Обложка альбома Unknown Pleasures
Обложка альбома Unknown Pleasures
музыка

От Joy Division до The Beatles: как создавались знаменитые обложки музыкальных альбомов

Одни музыканты вдохновились энциклопедией, а другие — родами в воде

Журнал Rolling Stone составил рейтинг 100 лучших обложек музыкальных альбомов, выпущенных с 50-х годов прошлого века. На первом месте оказалась пластинка Unknown Pleasures группы Joy Division, чей культовый дизайн уже более 40 лет вдохновляет графиков и становится объектом многочисленных стилизаций. Мы рассказываем о 10 лучших, на наш взгляд, обложках из списка и том, как они создавались.

The Beatles — Abbey Road (1969)

Изначально альбом ливерпульской четверки хотели назвать Everest — на такую идею их натолкнула одноименная пачка сигарет с изображением гор. Однако музыканты решили, что лететь в Непал, чтобы сделать снимок на фоне Эвереста — это слишком энергозатратно. По легенде, Пол Маккартни сказал: «Почему бы нам просто не выйти на улицу и не сфотографироваться, да покончить с этим?»

У фотографа Иэна Макмиллана в запасе было всего 10 минут, чтобы успеть сделать несколько снимков. По итогу получилось шесть кадров, которые скрупулезно рассматривали через лупу, чтобы выбрать идеальный — им стало пятое фото. На нем группа переходит через улицу слева направо: Леннон возглавляет процессию, за ним идут Старр, Маккартни и Харрисон.

Обложка получилась минималистичной: на ней не указаны ни название альбома, ни исполнитель. Это было решением креативного директора Apple Records Джона Коша: он заявил, что не нужно писать название на обложке, потому что это самая известная группа в мире.

The Beatles — Abbey Road
The Beatles — Abbey Road

Joy Division — Unknown Pleasures (1979)

Арт-директор фирмы Factory Records и дизайнер Питер Сэвилл на протяжении своей карьеры создавал обложки для New Order, Roxy Music, Pulp и других групп, но самой известной его работой стали кривые линии для культового альбома Unknown Pleasures.

По словам Сэвилла, однажды к нему пришли музыканты из Joy Division и рассказали, что увидели таинственный график в Кембридж­ской энциклопедии астрономии. На диаграмме были изображены радиоволны, которые излучают нейтронные звезды-пульсары. Спустя время выяснилось, что составители энциклопедии скопировали рисунок из научного журнала Nature, а автором изображения был американ­ский студент Гарольд Крафт.

Сэвилл убрал все лишнее с изображения, включая название группы и альбома, и усилил эффект за счет инверсии: изначально это были черные линии на белом фоне. Однако дизайнер решил использовать темный оттенок под стать мрачному звучанию музыки. По итогу получилась максимально чистая и образцово-минималистичная обложка для одного из самых известных альбомов в истории.

Joy Division — Unknown Pleasures
Joy Division — Unknown Pleasures

Pink Floyd — The Dark Side of the Moon (1973)

Изображение разработал дизайнер Сторм Торгерсон в сотрудничестве с Обри Пауэллом. Идея возникла после мозгового штурма поздней ночью: Торгерсон вспомнил, что видел в учебнике физики фотографию призмы с проходящим через нее лучом света. После одобрения со стороны Пауэлла и членов группы он приступил к доработке.

По итогу на одной из самых известных обложек в истории музыки изображена треугольная призма, через которую с одной стороны проходит луч света, а из другой выходит радуга. На задней стороне пластинки рисунок отражен, из-за чего создается эффект бесконечности. Название группы и альбома на обложке нигде не фигурирует — это сознательный выбор, чтобы подчеркнуть чистоту изображения.

Pink Floyd — The Dark Side of the Moon
Pink Floyd — The Dark Side of the Moon

Patti Smith — Horses (1975)

Обложка дебютного альбома панк-певицы Патти Смит выглядит нарочито ненапыщенно: на снимке фотографа Роберта Мэпплторпа певица прямо смотрит в камеру, на ней надета белая рубашка, а через плечо переброшен пиджак. По словам Смит, Мэпплторп сделал всего 12 снимков и сказал, что этого достаточно. Так и получилось — идеальная фотография оказалась на пленке.

Обложка сделана не в привычной стилистики панк-музыки: на ней нет кричащих цветов, агрессивной символики или протестных жестов. Однако такая простая фотография как нельзя лучше отражает минималистичную, но при этом глубокую и энергичную музыку Патти Смит.

