От советской классики до ностальгии по нулевым: «Постньюс» выбирает любимые российские фильмы
27 августа — День российского кино! В честь праздника сотрудники редакции «Постньюс» выбирают любимые отечественные фильмы и рассказывают, почему именно эта картина так запала в душу. Разброс получился большим — от «Монаха и беса» до «Прогулки».
«Монах и бес», реж. Николай Досталь
Сюжет фильм-притчи разворачивается в России в царствование Николая I и рассказывает о послушнике монастыря Иване (Тимофей Трибунцев), который умеет совершать чудеса. Однако настоятель монастыря сомневается в божественной природе его способностей. Параллельно с этим выясняется, что Ивана постоянно искушает бес.
Фильм снят в лучших традициях гоголевского мирка с забавными персонажами, диалогами и комичными ситуациями. Картина полна размышлений о вечных проблемах: дураках, дорогах, самодурстве, стереотипах и необъяснимой логике русского человека.
Анастасия Романова, автор видеоотдела: «Как по мне, одна из лучших российских комедий. Тут тебе и сказка для взрослых с типичным русским фольклором, и религия, и много смысла, и хороший юмор. Почти два часа смеха сквозь слезы и слез сквозь смех».
«Праздник святого Иоргена», реж. Яков Протазанов
Европа. Накануне церковного праздника святого Иоргена из тюрьмы сбегает вор Коркис (Анатолий Кторов). Он смешивается с толпой на празднике и замечает, что огромные средства, которые должны быть потрачены на торжество, оседают в карманах священников. Тогда он задумывает авантюру.
Фильм получился достаточно жесткой сатирой на человеческие пороки, которые также свойственны и священнослужителям. Комедия полна метких выражений и ярких типажей, поэтому и не устаревает.
Дмитрий Зерин, шеф-редактор сайта: «Великолепная комедия Якова Протазанова, которая при очевидном атеистическом посыле никак не затрагивает религию, но зато предельно остроумно прохаживается по клерикализму. Обожаю этот фильм как за классный и все еще актуальный юмор, так и за игру шикарных Анатолия Кторова и Игоря Ильинского. Кстати, интертитры для него писали сами Ильф и Петров».
«Три тополя на Плющихе», реж. Татьяна Лиознова
В Москву из деревни приезжает замужняя женщина Нина (Татьяна Доронина) — она собирается продавать ветчину. Первым, кого она встречает в столице, оказывается интеллигентный таксист Саша (Олег Ефремов). Неожиданная встреча сильно сближает двух людей, но так и остается без какого-то будущего.
Лиозновой удалось филигранно показать интимность чувств героев и мимолетную вспышку, которая изменила их жизнь навсегда. Поэтому неудивительно, что фильм стал одной из культовых картин 60-х.
Александра Горовая, шеф-редактор соцсетей: «Я каждый раз рыдаю, когда в этом фильме актриса поет песню “Нежность”. Я выделяю этот фильм из остальных сентиментальных тем, потому что это, по сути, история о неслучившейся любви. Но от того, что ничего так и не получилось, становится только больнее…»
«Горько!», реж. Жора Крыжовников
Сюжет комедии вращается вокруг свадьбы. Наташа (Юлия Александрова) и Рома (Егор Корешков) мечтают о скромном и «европейском» торжестве на берегу моря, однако их родственники хотят масштабную гулянку с караваем, криками, драками и прочими развлечениями в духе «Гуляй, рванина!»
После выхода фильма сложилось впечатление, что зрители и критики разделились на два равных лагеря: одним безумно понравилась картина за яркие типажи и точные образы, а другие, наоборот, посчитали ленту слишком примитивной.
Данила Желяев, редактор соцсетей: «”Горько!” — потрясающий фильм. Несмотря на реакции умных людей, кино отображает российские реалии настолько остро и честно, что оно заслужило мою любовь, любовь моей мамы, сестры и вообще всей семьи. Всем зумерам строго рекомендую ознакомиться с “Горько!”, чтобы понять, как жила Россия конца нулевых».
