кино

Пена дней в бокале: каким получился фильм «Мадам Клико»

Биографическая драма на деле оказалась достаточно простой мелодрамой
Кадр из фильма «Мадам Клико»
Кадр из фильма «Мадам Клико»

В российский прокат вышел фильм «Мадам Клико» — байопик о той самой вдове Клико, в честь которой названо всемирно известное шампанское. Мы посмотрели картину и рассказываем, какой получилась биографическая драма и заслуживает ли она внимания.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Дата выхода в России: 18 июля
Страна производства: США
Режиссер: Томас К. Нэппер
Авторы сценария: Эрин Дигнам, Кристофер Монгер
В ролях: Лео Сутер, Хейли Беннетт, Наташа О’Кифф, Бен Майлз, Том Стерридж, Фиби Николлс, Сэм Райли, Пол Рис, Кристофер Вилльерс, Кэра Сеймур и др.
Жанр: драма, биография
Продолжительность: 1 час 29 минут

О чем фильм «Мадам Клико»?

Франция, начало XIX века. Юная Барба-Николь Понсарден (Хейли Беннетт) выходит замуж за Франсуа Клико (Том Старридж) — владельца не самого прибыльного винодельческого бизнеса. После смерти супруга девушка берет все в свои руки, несмотря на протест свекра Филиппа Клико (Бен Майлз).

Клико-Понсарден со всей отдачей приступает к делу: ей приходится не только работать на виноградниках, ухаживать за лозами, придумывать новые сорта вин, но и учиться разбираться в счетах, открывать новые рынки сбыта и доказывать мужчинам, что женщина тоже может вести бизнес.

Кадр из фильма «Мадам Клико»
Кадр из фильма «Мадам Клико»
Кадр из фильма «Мадам Клико»
Кадр из фильма «Мадам Клико»
Кадр из фильма «Мадам Клико»
Кадр из фильма «Мадам Клико»
Кадр из фильма «Мадам Клико»
Кадр из фильма «Мадам Клико»
Кадр из фильма «Мадам Клико»
Кадр из фильма «Мадам Клико»

Кто такая вдова Клико?

Биография Барб-Николь Клико-Понсарден была настолько насыщенной, что кажется готовым сюжетом для захватывающего фильма. Во Франции тех лет женщины имели крайне мало прав и считались собственностью мужа. Согласно закону 1789 года, гражданские права были только у мужчин-католиков, спустя два года их получили протестанты и евреи, но на женщин новые нормы так и не распространили. В 1804-м власти приняли «Кодекс Наполеона», который гласил, что женщины даже не могут свободно передвигаться по стране. Однако в нем все же была пометка о том, что француженки после смерти супруга могли продолжить его дело. На этом и сыграла будущая звезда виноделия.

Войти в историю Барба-Николь смогла благодаря своему пробивному характеру: девушка освоила множество знаний за весьма короткий срок и вывела технологии на новый уровень. Она экспериментировала с сырьем, проходила стажировку у известного винодела Александра Фурно, изучала земледелие. Также Барба-Николь разработала процесс ремюажа — способ избавления игристого вина от осадка, при котором не теряется углекислый газ. Впоследствии метод Клико начали использовать и другие производители.

Девушка была не только хваткой и сообразительной, но и к тому же отъявленной авантюристкой. Пока другие виноделы заняли французский рынок, она придумала свой путь. В те годы действовало эмбарго Наполеона, запрещающее продавать вина Шампани странам, состоящим в антифранцузской коалиции (Великобритания, Россия, Швеция, Австрия и Пруссия). Голландия была нейтральной территорией, поэтому Барба-Николь отправила туда груз с игристым. В 1814-м Наполеон отрекся от престола, запрет был снят и шампанское вдовы Клико первым среди конкурентов смогло попасть в Россию. Там игристое покорило двор императора Александра I, а после и остальную знать.

Конечно, Клико-Понсарден была не единственной вдовой в истории виноделия, продолжающей дело мужа. Позже слово Veuve (с французского — «вдова») стали добавлять к винным домам. Но все началось именно с Клико.

Каким получился фильм «Мадам Клико»?

Картина разворачивается не столько вокруг истории становления знаменитого дома Клико, сколько рассказывает о любовных терзаниях между Барбой-Николь и ее мужем Франсуа. Режиссер Томас К. Нэппер только рамочно показывает противостояние девушки в мире мужского бизнеса (конечно, этому тоже уделяется время, но главный акцент — на печальной любви). При наличии столь богатой фактуры в виде биографии Барбы-Николь решение режиссера сфокусироваться на семейных проблемах, а не на ее предпринимательских достижениях, кажется странным. В итоге кино, заявленное как байопик и история о виноделии, оказывается достаточно примитивной мелодрамой во французском антураже.

Фильм не наполнен пасторальной атмосферой, которая могла бы погрузить зрителя в мир виноделия, заставить его почувствовать аромат или представить вкус. У кино были шансы стать эстетским натюрмортом, развернувшимся среди бесконечных виноградников, или ярким высказыванием о сильной женщине. Но, к сожалению, этого не случилось: пейзажи нарисованы буднично и непримечательно, какие конкретно притеснения испытала Барба-Николь тоже не особо понятно — все мужчины, критикующие ее, ограничиваются короткими фразами в духе «это же женщина, ей нельзя доверять бизнес».

Успехов Барбы-Николь автор тоже не показал: по сюжету мы видим лишь намеки на то, что в будущем у девушки все будет хорошо. Остальное зритель должен достроить сам, памятуя о знаменитом бренде «Вдова Клико». Кино вовсе заканчивается сценой, где Барба-Николь прилюдно отказывается от потенциального замужества, чем подтверждает пожизненный статус вдовы и верность покойному супругу. Тем самым фильм снова подчеркивает свою романтическую направленность, лишенную каких-либо оригинальных решений.

Мария Самарина