Кадр из фильма «Ночной Дозор»
Кадр из фильма «Ночной Дозор»
кино

От советской классики до ностальгии по нулевым: «Постньюс» выбирает любимые российские фильмы

В подборку попали «Три тополя на Плющихе», «Стиляги» и «Географ глобус пропил»

27 августа — День российского кино! В честь праздника сотрудники редакции «Постньюс» выбирают любимые отечественные фильмы и рассказывают, почему именно эта картина так запала в душу. Разброс получился большим — от «Монаха и беса» до «Прогулки».

«Монах и бес», реж. Николай Досталь

Сюжет фильм-притчи разворачивается в России в царствование Николая I и рассказывает о послушнике монастыря Иване (Тимофей Трибунцев), который умеет совершать чудеса. Однако настоятель монастыря сомневается в божественной природе его способностей. Параллельно с этим выясняется, что Ивана постоянно искушает бес.

Фильм снят в лучших традициях гоголевского мирка с забавными персонажами, диалогами и комичными ситуациями. Картина полна размышлений о вечных проблемах: дураках, дорогах, самодурстве, стереотипах и необъяснимой логике русского человека.

Анастасия Романова, автор видеоотдела: «Как по мне, одна из лучших российских комедий. Тут тебе и сказка для взрослых с типичным русским фольклором, и религия, и много смысла, и хороший юмор. Почти два часа смеха сквозь слезы и слез сквозь смех».

Кадр из фильма «Монах и бес»
Кадр из фильма «Монах и бес»

«Праздник святого Иоргена», реж. Яков Протазанов

Европа. Накануне церковного праздника святого Иоргена из тюрьмы сбегает вор Коркис (Анатолий Кторов). Он смешивается с толпой на празднике и замечает, что огромные средства, которые должны быть потрачены на торжество, оседают в карманах священников. Тогда он задумывает авантюру.

Фильм получился достаточно жесткой сатирой на человеческие пороки, которые также свойственны и священнослужителям. Комедия полна метких выражений и ярких типажей, поэтому и не устаревает.

Дмитрий Зерин, шеф-редактор сайта: «Великолепная комедия Якова Протазанова, которая при очевидном атеистическом посыле никак не затрагивает религию, но зато предельно остроумно прохаживается по клерикализму. Обожаю этот фильм как за классный и все еще актуальный юмор, так и за игру шикарных Анатолия Кторова и Игоря Ильинского. Кстати, интертитры для него писали сами Ильф и Петров».

Кадр из фильма «Праздник святого Иоргена»
Кадр из фильма «Праздник святого Иоргена»

«Три тополя на Плющихе», реж. Татьяна Лиознова

В Москву из деревни приезжает замужняя женщина Нина (Татьяна Доронина) — она собирается продавать ветчину. Первым, кого она встречает в столице, оказывается интеллигентный таксист Саша (Олег Ефремов). Неожиданная встреча сильно сближает двух людей, но так и остается без какого-то будущего.

Лиозновой удалось филигранно показать интимность чувств героев и мимолетную вспышку, которая изменила их жизнь навсегда. Поэтому неудивительно, что фильм стал одной из культовых картин 60-х.

Александра Горовая, шеф-редактор соцсетей: «Я каждый раз рыдаю, когда в этом фильме актриса поет песню “Нежность”. Я выделяю этот фильм из остальных сентиментальных тем, потому что это, по сути, история о неслучившейся любви. Но от того, что ничего так и не получилось, становится только больнее…»

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»

«Горько!», реж. Жора Крыжовников

Сюжет комедии вращается вокруг свадьбы. Наташа (Юлия Александрова) и Рома (Егор Корешков) мечтают о скромном и «европейском» торжестве на берегу моря, однако их родственники хотят масштабную гулянку с караваем, криками, драками и прочими развлечениями в духе «Гуляй, рванина!»

После выхода фильма сложилось впечатление, что зрители и критики разделились на два равных лагеря: одним безумно понравилась картина за яркие типажи и точные образы, а другие, наоборот, посчитали ленту слишком примитивной.

Данила Желяев, редактор соцсетей: «”Горько!” — потрясающий фильм. Несмотря на реакции умных людей, кино отображает российские реалии настолько остро и честно, что оно заслужило мою любовь, любовь моей мамы, сестры и вообще всей семьи. Всем зумерам строго рекомендую ознакомиться с “Горько!”, чтобы понять, как жила Россия конца нулевых».