«Географ глобус пропил», реж. Александр Велединский
Главный герой — 37-летний биолог Виктор Служкин (Константин Хабенский). От безденежья он идет работать географом в среднюю школу, где сначала борется, а потом начинает дружить со школьниками. Вместе с этим он много пьет, пытается ужиться с женой (Елена Лядова) и как-то выправить свою жизнь.
Режиссер смог в не самом замысловатом кино ухватить культурный код и нерв и показать глубину в узнаваемых мелочах вечных провинциальных 90-х. Картина тонко балансирует между драмой и чернухой, не скатываясь ни в одну из сторон.
Иван Коновалов, редактор раздела «Политика»: «Есть такое понятие “хороший фильм”. В российском кинематографе — это когда картинка совпадает с реальностью. Зритель хочет видеть правду, когда фильм о его холодной, серой, но такой родной и никому не понятной стране. “Географ пропил глобус” — именно этот случай».
«День выборов», реж. Олег Фомин
Одна из рейтинговых радиостанций получает задачу раскрутить на выборах губернаторов одного из своих кандидатов и отобрать голоса у конкурентов. Для этого команда отправляется в тур по Волге. Компанию им составят директор местного театра и псевдосвященник.
Фильм стал по-настоящему народным и разошелся на цитаты, а песня Сергея Шнурова о кандидатах на выборах стала поистине легендарной.
Артем Леошко, редактор новостей: «Фильм позволяет посмотреть на действительность русской жизни, которая застряла где-то в далеких годах, глазами современного человека. Искрометный, легкий юмор, колоритные персонажи, а главное, смотришь в экран, и понимаешь — оно ж, блин, реально так. 10/10, отличная работа».
«Стиляги», реж. Валерий Тодоровский
По сюжету мюзикла компании молодых людей придется бороться с обществом, чтобы иметь право ярко одеваться, слушать западную музыку и много-много танцевать. На фоне этого противостояния происходит любовь между бывшим комсосольцем Мэлсом (Антон Шагин) и красоткой Пользой (Оксана Акиньшина).
Мюзикл запал в сердце многим благодаря запоминающимся песням, танцам и достаточно простому сюжету. Поэтому неудивительно, что после выхода фильма еще много лет были модны вечеринки в антураже «Стиляг».
Поля Мочалкина, редактор соцсетей: «Первый раз посмотрела этот фильм, когда мне было всего восемь лет, и уже тогда он навсегда отпечатался в моей памяти. Мне с детства очень нравятся мюзиклы, поэтому “Стиляги” я с большим удовольствием пересматриваю уже много лет. Очень нравится эстетика фильма, костюмы, музыка, локации, актеры и сам сюжет. Короче, в “Стилягах” все сошлось, надо пойти пересмотреть».
«Битва за Севастополь», реж. Сергей Мокрицкий
Фильм рассказывает о легендарной женщине-снайпере 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Красной армии Людмиле Павличенко (Юлия Пересильд). После начала Великой Отечественной войны героиня проходит краткосрочные курсы и уходит добровольцем на фронт.
Картина рассуждает не столько о человеке на войне, сколько об отношениях между войной и человеком. В фильме есть место излишнему пафосу, но это совершенно не портит кино, а, наоборот, служит контрастом человеческим историям.
Валерия Исполатова, продюсер видеоотдела: «Я часто пересматриваю его в День Победы наравне с советским фильмами. Мне нравится, хоть и неполная, но биографическая точность фильма, ощущение, что эта девушка и все происходящее с ней было взаправду. И ассоциировать себя с героиней-женщиной проще — глубже понимаешь весь ужас, страх, боль войны».
