общество

«Мальчик, водочки нам принеси»: в России появится реестр авиадебоширов

Нарушителей порядка предлагают ограничить в полетах сроком до трех лет
Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Авиаперевозчики в последнее время отмечают рост ЧП на борту из-за неадекватного поведения отдельно взятых пассажиров. Буяны выпивают в самолетах, дерутся с соседями по салону, а иногда даже кидаются на экипаж. Бортпроводникам уже разрешили использовать пластиковые наручники и нейлоновые ремни. Чтобы окончательно приструнить авиадебоширов, в Госдуме предложили создать единый реестр нарушителей.

В черный список попадут пассажиры, которые повторно попались на дебоше. Предполагается, что их будут отстранять от полетов на срок от одного года до трех лет. Но будет ли такая мера эффективной? Разбираемся с представителями авиаотрасли и экспертами.

Как депутаты предлагают бороться с дебоширами в самолете?

Инициаторами идеи по созданию единого реестра нарушителей выступили депутат Госдумы Надежда Школкина и авиакомпания «Аэрофлот». Из-за частых инцидентов на борту они предлагают внести изменения в Воздушный кодекс РФ. Предполагается, что в случае повторного нарушения буянам будут ограничивать доступ к полетам на срок от одного года до трех лет.

Минтранс уже поддержал данную инициативу. В ведомстве отметили, что в ближайшее время детально проработают вопрос с дальнейшей подготовкой поправок в воздушное законодательство. «Поддерживаем усиление ответственности за нарушение правил поведения на борту самолета. Также предлагается расширить перечень составов правонарушений, являющихся основанием для внесения пассажира в такой реестр», — говорится в заявлении ведомства.

Кроме того, в обсуждении инициативы приняли участие представители Минюста РФ, у которых проект вызвал неоднозначную реакцию. Так, по их мнению, создание реестра авиадебоширов повлечет нарушение конституционного права человека на свободу передвижения. «Постньюс» направил официальный запрос в Минюст РФ с просьбой прокомментировать инициативу, однако в ведомстве пояснили, что пока проект находится в разработке, они не смогут разъяснить те пункты, которые относятся к их юрисдикции.

«Проект федерального закона “О внесении изменений в статью 107.1 ВЗК РФ” и предложения ПАО “Аэрофлот” находились на рассмотрении в Минюсте России. Наша предварительная позиция была направлена в Минтранс. В ней мы пояснили, что в проекте есть пункты, которые не относятся к работе нашего ведомства. Предложения по тем пунктам, которые имеют отношение к нашей работе были также обозначены в документе», — говорится в ответе ведомства.

Как на инициативу отреагировали представители авиаотрасли?

В разговоре с «Постньюс» генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев скептически отреагировал на идею о создании единого реестра авиадебоширов и назвал ее невыполнимой. «Хорошо, будет у нас реестр. Но он дойдет не до каждого аэропорта. Кроме федеральных гаваней, существуют основная масса мелких региональных аэропортов местных воздушных линий. Там до сих пор вручную выписывают билеты! О каком реестре речь? Там интернета нет!» — заявил он.

По словам Горбачева, дебошир легко сможет улететь именно через такой маленький аэропорт в обход федеральной гавани, где есть возможности и оборудование для проверки его по всем необходимым базам. Отметим, в данный момент российские авиакомпании ведут свои собственные черные списки пассажиров, но при этом между собой ими не обмениваются. По словам Горбачева, напакостив в самолете одной авиакомпании, буян может купить билет на рейс другой и спокойно летать.

«А как быть зарубежным авиакомпаниям? Они ведь к нам летают, они будут пользоваться этим реестром? Сомнительно. Вот, в Беларусь летает «Аэрофлот», и ты у них дебошир. А как, например, «Белавиа» узнает, что нельзя тебя на борт пускать? Или окажется, что деньги важнее и перевозчик не захочет терять пассажира? Неясно», — отметил Горбачев.

Президент профсоюза летного состава РФ, зампред общественного совета при федеральном агентстве воздушного транспорта Мирослав Бойчук, в свою очередь, полностью поддерживает инициативу Госдумы по созданию реестра авиадебоширов.

