«Это не имеет никакого смысла»: почему закон о запрете «шумных» машин застрял на полпути?
Почти год назад в Госдуме подготовили законопроект о запрете автомобилей и мотоциклов с модифицированными и демонтированными глушителями — планировалось, что владельцев «шумных» транспортных средств будут наказывать штрафом до 30 тыс. руб. Однако с тех пор документ так и не прошел дальше первого чтения. Разбираемся, какова судьба этого проекта и есть ли надежда на то, что его все же примут.
Что за законопроект о запрете «громкого» выхлопа? Кого и как именно собирались штрафовать?
Еще летом 2021 года мэр Москвы Сергей Собянин поручил столичному правительству и Мосгордуме найти способы борьбы с «отмороженными автомобилистами, гоняющими без глушителей и с громкой музыкой» по ночам. В ноябре 2022 года МГД подготовила конкретные идеи и внесла их в Госдуму.
Так, авторы законопроекта предложили внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и наделить власти субъектов правом устанавливать штрафы — от 5 до 30 тыс. руб. — за нарушение норм шума. Сами стандарты громкости должны были прописать в отдельном постановлении правительства.
Нарушения предлагалось фиксировать автоматически — с помощью специальных камер-шумомеров (по аналогии с тем, как сейчас фиксируется превышение скорости). При этом депутаты поясняли, что действующего наказания, на их взгляд, недостаточно. Дело в том, что сейчас, даже если инспектор остановит водителя сразу после нарушения, ему придется доказывать вину автовладельца, а максимальный штраф, который в конечном счете грозит нарушителю, — всего 500 руб.
В июле 2023 года законопроект добрался до рассмотрения Госдумой и был принят в первом чтении. После его отправили на доработку в комитет ГД по госстроительству и законодательству. Но он так и «завис» на этом этапе. На вопрос о том, какова судьба проекта сейчас, в Госдуме «Постньюс» заявили, что вероятность принятия законопроекта раньше осени 2024-го «крайне невелика».
Это связано и с недоработанностью многих аспектов, и с тем, что в приоритете сейчас много других более важных инициатив. Это не означает, что мы в целом не хотим принять данный законопроект. Просто в существующей редакции все равно остается много нюансов, которые нужно обсуждать и учитывать, прежде чем появится окончательный вариант.
一 Даниил Бессарабов, зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательствуКакие именно вопросы у депутатов вызвал законопроект о «шумных» автомобилях?
Как утверждает Бессарабов, «законопроект сам по себе непростой». По его словам, загвоздки есть не только в правовой стороне вопроса (что делать, если автовладельцу выписали штраф ошибочно), но и в технической — как вообще фиксировать нарушение.
У нас было и есть множество вопросов к технике выявления владельцев таких машин и к тому, как это все будет происходить на практике. Средства фиксации должны фиксировать не только общий уровень шума, но и точечно находить его источник. На практике это пока невозможно — выделить нарушителя из общей шумовой картины города не представляется возможным.
一 Даниил Бессарабов, зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательствуБессарабов добавляет, что «когда найдутся нужные средства, тогда и можно будет говорить о принятии закона». «В любом случае, необходимо прописать те нарушения, за которые будет наступать административная ответственность. Для этого нужно прописать отдельный законопроект, а не просто отредактировать существующие нормы», — заключает зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству.
Между тем один из авторов законопроекта, депутат Мосгордумы Александр Семенников, считает, что шумомеры для авто могли бы справиться с поставленной задачей — во всяком случае, в столице. По его словам, столичные власти «имеют положительный опыт работы московской системы видеофиксации нарушения ПДД». Семенников добавляет, что сейчас в тестовом режиме обкатываются и шумомеры.
Мы исходим из того, что техника справится и с фиксацией повышенного уровня шума. Конечно, возможные ошибки исключить нельзя. Но, думаю, алгоритм оспаривания должен быть аналогичен тому, который используется при ошибках измерения скорости движения автомобиля.
一 Александр Семенников, депутат МосгордумыПри этом на вопрос, что мешает принять закон прямо сейчас, депутат МГД отвечает, что «главное не сроки, а высокое качество законотворческой работы». «Необходимо отработать все технические средства, их сертификацию, все административные процедуры, чтобы водителям не пришлось сталкиваться с недоработками и нестыковками», — заключает Семенников.
А что про закон о «шумных» машинах думают автоэксперты?
Координатор движения «Синие ведерки», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов считает, что в случае использования автоматических шумомеров ошибки при определении нарушений практически неизбежны.
Он отмечает, что подобная технология используется сейчас только во Франции. Тестирование этих приборов ведется уже более пяти лет, но так и не привело к достойным результатам, добавляет автоэксперт. По словам Шкуматова, основная проблема, с которой сталкиваются разработчики, заключается в точной идентификации источника громкого шума.
Ошибки при определении, например, мотоцикла с прямоточным глушителем среди плотного потока транспортных средств, довольно часты. Камера приписывает источник соседним автомобилям. Разработчики не раскрывают подробные результаты тестирования, но данные, опубликованные во французской прессе, указывают на высокий уровень ошибочных идентификаций.
一 Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»При этом, как обращает внимание автоэксперт, в случае ошибки водитель не может оспорить штраф, так как у него нет доказательств того, что его автомобиль не издавал чрезмерный шум в момент фиксации нарушения. По этой причине Шкуматов считает, что пока не будут решены проблемы с точностью идентификации и не появятся работающие инструментальные средства контроля, принятие законов, регулирующих использование автоматических шумомеров, будет преждевременным.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин видит в инициативе московской мэрии и Мосгордумы куда более серьезную проблему. По его словам, «законопроект не имеет никакого смысла и высосан из пальца», потому что нормы шумности авто зафиксированы в техрегламенте о безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011).
В то же время документ прямо запрещает менять конструкцию выхлопной системы, отмечает эксперт. Кроме того, Шапарин обращает внимание, что техрегламент принят Таможенным союзом ЕАЭС и имеет наднациональный статус. А значит, принятие предлагаемых депутатами поправок неизбежно породит юридическую коллизию.
Вот еду я, например, на пятилитровом «Мерседесе». Он шумный, но полностью соответствует требованиям законодательства. Об этом есть два документа: СБКТС и диагностическая карта. Следовательно, претензий к моей машине юридически быть не может. Любой штраф, который мне попытаются выписать, я оспорю по нескольким основаниям. Первое — у меня есть упомянутые два документа. Второе — методика измерения шума определена ТР ТС 018/2011, и вы ее нарушаете. Третье — вы вышли за границу собственных полномочий.
一 Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союзаКак и Шкуматов, Шапарин также отмечает сложность определения шумности авто на дороге, потому что «невозможно отсечь один источник шума от другого». При этом автоэксперт считает, что если и нужно вносить какие-либо поправки, то именно в технический регламент Таможенного союза, и «не силами депутатов, а силами Минпромторга и Евразийской экономической комиссии».
Сейчас депутаты занимаются безграмотным дублированием норм. Зачем? Потому что шумные авто никому не нравятся. Меня они тоже раздражают. Но есть огромное количество машин, которые просто не могут быть другими. Нет, например, тихих Porsche 911. Так что если депутатам не нравится размер штрафа, пусть вносят поправки в КоАП и меняют его. Если им не нравится техрегламент, пусть вносят поправки в техрегламент. Но норма, которую предлагают депутаты, избыточна.
一 Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза