кино

Мастер на все руки или зазнайка? Как Эдвард Нортон утомил всех киношников

Актер любит переписывать роли под себя и спорить с режиссерами
Cosimo Martemucci/Zuma/TASS
Cosimo Martemucci/Zuma/TASS

18 августа — день рождения Эдварда Нортона, обладателя престижных кинонаград и номинанта на премию «Оскар». Однако актера можно увидеть на экранах не так часто, как хотелось бы. Все дело в сложном характере Нортона: с ним отказываются работать многие режиссеры и продюсеры. Рассказываем, почему из-за своего перфекционизма он стал изгоем Голливуда.

Как Эдварда Нортона невзлюбили режиссеры, продюсеры и все-все-все

Актерская карьера Эдварда Нортона началась в 1996 году — он дебютировал в фильме «Первобытный страх». Нортон сыграл подростка, подозреваемого в убийстве священника, и сразу же после окончания съемок проснулся звездой. Актер получил номинацию на «Оскар» и премию «Золотой глобус». Следом Нортон снялся в нескольких успешных картинах — «Народ против Ларри Флинта» (1996) и «Все говорят, что я люблю тебя» (1996).

Спустя два года Нортон сыграл в картине «Американская история X» (1998) режиссера Тони Кэя. Для актера фильм стал не только одним из самых значимых в карьере, но и сформировал его стиль — на съемках ленты он впервые начал влезать в работу режиссеров и сценаристов и пытаться править материал под себя. На площадке Нортон пытался руководить съемками, а после даже вынудил команду полностью изменить финальный монтаж. По итогу «Американская история Х» стала не только культовым фильмом (хотя неизвестно, точно ли в этом была заслуга одного Нортона), но и возвысила актера в своих собственных глазах.

Кадр из фильма «Американская история X»
Кадр из фильма «Американская история X»

Следом Нортон снялся в не менее культовом «Бойцовском клубе» (1999) Дэвида Финчера. На съемках картины актер преуменьшил свой пыл и доверился режиссеру. Но если смотреть, как дальше вел себя Нортон на съемочных площадках, то можно сказать, что он взял паузу, чтобы далее разойтись на полную мощь. Так, в 2002-м Эдвард пришел на съемки фильма «Красный дракон» с полностью переписанным сценарием (автором изначального материала был маститый Тед Талли — обладатель «Оскара» за адаптацию «Молчания ягнят»). Затем Нортон решил влезть в сценарий фильма «Фрида» (2002), куда его позвали просто актером, и активно препирался с режиссером картины Джулией Термон. После выхода ленты актер рассорился с Гильдией сценаристов из-за того, что его не включили в титры как автора картины.

На этом Нортон, естественно, не остановился: через год актер участвовал в крупном скандале со студией Paramount. Согласно контракту, он должен был сыграть в картине «Ограбление по-итальянски» за $125 тыс., но вдруг решил, что достоин большего и через суд выбил себе $1 млн. При этом на съемочной площадке Эдвард работал через «не хочу» и демонстративно показывал свою незаинтересованность. Стоит ли говорить, что после этого Paramount больше никогда не звала Нортона в свои картины?

Кадр из фильма «Ограбление по-итальянски»
Кадр из фильма «Ограбление по-итальянски»

Впоследствии актер продолжил гнуть свою линию и на съемках каждой картины ругался со съемочной командой, пытался вносить свои правки в сценарий и указывал другим, как делать их работу. Поэтому когда в 2010 году глава Marvel выпустил официальное заявление, где было сказано, что компания отказывается от сотрудничества с Нортоном и в дальнейшем не будет звать его в «Мстители» на роль Брюса Бэннера, особенно никто не удивился. Но сам актер не на шутку обиделся и в дальнейшем практически в каждом интервью возвращался к этой теме.

Конечно, Нортон продолжил появляться на экране и сниматься в значимых картинах. Например, в оскароносном «Бердмене» (2015) Алехандро Гонсалеса Иньярриту и «Отеле “Гранд Будапешт” (2014) Уэса Андерсона.

Эдвард Нортон решает стать режиссером

В 2019 году Нортон выпустил фильм «Сиротский Бруклин», где был одновременно режиссером, сценаристом и актером. Перед Нортоном стояла серьезная задача — посрамить критиков и утереть всем нос. Недруги тоже ждали выхода картины, чтобы наконец увидеть, как актер сядет в лужу. Однако фильм получился средним — ни нашим, ни вашим.

Сюжет «Сиротского Бруклина» был основан на книге Джонатана Летема 1990 года. Нортон в одиночку переработал первоисточник и выпустил 2,5-часовой фильм о детективе, страдающим синдромом Туретта. Картина получилась достаточно интересной благодаря переносу событий из наших дней в 50-е годы прошлого века и политической подоплеке. Задумка казалась многообещающей, однако на деле Нортону все же не хватило опыта — до этого он был в режиссерском кресле всего один раз (в 2000-м вышла его картина «Сохраняя веру» со средними рейтингами). «Сиротский Бруклин» получился достаточно скучным, несбалансированным по эмоциям и неспособным удержать внимание зрителя на таком длительном хронометраже.

Критики сошлись во мнении практически единогласно: Нортон-актер — потрясающий и достоин наград, Нортон-режиссер и сценарист — объект дискуссий и низких оценок. Возможно, если бы артист был изначально куда более покладистым, то критики могли отнестись к нему и помягче.

Чем сейчас занимается Эдвард Нортон

После выхода «Сиротского Бруклина» Эдвард Нортон снялся всего в четырех проектах — двух фильмах Уэса Андерсона, продолжении детектива «Достать ножи» и сериале «Экстраполяция». В новостях актер появляется крайне редко и можно подумать, что он уже практически отошел на покой. Но не стоит совсем списывать его со счетов: скоро нас ждет байопик о Бобе Дилане «Совершенный незнакомец» режиссера Джеймса Мэнголда с Нортоном в одной из главных ролей. Компанию ему составят Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг.

Также в середине лета актер Мэтт Дэймон упомянул, что хотел бы сняться в продолжении фильма «Шулера» (1998) про покер. По словам Дэймона, он вместе с Нортоном и другими артистами уже обсуждал концепцию продолжения ленты. Пока непонятно, выгорит ли что-то из идеи, но, возможно, Нортон все же вскоре появится на экране. Будем надеяться, что это будет действительно достойный проект, где актер покажет себя во всем размахе (даже если съемочной группе придется несладко).

Мария Самарина