Королева хоррора: как Миа Гот покорила Голливуд и почему все от нее без ума
После выхода финальной части хоррор-трилогии Тая Уэста «Максин XXX» актрису Миу Гот, сыгравшую главную героиню ленты, принялись расхваливать российские и зарубежные кинокритики. Большинство из них в очередной раз отметили энергичную игру, широкий эмоциональный диапазон и колоритный образ Мии. И пусть для многих артистка стала открытием в начале 2020-х, киноманы, увлекающиеся жанром ужасов, уже давно наградили Гот титулом «Королевы крика». Сегодня мы решили вспомнить, как развивалась карьера Мии Гот и рассказать о ее ключевых работах. Вперед!
Детство, юность, Ларс фон Триер. Начало карьеры Мии Гот
Миа Джипси Мелло да Сильва Гот родилась в Лондоне в многонациональной семье (ее отец — канадец, а мать — бразильянка). В детстве девочка переехала на родину матери, где под влиянием творческой бабушки, актрисы Марии Глэдис, увлеклась кино. Родственница часто брала юную Гот на съемочную площадку, постепенно прививая любовь к кинематографии. Вероятно, на выбор профессии Мию вдохновил и дедушка — Ли Яффе работал фотографом, занимался живописью и музыкой, а также снимал нишевое концептуальное кино.
К 13 годам будущая наследница Мии Фэрроу (помните исполнительницу главной роли в «Ребенке Розмари» Полански?) все же вернулась в британскую столицу, где на музыкальном фестивале Underage Festival познакомилась с представителями агентства Storm Model Management. Так, уже к 14 годам эффектная, но не конвенционально привлекательная Гот начала свой путь в моделинге. Как позднее рассказывала Миа, большинство кастингов люксовых брендов проходили для нее безуспешно, и потому она в основном снималась для каталогов.
Постепенно Гот стала предпочитать актерские пробы модельным. Судьбоносным же оказалось знакомство с Ларсом Фон Триером на кастинге сиквела эротической дилогии «Нимфоманка». Знаменитый датский автор попросил 18-летнюю девушку раздеться и прочитать несколько реплик, представив, что ее кошка умерла. «Я думала о ней не как о питомце, а как о члене семьи. Я чувствовала себя опустошенной», — признавалась актриса, отдавшая все силы, чтобы заполучить роль ранимой школьницы Пи. Как говорила Гот в более поздних интервью, работа с великим Триером и артистами калибра Шарлотты Генсбур заменили ей походы в театральную школу.
Как Миа Гот покорила инди-кино, снявшись у Луки Гуаданьино, а затем и Тая Уэста
Яркий дебют Гот в картине режиссера привлек внимание других именитых авторов. Среди ее заметных ролей в последующие годы была пациентка психиатрической лечебницы в триллере «Лекарство от здоровья» Гора Вербински. Затем, в 2018 году, Миа перевоплотилась в студентку берлинской танцевальной школы в завораживающе мрачной и в хорошем смысле претенциозной ленте «Суспирия» Луки Гуаданьино (про его последний фильм «Претенденты» — читайте здесь).
К началу нового десятилетия стало ясно, что Миа Гот — возможно, эталонная хоррор-актриса. Высокая девушка с нестандартной модельной внешностью, беби-фейсом, сочетающимся с отнюдь не детским взглядом, и широким артистическим диапазоном (в ее резюме были не только ленты с напряженным сюжетом, но также костюмные драмы и комедии) намеревалась окончательно захватить умы поклонников независимого кино. В этом ей помогло участие в научно-фантастическом «Высшем обществе» Клер Дени и «Эмме» с Аней Тейлор-Джой.
Однако Гот все еще не хватало сольного проекта. Тогда на помощь пришел инди-автор Тай Уэст, пригласивший Гот в «Х» — постмодернистский ретрослешер студии A24, всячески исследовавший 70-е и не раз ссылавшийся на «Техасскую резню бензопилой». В нем Миа сыграла сразу две роли — молодую порноактрису Максин и сошедшую с ума старушку-убийцу Пэрл. Уже через несколько месяцев справедливо обласканный критиками хоррор оброс крепкой фан-базой и получил приквел «Пэрл» — в нем Гот раскрыла предысторию зловещей бабули.
«Максин ХХХ». Пик карьеры Мии Гот
В 2023-м Миа добавила к фильмографии картину «Бесконечный бассейн» Брэндона Кроненберга, а в этом году наконец завершила историю Максин. Финальная часть трилогии получилась визуально совершенной — при этом Уэст сохранил ностальгический лад серии и поднял несколько социально значимых тем. Саму Гот уже по традиции хвалили за магнетическое и одновременно отталкивающее обаяние и многогранную игру. «Я люблю хорошие фильмы ужасов. Когда хоррор сделан качественно, он производит особенный эффект. Мне нравится, когда меня пугают. Когда вытаскивают из зоны комфорта», — рассказывала Миа в интервью Crash.
В природной страсти к фильмам ужасов и чувству страха в целом, кажется, и кроется особенный талант Мии Гот. И речь не только о ее въедливом увлечении кинематографом разных эпох (она котирует и Бертолуччи, и Иньярриту). Чтобы подготовиться к «Специалисту по выживанию», она ела всего раз в день и не мылась несколько недель. Для съемок в «Суспирии» Гот занималась балетом до 10 часов ежедневно. Кроме того, если смотреть фильмы Уэста в оригинале, можно заметить, что у британки отсутствует характерный южно-лондонский акцент (зато она без проблем может воссоздать техасский говор). Остается надеяться, что в процессе подготовки к последней работе Миа Гот не бегала по Лос-Анджелесу с крохотным пистолетом.
Миа Гот — настоящий кинематографический гик, которая ко всему прочему занимается продюсированием («Максин ХХХ» — не исключение). «Мне бы хотелось снимать фильмы про людей, про исследование характеров <…> О том, как они заходят в ванную или думают, какой тако съесть прямо сейчас. Или о румянце, проявляющемся, когда кто-то трогает кого-то за плечо. Это маленькие моменты». Мы же надеемся, что еще совсем молодая 30-летняя Гот не увязнет в кинопроизводстве и продолжит радовать фанатов глубокими хоррор-работами. Тем более, что не так давно актриса жаловалась на недооценку жанра со стороны фестивальных жюри. И да, очень ждем «Франкенштейна» Гильермо дель Торо с Мией и Джейкобом Элорди.