«Количество инцидентов выросло в разы, надо бороться уже начать. В первую очередь страдают нормальные адекватные пассажиры. Недавно был случай — мигрант провожал свою жену, они поссорились, и он взял сообщил, что у нее в сумке взрывное устройство. Пришлось возвращать самолет, высаживать пассажиров, выгружать багаж и все досматривать», — сказал Бойчук.

Пилот «Аэрофлота» с более чем десятилетним стажем Юрий (имя изменено), в свою очередь, рассказал, что не отмечает роста инцидентов на борту, зачинщиками которых становятся авиадебоширы. «Это касается скорее всего “быдло линий” типа “Уральских авиалиний” и “Нордвинда”, которые выполняют много чартеров на такого же типа курорты», — сказал пилот в разговоре с «Постньюс».

Кроме того, сотрудник «Аэрофлота» добавил, что авиакомпания часто продает билеты по овербукингу и из-за этого приходится делать апгрейд в бизнес-класс. А там алкоголь и сервис, которые многим кружит голову — особенно тем, кто раньше всего этого не видел, добавил Юрий.

«В данный момент таких инцидентов на борту, по моему мнению, не очень много. Вот раньше, когда чартеры только полетели в Египет и Турцию, так там братва с распальцовкой летала. Вечно недовольные местом в салоне, едой и прочим. Сейчас хоть успокоились», — сказал генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

Что должен сделать на борту пассажир, чтобы его признали дебоширом?

Опрошенные «Постньюс» представители авиаотрасли заявили, что у нас в стране нет четкого определения и градации авиадебоширов. По словам спикеров, как правило, это пассажир, который вызывающе себя ведет, нарушает общественный порядок и несет угрозу. Если человек тихо и спокойно покурил в туалете, то это не дебош.

«Важно, как он (пассажир — прим. ред.) это сделал. Если обнаружилось по запаху после него, либо по срабатыванию датчика дыма… А может, он демонстративно закурил на борту? Но в любом случае сначала ему сделают устное замечание. Если не поможет — письменное предупреждение от командира воздушного судне, тогда по прилете его уже встретят сотрудники полиции», — рассказал действующий пилот «Аэрофлота» Юрий.

«Здесь важно разграничивать понятия. Курение считается административной ответственностью, а драка с бортпроводником, например, — это уже совершенно другое. Тут вопрос к уголовному кодексу. Также непонятно, как быть в экстренных ситуациях. Если у так называемого дебошира умер родственник, его не пустят на борт? Он будет со справкой ходить? Много вопросов к инициативе конечно», — сказал генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

Президент профсоюза летного состава РФ Мирослав Бойчук считает, что в таком экстренном случае можно сделать исключение. «Я думаю, что тем, у кого случилось несчастье, надо лететь на похороны или операцию, то для таких случаев должны быть исключения, но опять-таки нет гарантии, что этот человек будет спокоен во время полета», — отметил он.

Пилот «Аэрофлота» добавил, что если поведение пассажира напрямую влияет на безопасность полета, то командир судна может совершить посадку на промежуточном аэродроме и передать дебошира правоохранителям. Такой маневр обойдется дорого. Авиакомпания подаст в суд на буяна с требованием возмещения убытков, а это значительные суммы, которые исчисляются от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

Кроме того, пилот отметил, что секс на борту не считается авиадебошем — как правило, за такое «нарушение» грозит лишь административный штраф. «Если бы дебоши были такими, мы бы только рады были. Но это увеличивает очередь в туалет. Также я с иронией отношусь к шуткам про бомбу. Всегда понятно, кто шутит, а кто нет. Но по правилам безопасности такую информацию нельзя игнорировать», — рассказал Юрий.

Воздушные маршалы помогут решить проблему с авиадебоширами?

По словам экспертов, из мировой практики видно, что воздушные маршалы вполне успешно решают проблему с авиадебоширами. Так, например, внедрение этого института оказалось эффективной мерой в США после терактов 11 сентября 2001 года. «Как правило, эти маршалы летают не везде, не на всех направлениях, а лишь на опасных. Где же взять столько полицейских, чтобы все охватить? В основном у американцев маршалы летают из Нью-Йорка в Вашингтон и Тель-Авив, следят за арабами. А у нас в РФ как направления выбрать? На курорты их послать, например, в Сочи?» — сказал Виктор Горбачев.

