общество

Стоп-никаб: как муфтияты запрещают скрывать лицо в России

Вопрос о запрете религиозной мусульманской одежды всплывает с определенной периодичностью и каждый раз вызывает волну дискуссий в российском обществе
Олег Елков/ТАСС
Олег Елков/ТАСС

После июньских терактов в Махачкале и Дербенте в России вновь стала актуальной тема запрета никабов. Глава Дагестана Сергей Меликов прямо выступил за запрет скрывающей лицо религиозной одежды из соображений безопасности. После этого местный муфтият издал фетву о временном запрете никабов в регионе, а позднее инициативу подхватили и в Карачаево-Черкесии. Вместе с тем у россиян осталось много вопросов: на кого именно фетва распространяется, прислушаются ли мусульмане к своим священникам и как на ношение никабов будут реагировать власти? Разбираемся.

Как продвигается запрет никабов на уровне муфтиятов?

Первопроходцем в продвижении запрета стал Дагестан — в начале июля местный муфтий Ахмед Абдулаев вынес решение (фетву) о временном запрете ношения никабов. Инициативу пытался смягчить отдел фетв, который «не нашел серьезных оснований для постоянного запрета этой одежды», но разрешил вводить временное ограничение в случае угрозы безопасности людей. Так или иначе, этот шаг был сделан и послужил маркером для мусульман в других регионах страны.

Вечером 8 июля, менее чем через неделю после ввода запрета никабов, муфтий Дагестана упразднил отдел фетв, поскольку он «не отвечает своевременно на вызовы времени». Как заявили в Духовном управлении мусульман региона, «в ближайшие дни будут приняты дальнейшие изменения в структуре муфтията». О каких именно изменениях идет речь — не уточняется.

На следующий день, 9 июля, муфтият Дагестана распространил «шариатское решение по никабу». В нем указали, что «никаб вызывает у большей части населения страх и опасения» и «стал причиной усугубления напряженности в обществе», а потому «в некоторых обстоятельствах ученые-богословы и религиозные лидеры могут рекомендовать отказаться от ношения никаба во избежание угрозы безопасности всего общества».

Дагестанскому примеру последовали мусульманские духовные власти Карачаево-Черкесии — местный муфтият также объявил о вводе временного запрета на ношение никабов на территории республики. Третьим регионом, где ДУМ рекомендовало прихожанам отказаться от ношения этой одежды, стала Северная Осетия.

Тема вызвала отклик и в Новосибирской области. Депутат Горсовета Бердска Фируз Хасанов в соцсетях обратился к губернатору региона Андрею Травникову с предложением запретить ношение никабов на территории региона. Реагируя на инициативу, в новосибирском муфтияте объяснили, что мусульманкам не обязательно носить никаб, однако запрета не ввели. По вопросу также высказался муфтий Башкортостана Айнур Биргалин, который подтвердил, что никаб действительно вызывает у людей страх, однако и в этом субъекте РФ запрета принято не было.

Редакция «Постньюс» попыталась связаться с муфтиями российских регионов, духовные лидеры которых еще не включились публичную в дискуссию по никабам. От разговора с редакцией отказались муфтий Московской области Рушан Аббясов и муфтий Чувашии Альбир Крганов. Некоторые спикеры, с которыми связались журналисты редакции, отказались от комментариев, назвав тему «токсичной».

Что подразумевает запрет никабов муфтиятами?

Принятые фетвы вызвали много вопросов в обществе. Во-первых, не совсем понятно, на кого именно распространяется такой запрет и кто будет контролировать его соблюдение. Во-вторых, будет ли запрет распространяться на верующих, переехавших в другой регион, где такого запрета нет? И в-третьих, будет ли эта проблема решаться в правовом русле?

Как пояснил «Постньюс» начальник отдела информационного обеспечения министерства по национальной политике и делам религий Дагестана Мурад Магомедов, решения муфтиятов о запрете никабов — «это скорее обозначение позиции официального духовенства по данному вопросу с учетом современных реалий и угроз». «Запрет от религиозных организаций направлен на сознательную часть мусульманского населения в качестве призыва временно отказаться от ношения никаба. Контроль за исполнением религиозных запретов в основном остается на совести самих верующих», — добавил он.

Своей трактовкой запрета муфтиятов с «Постньюс» также поделился старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов. По его словам, «в исламе фетва носит рекомендательный характер, в ней нет элемента обязательности для всех». По такому же принципу мусульмане могут при переезде в другой регион начинают ориентироваться уже на решения муфтията нового региона проживания, «поскольку за этим нет законодательного решения властей», рассказал эксперт.

Оба собеседника редакции полагают, что окончательное решение по запрету никабов должны принимать власти. «Позиция религиозных лидеров в данном вопросе ясна, но она носит рекомендательный характер. Окончательное решение должно приниматься уже на законодательном уровне компетентными органами», — сказали в миннаце Дагестана. Там также добавили, что дальнейшие шаги зависят уже «от сознательности мусульманской общины России», и если верующие проявят понимание в этом вопросе, то и необходимость принятия запрета на уровне права может исчезнуть.

«Если за этим нет законодательного решения властей или указа со стороны исполнительных органов власти, со стороны главы региона — никто не имеет полномочий применять какие-либо ограничения, санкции в отношении одетых в никабы. Полицейским, для того чтобы действовать, задерживать, штрафовать, нужны решения государственных органов власти. Ссылаться на фетву полицейский не может, — объяснил востоковед Курбанов, — Должно быть решение государства, и тогда полицейские будут иметь возможность применять меры».

Муфтияты дискредитируются в глазах мусульманской молодежи?

По словам востоковеда Руслана Курбанова, история с запретами никабов от муфтиятов в определенной степени подрывает их авторитет в глазах молодых мусульман. Это может вести к тому, что мусульмане региона начнут ориентироваться на муфтиев из других регионов или на духовных лидеров из зарубежных стран. По его мнению, такая ситуация складывается в результате того, что фетву на запрет никабов «запрашивает государство».

«Определенная группа чиновников, продвигающая от лица государства инициативу по запрету никаба, должна на что-то опираться. Им нужно показать, что эта инициатива исходит от самих мусульман, от мусульманских лидеров», — заявил Курбанов. По его словам, в результате таких шагов чиновников фактически «вносится раскол между верующими».

«И сами эти муфтияты дискредитируются в глазах молодежи. Потому что молодежь и так не ориентировалась на муфтияты. Тем более, когда выявляется такая прямая связь, когда государство запрашивает, муфтият тут же реагирует — молодежь перестает вообще ориентироваться на муфтият. И это очень опасный прецедент, понимаете?» — считает Курбанов.

Он добавил, что после «после подобного публичного демонстративного использования чиновниками муфтиятов для обоснования собственных действий» молодежь, и так слабо ориентирующаяся на муфтияты, может полностью выйти из-под их влияния или полностью перестать ориентироваться на духовные власти своего региона.

«Хиджаб раздора»: как религиозная одежда мусульман стала предметом незатухающих споров в России?
«Хиджаб раздора»: как религиозная одежда мусульман стала предметом незатухающих споров в России?