Patti Smith — Horses
Patti Smith — Horses

Public Image Ltd. — Metal Box (1979)

Первые 60 тыс. копий второго альбома Public Image Ltd. были упакованы в железные футляры, которые напоминали коробки для перевозки кинопленок. По словам гитариста Кита Левина, изначально группа вообще хотела положить диски в банки из-под сардин, которые можно было бы открыть ключом (при этом их выпускать не планировали), или сделать обложку из наждачной бумаги, чтобы слушатели либо сами порезались, либо испортили другие пластинки, которые поставилили рядом.

Ограниченный тираж винила произвел фурор и заложил тренд. После Public Image Ltd. подобное оформление стало дизайнерским клише — оформитель оригинального издания Чарльз Димонт говорил, что мог «назвать целый десяток брендов, которые после этого выходили в металлической коробке».

Public Image Ltd. — Metal Box
Public Image Ltd. — Metal Box

The Smiths — The Queen Is Dead (1986)

Для обложки своего третьего альбома The Smiths решили использовать кадр из фильма «Непокоренный» (1964) с Ален Делоном. Знаменитый французский актер сам написал фронтмену группы Стивену Моррисси и дал согласие на использование изображения. Правда, добавил, что его родители расстроятся, если альбом назовут «Королева мертва». Как мы знаем, Моррисси пренебрег чувствами Делонов.

Обложка альбома отлично продемонстрировала чувство юмора фронтмена. Согласитесь, достаточно иронично выглядит идея позвать секс-символа европейского кино на роль мертвой королевы.

The Smiths — The Queen Is Dead
The Smiths — The Queen Is Dead

Pet Shop Boys — Actually (1987)

Первым вариантом обложки для хитового альбома британской поп-группы был портрет музыкантов, написанный маслом. Однако художница заявила, что для работы ей потребуется три недели. Артисты не могли настолько откладывать выпуск альбома, поэтому решили отказаться от затеи.

Тогда, не долго думая, музыканты взяли снимок, сделанный во время съемок клипа к песне What Have I Done To Deserve This? Обложка получилась одновременно минималистичной, простой, бескомпромиссной и смешной, а главное, отражала идею группы — смешение мейнстрима с ироничными и сложными аранжировками.

Pet Shop Boys — Actually
Pet Shop Boys — Actually

Sonic Youth — Goo (1990)

Автором обложки для альбома американской рок-группы стал художник Рэймонд Петтибон. В графическом стиле он изобразил отстраненную молодую пару, а сбоку оставил надпись: «Я увела парня своей сестры. Это был полный угар и отрыв. В ту же неделю мы убили моих родителей и свалили из этих мест».

Оказалось, что люди на рисунке, в отличие от надписи, настоящие: художник вдохновился снимком с Морин Хиндли и Дэвидом Смитом, выступающими свидетелями по делу «болотных убийц» — Майры Хиндли и ее партнера Йена Брэди. Обложка вызвал мощный общественный резонанс из-за драматичной предыстории. Впоследствии изображение стало принтом, который разошелся на тысячах футболок.

Sonic Youth — Goo
Sonic Youth — Goo

Nirvana — Nevermind (1991)

За дизайн отвечал художник-оформитель Роберт Фишер. По словам Курта Кобейна, идея обложки пришла ему в голову после просмотра документального фильма о родах под водой. Своими мыслями он поделился с Фишером. Тот, в свою очередь, нашел несколько снимков подводных родов, но фотографии были слишком откровенными и их нельзя было использовать для обложки.

«Тогда мы подумали: ладно, если не получаются роды, то давайте просто младенчика под водой. После чего Курт немедленно предложил добавить в композицию рыболовный крюк — и мы стали думать, что на него нанизать. Сырое мясо? Компакт-диск? Буррито? Собачку?.. Это длилось часами. Не помню, кто предложил идею с долларом, но она показалась отличной», — впоследствии вспоминал Фишер.

Фото сделал фотограф Кирк Уэддл: он привел нескольких родителей с младенцами и по очереди снимал детей. На итоговую обложку утвердили сына друга фотографа — двухмесячного Спенсера Элдена. Его семья получила $200 за 15 секунд съемки, а сама обложка вошла в коллекцию Музея современного искусства и стала классикой дизайна.

Nirvana — Nevermind
Nirvana — Nevermind

The Roots — Things Fall Apart (1999)

Альбом Things Fall Apart вышел с пятью разными вариантами обложек, но наибольшую известность получила одна. На снимке изображены темнокожие, убегающие от полиции в районе Бедфорд-Стайвесант в Бруклине во время беспорядков 1960-х годов. Фотография превратилась в один из символов протеста и стала олицетворением нарушения прав человека.

Художественный директор группы The Roots Кенни Гравиллис для обложки взял черно-белую фотографию, в правом углу расположил название группы и альбома, выбрав спокойные шрифты. Это дало потрясающий визуальный эффект контраста между хаосом снимка и спокойной надписью.

The Roots — Things Fall Apart
The Roots — Things Fall Apart
Мария Самарина