законы

ОСАГО исключат из списка обязательных документов при регистрации автомобилей. Что это значит?

Соответствующий законопроект приняли депутаты Госдумы
Семен Лиходеев/ТАСС
Семен Лиходеев/ТАСС

Во вторник, 25 июня, Госдума приняла в третьем чтении проект закона, по которому полис ОСАГО будет исключен из перечня обязательных документов при регистрации и смене владельца авто. Документ вносит изменения в закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации». Планируется, что новые правила вступят в силу с 1 марта 2025 года. Что это означает и как повлияет на ситуацию с обязательным автострахованием в России? Разбираемся.

Какие изменения предполагает новый закон об ОСАГО?

Согласно инициативе, владельцу транспортного средства больше не нужно будет оформлять полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) при постановке нового автомобиля на государственный учет или при смене владельца. Вместе с тем после вступления новых норм в силу водители смогут снимать машины с учета в ГАИ сразу же при продаже, а не через девять месяцев с момента подачи заявки, как это происходит сейчас.

Принятый законопроект также позволит снимать автомобили с государственного учета по заявлению не только в случае кражи транспортного средства, но и в ситуациях, когда машина была угнана, то есть похищена без корыстного умысла — закон различает эти ситуации. Соответствующей нормы не было в первом чтении законопроекта.

Документ также дополняет перечень оснований для отказа в регистрации транспортного средства. Теперь им будет считаться отсутствие уплаты утилизационного сбора в течение положенного срока.

Какие документы нужны для регистрации автомобиля?

Согласно действующему законодательству, для регистрации автомобиля, в том числе при смене владельца, необходимы следующие документы:

  • паспорт нового владельца;

  • свидетельство о регистрации (СТС) — для подержанных автомобилей;

  • бумажный паспорт транспортного средства (ПТС), если не был оформлен электронный;

  • документ о праве собственности на автомобиль или о лизинге — электронный или бумажный;

  • акт приема-передачи, если он заключался отдельно;

  • электронный или бумажный полис ОСАГО — главное, чтобы он был действительным на момент предъявления;

  • доверенность, если заявление подает не владелец. Регистрацию по доверенности можно оформить, только если машина куплена по бумажному договору. При электронном договоре зарегистрировать автомобиль может только сам владелец;

  • действующая диагностическая карта для транспортных средств старше четырех лет, кроме прицепов.

Новый автомобиль можно зарегистрировать прямо в автосалоне.

Почему ОСАГО решили исключить из списка обязательных документов?

«Одним из факторов, вызывавших неудобства при регистрации автомобилей, являлось требование обязательного наличия полиса ОСАГО. Ранее на территории рядом с отделениями ГИБДД образовывались целые ряды палаток и мобильных пунктов с продажей полисов по цене в три-четыре раза выше обычной стоимости», — рассказал в разговоре с «Постньюс» Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов».

По его словам, многие автомобилисты, приобретая полисы ОСАГО для первичной регистрации автомобиля, по итогу сталкивались с необходимостью вновь обращаться к страховщикам для актуализации данных из-за замены номерных знаков на автомобиле. «Это обстоятельство приводило к неудобствам: потере времени и дополнительным расходам», — заявил Шкуматов.

При этом с введением практики «однодневных» полисов ОСАГО попытки административно подтолкнуть водителей к покупке страховки потеряли свою актуальность. «Теперь каждый может приобрести полис на один день, исключительно ради процедуры регистрации в ГИБДД. То есть если автомобилист не желает покупать ОСАГО, он купит однодневный “для гаишников” и тем самым формально удовлетворит требование закона. Но на следующий день он будет ездить уже без полиса», — объяснил автоэксперт.

В целом у подавляющее большинство автовладельцев России имеет положительное отношение к обязательному страхованию, говорит Шкуматов. Он привел статистические данные, согласно которым более 90% автовладельцев считают полис ОСАГО нужным и полезным. Потому «почти все автомобилисты после регистрации транспортного средства всегда покупают полис ОСАГО», подчеркнул эксперт.

Вместе с тем сохраняется и проблема с контролем наличия полисов ОСАГО у россиян: по данным Шкуматова, от 3 до 4 млн автовладельцев постоянно или периодически ездят без страховки, что составляет 7-8% от общего числа эксплуатируемых транспортных средств в России. Всего их насчитывается около 43-44 млн.

«Для решения этой проблемы необходимо использовать системы фото и видеофиксации нарушений ПДД с целью проверки наличия полиса ОСАГО. Это обсуждается уже несколько лет, надеюсь, что в ближайшее время мы увидим эффективно работающую автоматическую систему контроля за наличием полисов ОСАГО», — заключил эксперт.