Сергей Бобылев/ТАСС
Сергей Бобылев/ТАСС
общество

Менеджер вместо пилота и одна стюардесса на рейс. Что происходит в «Аэрофлоте» и «России»?

Летчики и стюарды крупных авиакомпаний пожаловались на плохие условия труда и ужасное отношение со стороны руководства

На протяжении нескольких месяцев авиационную отрасль России сотрясают сообщения о нехватке пилотов и бортпроводников. В центре скандала из-за отмены сотен рейсов сначала оказался «Аэрофлот», а потом и его дочерняя компания «Россия». В последней более 700 бортпроводников направили письмо на имя директора с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. «Постньюс» пообщался с пилотами, бортпроводниками, а также представителем профсоюзной организации и выслушал их позицию.

Чем недовольны пилоты «Аэрофлота» и почему они уходят?

В разговоре с «Постньюс» пилот авиакомпании «Аэрофлот» Василий (имя изменено) рассказывает, что сейчас перевозчик испытывает большой дефицит кадров. Прежде всего не хватает вторых пилотов, а на их месте летает «начальство». «Начальства у нас много. Как правило, это пилоты-инструкторы, которые обычно в офисе сидят, всякие начальники отделов, либо командиры отрядов и их заместители. Сколько их есть, все летают, летчиков-то нет», — говорит Василий.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов в беседе с «Постньюс» выразил мнение, что нехватка пилотов в «Аэрофлоте» произошла по многим факторам. «Заработная плата давно не индексировалась, из-за этого происходит отток кадров за границу. Также никто не ожидал, что этим летом произойдет такое восстановление спроса на авиаперевозки. Сейчас экипажи действительно летают плотно. Да, на месте вторых пилотов летают инструкторы и начальники отделов, такое имеет место», — утверждает спикер.

Пилот Василий добавляет: бывают рейсы, когда приходится летать не в полном составе. Из-за нехватки бортпроводников их ставят меньше на рейс, чтобы перераспределить на другие направления. Пилотам, которые отказываются лететь с урезанным экипажем — угрожают. «Когда кто-то из КВС отказывался лететь, звонило руководство и угрожало санкциями. Пилотов поливали грязью и говорили, что они “сто раз так делали” сами», — говорит Василий.

Исходя из мер авиационной безопасности, минимальное количество бортпроводников в салоне — один на 50 пассажиров. Наименьший состав, например Airbus A321, составляет пять стюардов. «У нас такое допускалось в исключительных случаях для перелета на базу. Но начали ставить и с базы, чтобы рейсы закрыть», — утверждает Василий.

«Да, были случаи, когда из-за нехватки бортпроводников рейсы выполнялись меньшим количеством экипажа. Авиакомпания сама устанавливает это количество. Например, на А320 это четыре человека, авиакомпания не могла найти даже четырех бортпроводников, летели меньше, такое было. Сколько аварийных выходов, столько должно быть проводников. Их на А320 шесть, меньшее количество — это угроза безопасности. Потом надзорные органы устраивали проверку», — подтвердил «Постньюс» президент шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов.

Второй пилот Андрей (имя изменено) с семилетним стажем управления Airbus A320 в беседе с «Постньюс» подтвердил, что в российских авиакомпаниях в последнее время наблюдается нехватка летчиков. В то же время Андрей затруднился назвать конкретное число. «Кто-то берет больничный или любой другой форс-мажор и сразу образуется нехватка. На данный момент чаще эти форс-мажоры стали происходить именно из-за оттока российских кадров за границу», — рассказал летчик.

По его словам, еще одна причина нехватки вторых пилотов — процедура активного ввода вторых пилотов в командиры этой зимой. По словам спикера, многие вторые пилоты не дождались этого момента и ушли. Поэтому на данный момент ввод в командиры приостановлен в связи с нехваткой именно вторых пилотов.

Второй пилот «Аэрофлота» Владимир (имя изменено) рассказал, что условия работы в компании стали ухудшаться сразу после банкротства «Трансаэро». «У нас сейчас практически монополия в авиаперевозках. Рынок захватили “Аэрофлот”, “Россия” и “Победа”. Вот в “Трансаэро” хорошо платили и отношение со стороны руководства было адекватное. По ночам вообще редко летали», — говорит летчик.

Владимир добавляет, что в «Аэрофлоте» второму пилоту сложно стать командиром воздушного судна. «У нас [вторых пилотов] очень слабая перспектива ввода в командиры. Если мы не подпишем многобазовость (В рамках этого понятия сотрудникам предлагают дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых в качестве базы и места работы указаны не только «Шереметьево», но и другие аэропорты. Оно позволяет не оплачивать рабочее время сотрудников в полном объеме) или не подписан на все виды переработок и переналетов, то нас не рассматривают к вводу в строй в КВС и вообще любому повышению. Говорят — нелояльный», — говорит Владимир.

