Пена дней в бокале: каким получился фильм «Мадам Клико»
В российский прокат вышел фильм «Мадам Клико» — байопик о той самой вдове Клико, в честь которой названо всемирно известное шампанское. Мы посмотрели картину и рассказываем, какой получилась биографическая драма и заслуживает ли она внимания.
Дата выхода в России: 18 июля
Страна производства: США
Режиссер: Томас К. Нэппер
Авторы сценария: Эрин Дигнам, Кристофер Монгер
В ролях: Лео Сутер, Хейли Беннетт, Наташа О’Кифф, Бен Майлз, Том Стерридж, Фиби Николлс, Сэм Райли, Пол Рис, Кристофер Вилльерс, Кэра Сеймур и др.
Жанр: драма, биография
Продолжительность: 1 час 29 минут
О чем фильм «Мадам Клико»?
Франция, начало XIX века. Юная Барба-Николь Понсарден (Хейли Беннетт) выходит замуж за Франсуа Клико (Том Старридж) — владельца не самого прибыльного винодельческого бизнеса. После смерти супруга девушка берет все в свои руки, несмотря на протест свекра Филиппа Клико (Бен Майлз).
Клико-Понсарден со всей отдачей приступает к делу: ей приходится не только работать на виноградниках, ухаживать за лозами, придумывать новые сорта вин, но и учиться разбираться в счетах, открывать новые рынки сбыта и доказывать мужчинам, что женщина тоже может вести бизнес.
Кто такая вдова Клико?
Биография Барб-Николь Клико-Понсарден была настолько насыщенной, что кажется готовым сюжетом для захватывающего фильма. Во Франции тех лет женщины имели крайне мало прав и считались собственностью мужа. Согласно закону 1789 года, гражданские права были только у мужчин-католиков, спустя два года их получили протестанты и евреи, но на женщин новые нормы так и не распространили. В 1804-м власти приняли «Кодекс Наполеона», который гласил, что женщины даже не могут свободно передвигаться по стране. Однако в нем все же была пометка о том, что француженки после смерти супруга могли продолжить его дело. На этом и сыграла будущая звезда виноделия.
Войти в историю Барба-Николь смогла благодаря своему пробивному характеру: девушка освоила множество знаний за весьма короткий срок и вывела технологии на новый уровень. Она экспериментировала с сырьем, проходила стажировку у известного винодела Александра Фурно, изучала земледелие. Также Барба-Николь разработала процесс ремюажа — способ избавления игристого вина от осадка, при котором не теряется углекислый газ. Впоследствии метод Клико начали использовать и другие производители.
Девушка была не только хваткой и сообразительной, но и к тому же отъявленной авантюристкой. Пока другие виноделы заняли французский рынок, она придумала свой путь. В те годы действовало эмбарго Наполеона, запрещающее продавать вина Шампани странам, состоящим в антифранцузской коалиции (Великобритания, Россия, Швеция, Австрия и Пруссия). Голландия была нейтральной территорией, поэтому Барба-Николь отправила туда груз с игристым. В 1814-м Наполеон отрекся от престола, запрет был снят и шампанское вдовы Клико первым среди конкурентов смогло попасть в Россию. Там игристое покорило двор императора Александра I, а после и остальную знать.
Конечно, Клико-Понсарден была не единственной вдовой в истории виноделия, продолжающей дело мужа. Позже слово Veuve (с французского — «вдова») стали добавлять к винным домам. Но все началось именно с Клико.
Каким получился фильм «Мадам Клико»?
Картина разворачивается не столько вокруг истории становления знаменитого дома Клико, сколько рассказывает о любовных терзаниях между Барбой-Николь и ее мужем Франсуа. Режиссер Томас К. Нэппер только рамочно показывает противостояние девушки в мире мужского бизнеса (конечно, этому тоже уделяется время, но главный акцент — на печальной любви). При наличии столь богатой фактуры в виде биографии Барбы-Николь решение режиссера сфокусироваться на семейных проблемах, а не на ее предпринимательских достижениях, кажется странным. В итоге кино, заявленное как байопик и история о виноделии, оказывается достаточно примитивной мелодрамой во французском антураже.
Фильм не наполнен пасторальной атмосферой, которая могла бы погрузить зрителя в мир виноделия, заставить его почувствовать аромат или представить вкус. У кино были шансы стать эстетским натюрмортом, развернувшимся среди бесконечных виноградников, или ярким высказыванием о сильной женщине. Но, к сожалению, этого не случилось: пейзажи нарисованы буднично и непримечательно, какие конкретно притеснения испытала Барба-Николь тоже не особо понятно — все мужчины, критикующие ее, ограничиваются короткими фразами в духе «это же женщина, ей нельзя доверять бизнес».
Успехов Барбы-Николь автор тоже не показал: по сюжету мы видим лишь намеки на то, что в будущем у девушки все будет хорошо. Остальное зритель должен достроить сам, памятуя о знаменитом бренде «Вдова Клико». Кино вовсе заканчивается сценой, где Барба-Николь прилюдно отказывается от потенциального замужества, чем подтверждает пожизненный статус вдовы и верность покойному супругу. Тем самым фильм снова подчеркивает свою романтическую направленность, лишенную каких-либо оригинальных решений.