Александр Манзюк/ТАСС
Александр Манзюк/ТАСС
общество

В Госдуме призвали запретить самозанятым работать в грузоперевозках. К чему это может привести?

Эксперты считают, что до 70% дальнобойщиков могут потерять работу

Самозанятым хотят запретить работать в сфере грузоперевозок. С такой инициативой выступил глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. Кроме того, организации «Грузавтотранс» и «Общественная потребительская инициатива» предлагают свои поправки к законопроекту «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом», которые позволят вывести из тени грузоперевозчиков. Что случится с сферой грузоперевозок в России в случае принятия поправок, почему самозанятым хотят запретить работать в перевозках? Разбираемся в нашем материале.

Почему общественники выступают против самозанятых в грузоперевозках?

Общественные организации мотивируют свое решение тем, что большинство самозанятых уходят от уплаты налогов. Они предлагают ввести полный запрет на работу в грузоперевозках для этой категории граждан. Таким образом, порядка 70% «теневых» грузоперевозчиков могут уйти с рынка. Предполагается, что оставшиеся выйдут из серой зоны и смогут работать по новому закону.

Президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин в разговоре с «Постньюс» выразил недоумение относительно готовящегося законопроекта. «Мы сейчас вносим поправки к поправкам, которые инициировал господин Москвичев, причем без нашего ведома. Нас никто не звал их обсуждать. Это полностью его инициатива. Нам нужны законопроекты, которые обеспечат добросовестную конкуренцию и чтобы они работали для всех одинаково. С 90-х годов все было пущено на самотек, и сейчас необходим полностью системный подход», — считает Матягин.

«Общественная потребительская инициатива» предлагает полный запрет самозанятым осуществлять грузоперевозки на автомобилях свыше 3,5 тонн. Кроме того, организация требует конкретики по допуску к работе на машинах с максимальной массой от 2,5 до 3,5 тонн. Общественники говорят, что это мера прекратит практику использования самозанятых в серых схемах по уклонению от уплаты налогов.

Возьмем Дагестан: там у подавляющего большинства людей несколько авто, и они занимаются грузоперевозками, причем на самых убитых машинах. Средний возраст автомобиля в перевозках в РФ составляет 22 года. Таких машин в автопарке 60-70% — это очень большой процент. Таких “бизнесменов” никто не обучал вести бизнес. Есть компании, где несколько десятков автомобилей, а они даже не знают, какие журналы надо вести предприятию.

Владимир Матягин, президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»

Кроме того, «Общественная потребительская инициатива» предлагает обязать агрегаторов, работающих с грузоперевозчиками, удалять коммерческие предложения не зарегистрированных в реестре фирм, чтобы у них не было возможности пойти в обход закона. Если поправки примут, то, например, дальнобойщикам, которые зарегистрированы как самозанятые, придется стать ИП и платить все налоги.

Дело в том, что “серые” перевозчики взяли за правило схему сокращения расходов и снижения налоговых выплат и начали работу с самозанятыми. А у них нет бухгалтерии, контроля за режимом отдыха и труда, но зато есть упрощенная система налогообложения. Из-за этого законопослушные перевозчики платят на 47-50% больше отчислений, чем самозанятые. Последние демпингуют и создают недобросовестные условия конкуренции. Вот с этим надо бороться.

Владимир Матягин, президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»

Спикер добавляет, что работа в тени вынуждает некоторых грузоперевозчиков сотрудничать с мелкими фирмами-агрегаторами. Они, в свою очередь, прокачивают и обналичивают деньги. Такой посредник может положить себе в карман до 50% от фрахта. А это ставит самозанятых в заведомо невыгодные условия, и тогда страдают все участники рынка.

Как решить проблему с грузоперевозчиками в России?

По уставу автомобильного транспорта, перевозчиком может быть только юрлицо или индивидуальный предприниматель. Исходя из этого, самозанятые не могут осуществлять деятельность по перевозке грузов и пассажиров. За эти нарушения предусмотрена административная ответственность. Но в РФ действует мораторий на проверки — в итоге получается замкнутый круг.

Ассоциация «Грузавтотранс» предлагает свои методы по выведению грузоперевозчиков из тени. В организации считают, что необходимо регистрировать крупнотоннажный транспорт исключительно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в законопроекте нужно закрепить роль ассоциаций, которые помогут самозанятым выйти из серой зоны.

«Например, дальнобойщики — они же не имеют никакого опыта управления транспортным предприятием. Они не в курсе нормативных документов отрасли. Поэтому необходимо, чтобы все вошли в профильные ассоциации и союзы. Эти организации помогут или возьмут на себя обязанности по ведению журналов и документации. Помогут с оформлением в реестр, это нужно для того, чтобы избежать разорения мелких фирм», — поясняет Владимир Матягин.

Повысятся ли цены на услуги грузоперевозчиков в РФ?

По словам Владимира Матягина, сейчас спрогнозировать рост тарифов на грузоперевозки нельзя, так как поправки еще не приняли. Такую же позицию обозначили и в Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики. «Мы не говорим про подорожание услуг в цифрах и процентах. Риск, конечно, есть, но оценить его на данный момент мы не можем и стараемся не выдвигать гипотез», — заявили «Постньюс» в пресс-службе организации.

Эксперты сферы грузоперевозок сходятся во мнении, что изменения в законодательстве приведут к некоторым трудностям у маленьких предприятий. Вряд ли произойдут массовые банкротства. А если процесс адаптации выстроить грамотно, то риск для компаний будет минимальным.

Возможно пострадают те фирмы, которые в силу своих размеров, ресурсов и выручки не смогут соответствовать новым требованиям. Тогда они просто уйдут с рынка. Еще нужно понимать, что данное явление может привести к монополизации рынка и повышению стоимости услуг, так как останутся крупные игроки.

Владимир Матягин, президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»
Павел Деденко