Он отметил, что в России не существует законодательства о воздушных маршалах — для его создания потребуется внести существенные изменения в Воздушный кодекс. Пилот «Аэрофлота» Юрий, в свою очередь, выразил мнение, что в РФ можно было бы посадить маршалов на курортные направления.

«Если есть проблемные рейсы, то положение спасли бы маршалы. А вообще, наших пассажиров останавливают только крупные штрафы, кажется Госдума именно это и собирается ввести. Вообще, проблема связана с увеличением пассажиропотока — стали летать те, кому раньше было не по карману», — пояснил он.

Президент профсоюза летного состава РФ Мирослав Бойчук рассказал, что сейчас в США есть действенные меры против авиадебоширов — гигантские штрафы. «Если по вине дебошира задержан рейс, там сразу штраф $50 тыс. Там не церемонятся и понимают, что это прямая угроза безопасности. В зависимости от деяния от $50 до $300 тыс. штрафуют и вплоть до уголовной ответственности», — сказал спикер.

Насколько серьезно стоит проблема с авиадебоширами?

В последние годы количество инцидентов с неадекватным поведением на борту неуклонно растет. В 2023 году сотрудники полиции сняли с рейсов более 2 тыс. дебоширов. Больше половины из них — 1,3 тыс. — находились в состоянии алкогольного опьянения и понесли административную ответственность, еще 62 пассажира стали фигурантами уголовных дел. Больше всего неадекватных пассажиров сняли с рейсов в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга и Мурманска.

В авиакомпании «Россия» заявили, что в 2023 году от полетов отстранили 513 человек, большинство из них были пьяны, дебоширов передали полицейским. По вине нарушителей было задержано 94 рейса. Самая длительная задержка рейса составила — три часа. Дебошир на рейсе Мурманск — Москва сообщил об угрозе взрыва. Тогда пришлось высаживать всех из салона и проводить дополнительный досмотр.

Авиаперевозчики отмечают, что ни один инцидент не остается безнаказанным. Так случилось с пассажиром рейса Москва — Магадан, когда мужчина проигнорировал требования командира судна и разбил монитор, размещенный в спинке кресла. Перевозчику удалось взыскать через суд всю сумму ущерба — более 150 тыс. руб. Всего за 2023 год авиакомпания отсудила 1,3 млн руб. по 35 инцидентам.

По законодательству, если выпивший пассажир проходит контроль в аэропорту, то его не должны допустить на борт. Но как правило 90% таких пассажиров попадают на борт и после взлета начинается «представление», — отметил президент профсоюза летного состава РФ Мирослав Бойчук.

Один подобный инцидент произошел на рейсе из Сочи — Красноярск в октябре 2023 года, когда пассажирка бизнес-класса напилась до беспамятства и не поняла, куда прилетела. Во время перелета женщина буянила, испачкала салон, а после уснула крепким сибирским сном. Когда бортпроводники ее разбудили, то она отказалась покидать самолет. Вывести женщину удалось лишь при помощи сотрудников полиции.

Позднее, в феврале 2024 года, пилотам рейса Санкт-Петербург — Хургада пришлось сажать самолет всего через пару минут после взлета из Пулково. Всему виной стали две изрядно выпившие барышни: сразу после взлета дамы стали вести себя вызывающе, ругаться нецензурной бранью и мешать пассажирам. Уже в аэропорту девушек у трапа ждал наряд полиции, и свой отпуск они продолжили в отделе.

В 2022 году вступил в силу закон, позволяющий применять спецсредства против авиадебоширов. У летных экипажей появились пластиковые наручники и нейлоновые ремни, а действия буянов квалифицируются по целому ряду статей УК и КоАП. Например, за невыполнение законных требований командира воздушного судна предусмотрены штрафы или арест до 15 суток, а за хулиганство — до пяти лет тюрьмы. Однако улучшить статистику эти меры не помогли.

Павел Деденко