кино

От «Скорости» до «Помутнения»: 5 неочевидных фильмов с Киану Ривзом

В подборку вошли эталонный экшен-триллер, ремейк южнокорейской мелодрамы и анимационно-игровой фильм
Robert Michael/dpa/picture-alliance
Robert Michael/dpa/picture-alliance

2 сентября Киану Ривзу исполняется 60 лет. За свою почти полувековую карьеру канадский актер успел принять участие в нескольких культовых франшизах («Матрица», «Джон Уик»), поработать с великими авторами разных эпох (от Бернардо Бертолуччи до Николаса Виндинга Рефна) и заодно полюбиться миллионам людей нехарактерной для голливудской звезды скромностью. По случаю юбилея Ривза мы решили вспомнить пять не самых заезженных фильмов с актером, которые вы могли пропустить. Вперед!

«Скорость» (1994), реж. Ян де Бонт

Младшее поколение знает Киану Ривза в основном по зубодробительной серии фильмов про Джона Уика. Их родители, при условии, что они не особо киноманы, первым делом вспомнят «На гребне волны» Бигелоу, «Адвоката дьявола» Хэкфорда и «Матрицу» Вачовски. На самом же деле в фильмографии Ривза есть энное количество теневых шедевров. Один из таких — «Скорость» 1994 года.

По сюжету экшен-картины Яна де Бонта террорист устанавливает бомбу в рейсовом автобусе. Как только средство передвижения сдвинется с места, радиоуправляемая взрывчатка активируется — с этого момента водителю придется держать скорость не ниже 80 км/ч (в противном случае, террорист взорвет бомбу). Тем временем сотрудник спецслужб (Ривз) и пассажирка (Сандра Буллок) будут пытаться спасти заложников.

В свое время «Скорость» тепло встретили критики, а в прокате фильм заработал более $350 млн при бюджете в $30 млн. И хоть сегодня фильм можно смело отнести к разряду «забытых», это все еще отличный экшен-триллер, переполненный динамичными монтажными решениями и эталонным саспенсом. При просмотре зритель наверняка будет чувствовать себя жертвой, запертой в заминированном автобусе. В общем, к просмотру обязательно! Хотя бы из-за дуэта Ривз и Буллок.

 Rotten Tomatoes Classic Trailers Rotten Tomatoes Classic Trailers/YouTube
Rotten Tomatoes Classic Trailers Rotten Tomatoes Classic Trailers/YouTube

«Дар» (2000), реж. Сэм Рэйми

Мистический триллер Сэма Рэйми, который корректнее назвать бенефисом не Ривза, а Кейт Бланшетт, вряд ли попадет в другие подборки неочевидных фильмов с актером, потому как здесь он не солирует — Киану на редкость перевоплощается в жутковатого негодяя, терроризирующего главную героиню. В центре действия — ясновидящая вдова Энни Уилсон (Бланшетт) — она помогает вести расследование в небольшом городке, а в процессе понимает, сколько подозрительных людей на самом деле ее окружает.

По мере развития истории Энни узнает тайны городка в Джорджии, параллельно погружая зрителей в южно-готическую атмосферу со свойственными ей макабрическими образами, переплетающимися с социальной проблематикой. Смотреть «Дар» стоит по двум причинам: во-первых, вы не так часто можете видеть Ривза в качестве антагониста (еще разве что в «Наблюдателе»), а, во-вторых, — это действительно атмосферная и страшная картина, которая до сих пор смотрится.

 Rotten Tomatoes Classic Trailers Rotten Tomatoes Classic Trailers/YouTube
Rotten Tomatoes Classic Trailers Rotten Tomatoes Classic Trailers/YouTube

«Дублеры» (2000), реж. Ховард Дойч

Спортивное кино — дело тонкое: слишком легко скатиться в клише и предсказуемые драматические твисты. Тем не менее «Дублеры», пусть и грешат хорошо знакомыми тропами, на усредненного зрителя все равно работают. По сюжету картины простым работягам приходится заменить профессиональных спортсменов из-за забастовки — так, на месте звезд-футболистов оказываются вчерашние вышибала, владелец бара, спецназовец, заключенный, сумоист и др. Главная задача фрик-команды, лидером которой стал атлетичный герой Ривза, — доказать, что дублеры могут спасти ситуацию.