«Руководство поставило задачу, чтобы все пилоты подписали “многобазовость”. Причем начальство говорит, что это дело добровольное. Те, кто подписал — молодцы, остальных закидывают санкциями. Кого-то могут “завалить” на авиатренажере, еще могут поставить на короткие ночные рейсы, чтобы налет был меньше. Поэтому многие пилоты испытывают моральное давление», — рассказал «Постньюс» президент шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов.

Пилоты авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») также возмущены условиями труда и заработной платы. Сотрудники обратились в Профсоюз летного состава России. Организация в свою очередь на протяжении полугода пытается достучаться до руководства компании. Кроме того, жалобу направили в администрацию Санкт-Петербурга, которая владеет 25% акций авиакомпании. По инициативе губернатора была создана трехсторонняя комиссия по урегулированию наболевшего вопроса, но это не принесло результатов.

Юрий Смитюк/ТАСС
Юрий Смитюк/ТАСС

Почему российские пилоты уходят в иностранные авиакомпании?

По словам спикера, «Аэрофлот» теряет до 50 пилотов в сезон, когда набор объявляют иностранные перевозчики. Летчики стараются уйти туда, где лучшие условия. «Раньше было около 4 тыс. пилотов, сейчас их меньше. В России довольно скотское отношение к летчикам. За границей зарплаты начинаются от 10 тыс. долларов, в Китае в зависимости от контракта платят 20-25 тыс. долларов. Кроме того, в каждой зарубежной авиакомпании есть свои бонусы для сотрудников», — рассказал Василий.

«Много пилотов уезжают в ОАЭ, Тайвань, Гонконг и Вьетнам. Основная причина — разница в оплате труда. За границей платят в 2-5 раз больше. Еще играет роль нестабильная ситуация в стране и в авиации, ведь уменьшилась география полетов. Некоторым не нравится, что с нас слишком много спрашивают, но не стоит забывать, что наши пилоты как раз из-за этого и считаются достойнейшими среди других стран», — говорит пилот Андрей.

Российские пилоты приводят в пример арабских перевозчиков. Они оплачивают обучение для детей пилотов, предоставляют жилье, развозят на такси с работы домой. «Многие дают страховку от потери лицензии, а это, как правило, годовая зарплата, еще ДМС на семью и прочие социальные блага. У нас даже ДМС сильно урезали, и теперь все похоже на районную поликлинику. Постоянно ущемляют с корпоративными билетами», — утверждает пилот «Аэрофлота» Василий.

Проблема с корпоративными билетами наблюдается не только в «Аэрофлоте», но и в дочерней компании — «Россия». В Профсоюзе пилотов сообщили, что сотрудники авиакомпании могут пользоваться бесплатными билетами, но при наличии определенного стажа. «Более того, даже подтвержденный служебный авиабилет не является безусловным основанием для принятия пассажиров к перевозке, во всех случаях в приоритете коммерческие пассажиры», — говорится в сообщении организации.

Несколько опрошенных «Постньюс» пилотов подтверждают, что зарплаты летчиков в России в два раза ниже, чем у коллег из стран ближнего зарубежья — Казахстана, Армении и Узбекистана. Спикеры подтвердили, что заработная плата у командира воздушного судна в «Аэрофлоте» зависит от налета — 350-400 тыс. руб., вторые пилоты получают 200-250 тыс. руб. Как пояснили летчики, это «достойная оплата труда пилотов в доковидное время», после ее не индексировали.

Как обстоят дела с выпускниками летных училищ?

Пилот Василий рассказал, что выпускников летных училищ сейчас приходит недостаточно. Всему виной дорогое обучение, а зарплата второго пилота не позволяет все это быстро окупить. «Обучение сейчас стоит, по разным данным, 8-11 млн руб. При зарплате пилота 200-250 тыс. это мероприятие становится бессмысленным. Учитывая то, что еще нужно устроиться, а “Аэрофлот” даже целевиков не всех берет», — говорит Василий.

Еще один пилот на условиях анонимности в беседе с «Постньюс» заявил, что буквально через 2-3 года выпускникам не на чем будет летать. «В летных училищах проблема с учебными самолетами. Их очень мало, а те, что остались выходят из строя. Только за этот год под списание пошло пять самолетов, через несколько лет на чем выпускники летать будут? Большой вопрос» — сказал Валерий (имя изменено).

