TASS/Постньюс
TASS/Постньюс
СВО

Когда РФ и Украина начнут переговоры и с кем будет говорить Путин? Отвечаем на главные вопросы

Кремль уже может подыскивать лояльного себе кандидата. В том числе из числа лиц советской номенклатуры

Для окончания СВО неизбежно возобновление переговоров России и Украины. Но для того, чтобы диалог вновь начался, РФ нужно понять, с кем можно иметь дело. Ранее Кремль ясно обозначил, что не считает кандидатуру Владимира Зеленского подходящей для этого. Кто может представить Киев на новых переговорах и когда их ожидать? Разбираемся с экспертами.

Почему Путин не сможет провести переговоры с Зеленским?

В последние недели президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что Владимир Зеленский незаконно занимает президентское кресло — 20 мая завершился срок его полномочий, а выборы не провели, сославшись на военное положение в стране. Российский лидер отмечал, что восстановить его легитимность невозможно «никакими ухищрениями».

Еще в мае 2014 года конституционный суд Украины вынес решение, что президент избирается на пять лет независимо от того, избирается он на внеочередных или очередных выборах.

Кроме того, конституционный суд Украины отметил, что конституционный статус президента не содержит норм, которые устанавливали бы другой срок, кроме пятилетнего.

Владимир Путин, президент РФ

Ситуация осложняется также с украинской стороны, ставящей невыполнимые условия для возобновления переговорного процесса. Еще в сентябре 2022 года Зеленский лично издал по сей день действующий указ, исключающий возможность переговоров Москвы и Киева пока Путин остается российским лидером. При этом в конце марта 2024-го он смягчил свою позицию и допустил диалог, но с оговоркой: для этого Россия «должна потерять все, что взяла под контроль с 2022 года».

Не сразу, но в ответ Киев получил встречное условие — прямо противоположное. В середине июня Путин указал, что Москва готова к прекращению огня и переговорам в случае, если Киев полностью выведет войска из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также откажется от вступления в блок НАТО. Тогда РФ может сесть за стол переговоров «хоть завтра».

Кроме того, после начала СВО Кремль ни разу не говорил о предпосылках личной встречи Путина и Зеленского. За более чем два года длящегося конфликта политиков ожидали увидеть на полях нескольких международных встреч, однако этого так и не произошло.

Кто, если не Зеленский, представит Украину на переговорах с Россией?

Ранее Путин объяснял, что с точки зрения украинских законов сейчас переговоры на высшем уровне может вести председатель Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук. Это в беседе с «Постньюс» отметил эксперт Центра развития «Новая Эра» Егор Зубакин.

При этом аналитик не может представить, кто сможет подписать де-факто капитуляцию украинских войск. По мнению Зубакина, именно этот документ ознаменует достижение всех целей СВО.

Исторически вариантов на деле множество: Хасавюртовские соглашения и Компьенское перемирие подписывали военные, Парижский мирный договор — министры иностранных дел, война в Корее вообще де-юре не закончилась, а перемирие заключали под международным арбитражем.

Так что, если надо будет найти кого-то, кто подпишет бумаги, такие найдутся и в историю войдут. Но вот при каких условиях?

Егор Зубакин, эксперт Центра развития «Новая Эра»

Аналитик отметил, что наиболее надежным для безопасности РФ был бы вариант, при котором «реальный документ о мире» заключат Россия, Китай, США и Евросоюз на какой-то отдельной встрече. На ней от Украины могут присутствовать, «хоть Юлия Тимошенко, хоть Виктор Янукович».

Так или иначе, перспективного «спарринг-партнера» может определить для себя лично Путин, полагает эксперт Центра развития «Новая Эра» Александр Буров. Политолог отметил, что такой человек должен будет иметь существенный кредит доверия и в первую очередь — устраивать Москву.

Безусловно, такой вариант был бы идеальным. Если политическая ситуация будет благоволить Кремлю, то такое развитие событий имеет серьезные шансы на локальный успех.

В случае невозможности навязать удобную для себя фигуру на переговорах Кремль, вероятно, будет стараться привлечь представителей старой советской номенклатуры, а также политиков времен президентства Леонида Кучмы. Не исключаю, что может обсуждаться участие самого экс-президента Украины.

Александр Буров, эксперт Центра развития «Новая Эра»

Также Москва может сделать ставку на украинских политиков и общественных деятелей, которые во время конфликта предпринимали попытки сохранить нейтралитет и «не скатились в оголтелую русофобию», отметил Буров. Однако эксперт считает, что таковых практически не осталось в стране, поскольку Киев произвел «эффективную зачистку» лояльных Кремлю политических акторов.