«Ночной Дозор», реж. Тимур Бекмамбетов
В Москве всем заправляют силы Тьмы и силы Света: когда-то давно они договорились сосуществовать вместе, а для их контроля создали две организации — Ночной и Дневной дозоры. Главный герой — обычный парень Антон Городецкий (Константин Хабенский). Он идет к ведьме за приворотом после расставания с девушкой. Но ритуал прерывают — появляется Ночной дозор. Он и рассказывает Антону о силах Света и приглашает присоединиться к своей организации.
В свое время фильм произвел фурор и стал настоящим блокбастером: каждый будто был обязан посмотреть картину. Сейчас же лента вызывает приятное чувство ностальгии и привносит при просмотре элемент игры: найди в кадре знакомые предметы из 00-х.
Динара Салахетдинова, шеф-редактор видеоотдела: «Сейчас такое время, что хочется какой-то легкости и хэппи-энда, поэтому я вспомнила одну философскую, жизнеутверждающую и всем знакомую историю Сергея Лукьяненко и Тимура Бекмамбетова о борьбе светлых и темных сил в Москве. “Ночной дозор” с молодым Хабенским — это моя машина времени в детство, пусть будет он».
«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов
Анатолий Ефремович Новосельцев (Андрей Мягков) — рядовой служащий одного статистического управления. Новосельцев — очень мягкий и робкий человек. Его старый приятель советует приударить за Людмилой Прокофьевной Калугиной (Алиса Фрейндлих), чтобы получить вакантную должность. При этом Калугина — женщина очень строгих нравов и «мымра».
Фильм стал классикой советского кинематографа и разошелся на цитаты. Сложно представить, что существуют люди из поколения, рожденного до 00-х, которые не смотрели эту картину.
Арина Цыплакова, редактор новостей: «Выбор на самом деле сложный, потому что практически любой советский фильм, да и вообще фильмы Эльдара Рязанова — это огромная любовь и теплота. Я росла на таком кино, потому что эти фильмы смотрели мои родители, а я за компанию. Пересматриваю до сих пор. Тончайший юмор, гениально проработанные персонажи, возможно, местами немного гротескные, но очень жизненные образы. В общем-то я могу назвать себя зумером с ностальгией по совку».
«Цареубийца», реж. Карен Шахназаров
Психиатрическая клиника, врач Смирнов (Олег Янковский) ведет дело пациента с раздвоением личности — Тимофеев (Малкольм Макдауэлл) считает себя одним из убийц российских императоров Александра II и Николая II. Смирнов решает пойти на крайние меры и начинает общаться с пациентом от имени Николая II.
Шахназарову удалось создать драму, где он решил сразу несколько задач: отрефлексировал убийство царской семьи и препарировал человеческую психику, открыв сразу несколько слоев реальности.
Нелли Хамула, продюсер: «Мне нравится этот фильм из-за неожиданного ракурса, с которого он рассказывает известную всем историю расстрела царской семьи. Персонажи Янковского и Макдауэлла днями напролет ведут беседы о судьбе России, о том, что ее ждет на пороге нового времени. Это притча о том, что все в мире связано: будь это взмах крыла бабочки или выпущенная пуля — все имеет свой вес».
«Прогулка», реж. Алексей Учитель
Девушка Оля (Ирина Пегова) на улицах Петербурга случайно знакомится с двумя парнями — Лешей (Павел Баршак) и Петром (Евгений Цыганов). Вместе они долго-долго гуляют по городу, попадают в нелепые ситуации, ругаются и много-много говорят.
Фильм получился буквально ни о чем, но при этом передающим удивительную атмосферу лета, легкости и молодости. Но не переживайте, что кино может получиться слишком приторным — в «Прогулке» все как в жизни.
Мария Самарина, обозреватель и автор текста: «После первого просмотра фильма мне сразу захотелось жить, гулять, смеяться и чувствовать. Картина обладает какой-то невероятной энергией, которая льется через экран и заряжает глупостью молодости».