминании, припоминании и запоминании, представляя из себя важный компонент в физиологическом процессе чтения, хотя и не единственный. Лобная и височная кора также участвуют в процессах памяти и познания. Если гиппокамп поврежден, человек теряет способность запоминать новую информацию, хотя все еще может приобретать определенные навыки.
В апреле этого года мы рассказывали, что питание, содержащее большое количество жирной и сладкой еды, негативно влияет на способность к запоминанию информации на протяжении всей жизни. Согласно предположению ученых, подобное питание в подростковом возрасте может иметь серьезные последствия, которые будет трудно исправить, ведь ущерб здоровью от употребления фастфуда остается даже после перехода на более правильное питание. Дело в том, что без медицинского вмешательства функции памяти не восстанавливаются. Однако опасаться нужно не только фастфуда.
Что еще негативно влияет на память?
В 2021 году ученые из Бингемтонского университета обнаружили, что фотографирование препятствует запоминанию объектов. В исследовании участвовали 500 человек, которые смотрели на картины, эскизы и другие арт-объекты. Одни участники фотографировали их, другие просто рассматривали. Затем все прошли пять тестов на память, где нужно было вспомнить увиденное. Ученые проверяли два типа категоризации объектов: перцептуальную, основанную на анализе деталей и сходства объектов, и концептуальную, опирающуюся на понятия и смыслы.
Выяснилось, что те, кто фотографировал произведения искусства, справились с обоими видами тестов хуже. Результаты показали, что фотографирование ухудшает память как на концептуальном уровне, так и на уровне восприятия. Объекты, которые фотографировались, запоминались хуже, чем те, которые просто рассматривались.
Ученые предположили, что фотографии редко делаются для запоминания событий, произошедших несколько минут назад. Скорее, это делается для того, чтобы вернуться к своим впечатлениям в будущем, например, через несколько лет, просматривая свою фотопленку, ведь скроллинг ленты с фотографиями вызывает воспоминания и приятную ностальгию.
Помогает ли учеба перед сном лучше запомнить изученное?
Возможно, вам приходилось готовиться к важному событию вечером и беспокоиться, что к утру все забудете. Однако это заблуждение, ведь научное сообщество неоднократно доказывало пользу сна для памяти и обучения. В 2023 году британские ученые подтвердили этот факт. Они выяснили, что изучение математики перед сном помогает лучше запомнить материал. В исследовании участвовали 77 человек, которые выполняли утренние и вечерние тесты с разницей в неделю. Они решали сложные задачи и проходили тестирование спустя 10,5 часов.
Оказалось, что участники лучше справлялись с тестами, когда занимались математикой перед сном и завершали тестирование утром. По мнению исследователей, улучшение эквивалентно «вспоминанию одного дополнительного факта». Они отмечают, что польза сна для сохранения памяти аналогична эффекту, выявленному при запоминании слов, хотя и немного меньше.
Правда ли, что чтобы запоминать больше, лучше писать от руки?
Преподаватели в учебных заведениях часто рекомендуют вести конспекты вручную, а не набирать текст на клавиатуре или записывать лекции на диктофон, и на это есть научные основания. В январе 2024 года норвежские исследователи выяснили, что письмо от руки активнее вовлекает различные структуры мозга, улучшает его связность и способствует лучшему обучению по сравнению с печатью на клавиатуре.
В исследовании участвовали 36 студентов университета, мозговую активность которых регистрировали с помощью высокочастотной электроэнцефалографии и 256 датчиков на голове. Участникам необходимо было повторно записывать или набирать слово, которое отображалось на экране. При записи они использовали цифровую ручку, а при наборе текста нажимали клавиши на клавиатуре одним пальцем.
Исследование показало, что мозговые связи при ручном письме оказываются более сложными и разветвленными по сравнению с набором на клавиатуре. Это полезно для обучения, так как мозговые связи играют ключевую роль в формировании памяти и кодировании новой информации. Исследователи отметили, что результаты были схожи при использовании как цифровых, так и обычных ручек для рукописного ввода, что подчеркивает значимость моторной активности и органов чувств при письме от руки. В то же время многократное нажатие на клавишу одним пальцем меньше стимулирует мозг.
Таким образом, сохранение практики ручного письма наиболее эффективно влияет на развитие мозга. Освоение навыков рукописи у детей способствует лучшему запоминанию информации и более эффективному усвоению знаний. Вместе с тем исследователи отмечают важность сбалансированного подхода, который учитывает как традиционные методы, так и цифровые технологии, адаптируя их к конкретному контексту и задаче обучения.
Как взаимосвязаны память и музыка?
Оказывается, совмещать обучение, уборку или другие дела с музыкой на фоне эффективно не только для людей с СДВГ, но и для всех, у кого нет этого диагноза. В 2021 году американские исследователи обнаружили, что механизм запоминания назойливых мелодий способствует укреплению памяти и фиксации деталей событий.
В ходе экспериментов участники без музыкального образования слушали мелодии и смотрели фильмы. В начале эксперимента им представляли незнакомую музыку, а спустя неделю — новую вместе с фрагментами фильмов. В ходе тестирования добровольцы должны были запомнить как можно больше деталей из каждого фильма во время прослушивания музыки, а затем отвечать на вопросы о том, насколько часто та или иная мелодия становилась навязчивой в их сознании.
В результате исследование выявило, что чем чаще участники воспроизводили в своем уме определенные мелодии, тем лучше они запоминали детали из соответствующих фильмов. Эти результаты подтвердили, что механизм запоминания заразительных мелодий способствует укреплению общей памяти и сохранению деталей происходящего.