Симулякр, общество потребления, гиперреальность: объясняем на пальцах идеи Бодрийяра
27 июля исполняется 95 лет со дня рождения философа Жана Бодрийяра. Многие не раз слышали или сами употребляли такие термины, как «симулякр» и «общество потребления», но уверены ли вы, что понимаете их смысл? Разбираемся в них вместе с историком идей.
Биография Бодрийяра — кратко
Жан Бодрийяр родился 27 июля 1929 года во Франции в семье простого служащего. Позже он подчеркивал, что был первым в своем роду, кто получил системное образование. Бодрийяр окончил филологический факультет и начало карьеры посвятил германистике. На первых порах он занимался изучением трудов Фридриха Ницше, Мартина Лютера и Фридриха Гельдерлина.
В дальнейшем марксистские взгляды Бодрийяра подтолкнули его к анализу постиндустриального общества, и интересы исследователя сместились в сторону социологии. С середины 70-х годов он занимался изучением новых средств массовой информации и коммуникаций.
Бодрийяр, получив степень доктора философии, в течении нескольких десятков лет преподавал в Нантеррском университете в Париже, а также регулярно публиковался в различных крупных изданиях. Философ скончался 6 марта 2007 года и был похоронен на кладбище Монпарнас в столице Франции.
Основные идеи Жана Бодрийяра
Бодрийяр не был интеллектуалом, который совершил радикальный прорыв в философской или социологической мысли. Скорее его концепцию определило преобразование индустриального общества в постиндустриальное: тогда большинство людей стало понимать, что уже практически нет реальных вещей, которые производились бы для выживания. Историк идей, преподаватель-исследователь РГГУ Дмитрий Костоглотов рассказывает, что Бодрийяр обрадовался, если бы дожил до наших дней и увидел подтверждение своих идей в виде современных медиа и цифровых технологий.
«NFT, криптовалюта или искусственный интеллект, который создает фейки, неотличимые от оригинала — все это уже предвосхитил и теоретически обосновал Бодрийяр еще в конце XX века», — делится мыслями с «Постньюс» Костоглотов.
По мнению историка идей, философ смог нащупать нерв общества, которое испытывало некую постмодернистскую фрустрацию. Именно поэтому Бодрийяр стал так популярен, несмотря на свои «заумные тексты», — все его главные понятия достаточно легко считываются на интуитивным уровне.
Симулякр — это копия. У многих людей возрастает ощущение, что реальные предметы и труд не так важны, как их отображение или медийное представление. «Например, зрители на концертах активно снимают происходящее на телефон. Кажется, что для них цифровая копия мероприятия важнее самого мероприятия», — рассказывает Костоглотов. Так человек начинает наслаждаться копией, симулякром, сильнее, чем реальностью.
Конечно, ключевую роль в распространении симулякра играет общество потребления. Люди вышли из традиционной индустриальной эпохи, где товары и еда производились для элементарного выживания, и тогда спрос рождал предложение. Общество потребления — это перевернутая схема, когда предложение навязывает спрос. «Бодрийяр любил приводить в пример супермаркет: туда мы приходим не за чем-то конкретным, а эмоционально реагируем на предложения от товаров — так устроена потребительская модель современного человека», — рассказывает Костоглотов.
Гиперреальность напрямую связана с предыдущими терминами, объясняет историк идей. Люди в современном обществе находятся в сетке из товаров, симулякров и желаний, которая не отвечает подлинной реальности. «Когда вышла “Матрица” Вачовски многие начали припоминать Бодрийяра. В “Матрице” гиперреальность — это офисная работа, магазины, развлечения, но при этом это не подлинная реальность, а лишь сконструированное замещение», — объясняет Костоглотов. Гиперреальность разрушает настоящую реальность и стремится стать ее подменой.
Главные книги Бодрийяра
Тем, кто хочет углубиться в идеи философа, конечно, стоит обратиться к первоисточнику и прочитать его книги. Всего Бодрийяр написал около 50 работ.
«Общество потребления» (1970)
В одном из своих программных произведений Бодрийяр размышляет о том, что потребление стало цепной психологической реакцией человека и имеет бессознательную природу. По мнению автора, общество потребления — это общество самообмана, в котором невозможны подлинные чувства и культура, а изобилие — это замаскированный дефицит.
«Симулякры и симуляции» (1981)
Работа была написана после поездки Бодрийяра в Америку: философ пришел к выводу, что страна превратилась в симулякр (копию) и прекрасная мечта об обетованной земле растворилась — Новый свет стал безжизненным. Также в книге Бодрийяр рассуждает об общем упадке всех мировых цивилизаций, где происходит девальвация ценностей и устоев.
Сборник эссе «Войны в заливе не было» и «Дух терроризма» (1991/2001)
Сборник состоит из двух работ Бодрийяра, посвященных анализу двух глобальных событий — войне в Персидском заливе 1991 года и террористической атаке 11 сентября 2001-го. Философ на основе своей теории о «гиперреальности симулякров» сделал вывод, что события 1991-го стали первой в мировой истории «виртуальной войной», которую сконструировали СМИ. Эту тему Бодрийяр развил после терактов 9/11, которые он назвал «четвертой мировой войны, в которой глобализм противостоит самому себе».