Кадр из фильма «Горько!»
Кадр из фильма «Горько!»

«Географ глобус пропил», реж. Александр Велединский

Главный герой — 37-летний биолог Виктор Служкин (Константин Хабенский). От безденежья он идет работать географом в среднюю школу, где сначала борется, а потом начинает дружить со школьниками. Вместе с этим он много пьет, пытается ужиться с женой (Елена Лядова) и как-то выправить свою жизнь.

Режиссер смог в не самом замысловатом кино ухватить культурный код и нерв и показать глубину в узнаваемых мелочах вечных провинциальных 90-х. Картина тонко балансирует между драмой и чернухой, не скатываясь ни в одну из сторон.

Иван Коновалов, редактор раздела «Политика»: «Есть такое понятие “хороший фильм”. В российском кинематографе — это когда картинка совпадает с реальностью. Зритель хочет видеть правду, когда фильм о его холодной, серой, но такой родной и никому не понятной стране. “Географ пропил глобус” — именно этот случай».

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»
Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

«День выборов», реж. Олег Фомин

Одна из рейтинговых радиостанций получает задачу раскрутить на выборах губернаторов одного из своих кандидатов и отобрать голоса у конкурентов. Для этого команда отправляется в тур по Волге. Компанию им составят директор местного театра и псевдосвященник.

Фильм стал по-настоящему народным и разошелся на цитаты, а песня Сергея Шнурова о кандидатах на выборах стала поистине легендарной.

Артем Леошко, редактор новостей: «Фильм позволяет посмотреть на действительность русской жизни, которая застряла где-то в далеких годах, глазами современного человека. Искрометный, легкий юмор, колоритные персонажи, а главное, смотришь в экран, и понимаешь — оно ж, блин, реально так. 10/10, отличная работа».

Кадр из фильма «День выборов»
Кадр из фильма «День выборов»

«Стиляги», реж. Валерий Тодоровский

По сюжету мюзикла компании молодых людей придется бороться с обществом, чтобы иметь право ярко одеваться, слушать западную музыку и много-много танцевать. На фоне этого противостояния происходит любовь между бывшим комсосольцем Мэлсом (Антон Шагин) и красоткой Пользой (Оксана Акиньшина).

Мюзикл запал в сердце многим благодаря запоминающимся песням, танцам и достаточно простому сюжету. Поэтому неудивительно, что после выхода фильма еще много лет были модны вечеринки в антураже «Стиляг».

Поля Мочалкина, редактор соцсетей: «Первый раз посмотрела этот фильм, когда мне было всего восемь лет, и уже тогда он навсегда отпечатался в моей памяти. Мне с детства очень нравятся мюзиклы, поэтому “Стиляги” я с большим удовольствием пересматриваю уже много лет. Очень нравится эстетика фильма, костюмы, музыка, локации, актеры и сам сюжет. Короче, в “Стилягах” все сошлось, надо пойти пересмотреть».

Кадр из фильма «Стиляги»
Кадр из фильма «Стиляги»

«Битва за Севастополь», реж. Сергей Мокрицкий

Фильм рассказывает о легендарной женщине-снайпере 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Красной армии Людмиле Павличенко (Юлия Пересильд). После начала Великой Отечественной войны героиня проходит краткосрочные курсы и уходит добровольцем на фронт.

Картина рассуждает не столько о человеке на войне, сколько об отношениях между войной и человеком. В фильме есть место излишнему пафосу, но это совершенно не портит кино, а, наоборот, служит контрастом человеческим историям.

Валерия Исполатова, продюсер видеоотдела: «Я часто пересматриваю его в День Победы наравне с советским фильмами. Мне нравится, хоть и неполная, но биографическая точность фильма, ощущение, что эта девушка и все происходящее с ней было взаправду. И ассоциировать себя с героиней-женщиной проще — глубже понимаешь весь ужас, страх, боль войны».