Напомним, из-за непогоды в аэропорту Бегишево Республики Татарстан были утрачены четыре учебных самолета Diamond-42. Техника принадлежала СПбГУ гражданской авиации. Всего в России было девять таких учебных самолетов. Все машины имели действующий сертификат летной годности.

По словам летчика, за последние четыре года почти не происходило набора в авиакомпании из-за коронавируса и СВО, которые вызвали дефицит полетов и переизбыток действующих пилотов. «Каждый сезон выпускалось порядка 700 курсантов летных училищ, готовых и жаждущих работать в «большой» авиации. Сейчас у компаний есть возможность набрать их в свой штат. Да, на подготовку уйдет много времени, но куда деваться?», — рассказал летчик Андрей.

Почему у «Аэрофлота» и «России» возник кадровый кризис с бортпроводниками?

Проблемы с кадрами наблюдаются не только у главного перевозчика страны, но и у дочерней авиакомпании «Россия». Более 700 бортпроводников пожаловались на мизерные зарплаты и невыносимые условия труда. В конце июля сотрудники направили коллективное письмо гендиректору авиакомпании Яну Бургу.

Бортпроводники пожаловались, что с приходом нового руководства в 2022 году условия труда резко ухудшились, а последнее повышение заработной платы было лишь в 2021 году. Сотрудники также недовольны большой нагрузкой на организм из-за перелетов между Москвой и Санкт-Петербургом. Многим приходится летать по маршруту каждый день 3-4 раза с минимальным составом и отдыхом.

Бортпроводница Юлия (имя изменено), проработавшая в авиакомпании «Россия» почти восемь лет, рассказала «Постньюс», что большинство сотрудников почти не отдыхают, у многих иногда не хватает времени на сон. «У меня подписан отказ от разрыва полетной смены, минимального отдыха и переналета. И у меня по документам отдых проходит, но даже с этим фактом график у меня 6/1», — говорит стюардесса.

При этом ее коллеги, подписавшие согласие на переналет и минимальный отдых, и вовсе «зашиваются» на работе, имея на сон всего по несколько часов в день. «Пробыв на Дальнем Востоке два дня, где разница во времени в восемь часов и аналогичное время в пути, состав имеет право на 48 часов отдыха. А с согласием на переналет они отдыхают лишь 12 часов. Например, прилетел в 18 вечера, домой ехать 2-3 часа и утром в 5 утра уже может быть явка на Нижний Новгород», — говорит Юлия.

В беседе с нашим изданием бортпроводница призналась, что «переработки на сайте подтираются» руководством. Это делают для того, чтобы надзорные органы не смогли поднять шумиху. Еще стюардесса пожаловалась на дикую нехватку кадров из-за экономии в авиакомпании. По ее словам рейсы Москва — Санкт-Петербург — Москва обслуживаются одним бортпроводником с набитой тележкой на 75 пассажиров. Кроме того, в одиночку приходится работать на рейсах протяженностью и в 2-3 часа.

«Летаем всегда минимальным составом уже много лет. Это связано с экономией бюджета работодателя. Удерживать телегу с восемью горячими чайниками и 20 бутылками воды одной хрупкой девочке сложно. И страшно: если самолет подпрыгнет, чайник упадет на пассажиров и ошпарит кипятком. По вышестоящим федеральным документам запрещено с телегой ходить одному. В случае внезапной турбулентности, разгерметизации или вызова медпомощи, быстро просто некому подойти», — рассказала Юлия.

Ранее Росавиация выявила переработки у бортпроводников в «Аэрофлоте», расследуя инцидент с обмороком одного из стюардов. ЧП произошло 1 мая на рейсе Томск — Москва. Через 40 минут после взлета состояние 39-летнего бортпроводника резко ухудшилось и он потерял сознание в хвостовой части самолета. Ведомство квалифицировало случившееся как авиаинцидент и приступило к расследованию. Оно показало, что на 1 мая у стюарда набежало 95,5 часов сверхурочных работ.

Касательно интенсивности полетов комиссия отметила, что после выхода из отпуска, за десять дней сотрудник налетал свыше 45 часов, что составляет 56% от месячной нормы. Росавиация тогда рекомендовала «Аэрофлоту» организовать работу по планированию бортпроводников и учету табеля рабочего времени в строгом соответствии с регламентом.

Согласно данным популярных сайтов по поиску работы, на начальном уровне бортпроводникам в «Аэрофлоте» предлагают заработную плату от 120 тыс. руб. до вычета налогов. Авиакомпания «Россия» готова платить новому сотруднику от 100 тыс. руб. до вычета налогов, аналогичную сумму предлагает и лоукостер «Победа».