При этом Буров предполагает, что часть украинской элиты, «с благословения западных советников», будет старательно «мимикрировать» и изображать заинтересованность в поиске диалога с Россией. Но среди них вряд ли будут нынешние представители официальных властей Украины, поэтому политолог допускает, что переговорную делегацию от Киева мог бы возглавить представитель наднационального истеблишмента или вовсе коллективного Запада.

Трудно представить кого-то за столом переговоров из действующих официальных лиц Соединенных Штатов Америки, но в случае победы на президентских выборах Дональда Трампа он смог бы стать компромиссной фигурой между Западом и Востоком.

Нельзя сбрасывать со счетов независимых лидеров ряда европейских государств. Они смогут взять на себя ведущую миротворческую функцию, имея в качестве козыря сохраненные отношения как с Москвой, так и с Киевом и европейскими акторами различного уровня и статуса.

Александр Буров, эксперт Центра развития «Новая Эра»

Так или иначе, пока ситуация с представителями Украины на будущих переговорах остается подвешенной. Сам процесс — как минимум его начало — вряд ли будет проходить сразу на уровне лидеров государств, уверена эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Зинаида Волхонская.

Вероятно, если переговорный процесс возобновится, то он снова начнется с ряда раундов в рамках переговорных групп, как это было в 2022 году.

При всем этом абсолютно понятно, что если Москва и будет договариваться, то эти переговоры лишь формально будут с Киевом. На деле они будут вестись со всем коллективным Западом.

Зинаида Волхонская, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

Когда начнутся переговоры России и Украины и как они пройдут?

Завершение военных действий оформляется перемирием, миром или капитуляцией одной из сторон, отметил Зубакин. Сейчас не разыгрывается ни один из этих сценариев, условия России для диалога «противоречат законам Украины, а условия Украины — Конституции РФ».

«Юридические тонкости здесь второстепенны, а реальна — лишь обстановка на фронте. Любое перемирие на текущих условиях только заморозит конфликт, чтобы он возобновился с новой силой через пять или десять лет — как это было с Минскими соглашениями. Так что задача ВС РФ — привести войска ВСУ в то состояние, когда они больше не смогут и не захотят оказывать сопротивление», — уверен аналитик.

Сейчас у общественности может складываться впечатление, что переговоры вот-вот начнутся, указала Волхонская. Но это не более чем согласованный с Западом отвлекающий маневр, полагает она. Поэтому в этих условиях перспективы диалога между РФ и Украиной «выглядят крайне туманными».

В любом случае, переговорный процесс (каким его знает теория и практика международных отношений) — механизм не урегулирования политического конфликта, а его затягивания через попытки враждующих сторон сохранить или улучшить достигнутые позиции, заявил Буров. К тому же, продолжил он, как показывает история конфликта между Москвой и Киевом, диалог не приносит РФ каких-либо «политических дивидендов».

Ранний переговорный процесс сослужил добрую службу Украине, которая ушла из-под фатального удара, перегруппировала свои вооруженные силы и передислоцировала их на более выгодных рубежах обороны. Таким образом, его возобновление с высокой вероятностью принесет России предсказуемые вызовы и угрозы, в то время как успехи российской армии, достигнутые за последнее время, ставят Украину в «зависимое и незавидное положение».

А это значит, что с каждым днем у коллективного Запада и подконтрольной ему украинской власти обостряется необходимость на любых условиях затянуть РФ в новый переговорный процесс, который снова будет использован в качестве долгожданной передышки на фронте.

С другой стороны, если к переговорному процессу будут привлечены новые влиятельные акторы, такие как страны БРИКС и в особенности Китай, то он будет выстраиваться по гибридной модели, где западная практика злоупотреблений международным правом будет ограничена или вовсе невозможна.

Александр Буров, эксперт Центра развития «Новая Эра»

В таком случае какой-либо из возможных сейчас вариантов реконструкции переговоров не будет целесообразен для России. В то же время, чем успешнее ВС РФ будет наращивать свое превосходство на фронте, тем все более насущной задачей для Киева и Запада станет втягивание Москвы в любой из форматов диалога — с последующим «неисполнением достигнутых договоренностей и достижением очередного тактического превосходства» для Украины.

еще по теме
«Проблеск надежды»: стоит ли ждать переговоров России и Украины после саммита в Швейцарии?
Закончится ли СВО в 2024 году и ждать ли мобилизации? Отвечаем на главные вопросы по конфликту
От любви до ненависти один Трамп: действительно ли экс-президент США против Украины?
Эльнара Синютина