Кадр из фильма «Битва за Севастополь»
Кадр из фильма «Битва за Севастополь»

«Ночной Дозор», реж. Тимур Бекмамбетов

В Москве всем заправляют силы Тьмы и силы Света: когда-то давно они договорились сосуществовать вместе, а для их контроля создали две организации — Ночной и Дневной дозоры. Главный герой — обычный парень Антон Городецкий (Константин Хабенский). Он идет к ведьме за приворотом после расставания с девушкой. Но ритуал прерывают — появляется Ночной дозор. Он и рассказывает Антону о силах Света и приглашает присоединиться к своей организации.

В свое время фильм произвел фурор и стал настоящим блокбастером: каждый будто был обязан посмотреть картину. Сейчас же лента вызывает приятное чувство ностальгии и привносит при просмотре элемент игры: найди в кадре знакомые предметы из 00-х.

Динара Салахетдинова, шеф-редактор видеоотдела: «Сейчас такое время, что хочется какой-то легкости и хэппи-энда, поэтому я вспомнила одну философскую, жизнеутверждающую и всем знакомую историю Сергея Лукьяненко и Тимура Бекмамбетова о борьбе светлых и темных сил в Москве. “Ночной дозор” с молодым Хабенским — это моя машина времени в детство, пусть будет он».

Кадр из фильма «Ночной Дозор»
Кадр из фильма «Ночной Дозор»
И треснул мир напополам: как устроена киновселенная «Дозоров» Лукьяненко
И треснул мир напополам: как устроена киновселенная «Дозоров» Лукьяненко

«Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов

Анатолий Ефремович Новосельцев (Андрей Мягков) — рядовой служащий одного статистического управления. Новосельцев — очень мягкий и робкий человек. Его старый приятель советует приударить за Людмилой Прокофьевной Калугиной (Алиса Фрейндлих), чтобы получить вакантную должность. При этом Калугина — женщина очень строгих нравов и «мымра».

Фильм стал классикой советского кинематографа и разошелся на цитаты. Сложно представить, что существуют люди из поколения, рожденного до 00-х, которые не смотрели эту картину.

Арина Цыплакова, редактор новостей: «Выбор на самом деле сложный, потому что практически любой советский фильм, да и вообще фильмы Эльдара Рязанова — это огромная любовь и теплота. Я росла на таком кино, потому что эти фильмы смотрели мои родители, а я за компанию. Пересматриваю до сих пор. Тончайший юмор, гениально проработанные персонажи, возможно, местами немного гротескные, но очень жизненные образы. В общем-то я могу назвать себя зумером с ностальгией по совку».

Кадр из фильма «Служебный роман»
Кадр из фильма «Служебный роман»

«Цареубийца», реж. Карен Шахназаров

Психиатрическая клиника, врач Смирнов (Олег Янковский) ведет дело пациента с раздвоением личности — Тимофеев (Малкольм Макдауэлл) считает себя одним из убийц российских императоров Александра II и Николая II. Смирнов решает пойти на крайние меры и начинает общаться с пациентом от имени Николая II.

Шахназарову удалось создать драму, где он решил сразу несколько задач: отрефлексировал убийство царской семьи и препарировал человеческую психику, открыв сразу несколько слоев реальности.

Нелли Хамула, продюсер: «Мне нравится этот фильм из-за неожиданного ракурса, с которого он рассказывает известную всем историю расстрела царской семьи. Персонажи Янковского и Макдауэлла днями напролет ведут беседы о судьбе России, о том, что ее ждет на пороге нового времени. Это притча о том, что все в мире связано: будь это взмах крыла бабочки или выпущенная пуля — все имеет свой вес».

Кадр из фильма «Цареубийца»
Кадр из фильма «Цареубийца»

«Прогулка», реж. Алексей Учитель

Девушка Оля (Ирина Пегова) на улицах Петербурга случайно знакомится с двумя парнями — Лешей (Павел Баршак) и Петром (Евгений Цыганов). Вместе они долго-долго гуляют по городу, попадают в нелепые ситуации, ругаются и много-много говорят.

Фильм получился буквально ни о чем, но при этом передающим удивительную атмосферу лета, легкости и молодости. Но не переживайте, что кино может получиться слишком приторным — в «Прогулке» все как в жизни.

Мария Самарина, обозреватель и автор текста: «После первого просмотра фильма мне сразу захотелось жить, гулять, смеяться и чувствовать. Картина обладает какой-то невероятной энергией, которая льется через экран и заряжает глупостью молодости».

Кадр из фильма «Прогулка»
Кадр из фильма «Прогулка»
Мария Самарина