«Дублеры» мало чем удивляют, но и на высокохудожественность комедия не претендует — вместо это фильм дарит запоминающиеся образы и несколько уморительных диалогов. Картина буксует из-за того, что мечется между драмой и комедией, но вряд ли и это можно считать магистральной проблемой. Лента существует исключительно для того, чтобы веселить и поднимать боевой дух. А, ну и для того, чтобы оценить форму набравшего 23 фунта для роли Ривза. Если же хотите чего-то посерьезнее, но также про спорт и с Ривзом — «Хардбол» 2001-го к вашим услугам.

 Rotten Tomatoes Classic Trailers Rotten Tomatoes Classic Trailers/YouTube
Rotten Tomatoes Classic Trailers Rotten Tomatoes Classic Trailers/YouTube

«Дом у озера» (2006), реж. Алехандро Агрести

В 2006 году малоизвестный аргентинский режиссер Алехандро Агрести получил возможность поработать в Голливуде и снять ремейк южнокорейского фильма «Домик у моря» — в него он пригласил старых знакомых Ривза и Буллок. По сюжету ленты одинокий архитектор Алекс Уайлер переезжает в новый дом, где обнаруживает письмо с несколькими советами от экс-жильца. Между мужчиной и недавно переехавшей Кейт завязывается переписка, в ходе которой они понимают, что живут в разное время. Он в 2004 году, а она — в 2006-м.

Несмотря на то, что Агрести порой покадрово воссоздает оригинал, лишь визуально адаптируя его под американских и европейских зрителей, «Дом у озера» не кажется неудачным в сравнении с работой Ли Хён-сына. Мелодрама с элементами фэнтези, где влюбленных разделяет не расстояние, а время, представляет собой неплохое созерцательное кино на вечер. После премьеры большинство рецензентов ругали режиссера за отсутствие логики в сюжете и ряд нестыковок, однако спустя много лет стало ясно — именно за некоторую нелепость и эмоциональный упор его, возможно, многие до сих пор и любят. Так или иначе, лучше увидеть «Дом у озера», нежели сиквел «Скорости» с Буллок…

 Rotten Tomatoes Classic Trailers Rotten Tomatoes Classic Trailers/YouTube
Rotten Tomatoes Classic Trailers Rotten Tomatoes Classic Trailers/YouTube

«Помутнение» (2006), реж. Ричард Линклейтер

Антиутопический фильм, поставленный по одноименному роману известного фантаста Филипа К. Дика, представляет собой симбиоз из анимации и игры живых актеров. «Помутнение» переносит зрителя в Калифорнию недалекого будущего, которую повально захватили наркотики и, как следствие, — некая Субстанция Д (она разрушает умы людей и их психику). Противостоять ее распространению будет тайный агент отдела полиции по борьбе с наркотиками Роберт Арктор, который и сам по случайности стал зависимым.

В «Помутнении» Линклейтер воссоздает безумный, параноидальный человеческий мир (придуманный, конечно, писателем), который контролирует некая сила. Основной лейтмотив здесь — связь наркотической зависимости с социальным контролем а также, вероятно, критика потребления и капиталистического строя. По мнению поклонников писателя, картина стала лучшей экранизацией Дика. Если же вы фанат Ривза — тоже испытайте этот кинематографический опыт.

 Rotten Tomatoes Classic Trailers Rotten Tomatoes Classic Trailers/YouTube
Rotten Tomatoes Classic Trailers Rotten Tomatoes Classic Trailers/YouTube