Так плохо, что все еще плохо: рецензия на киноадаптацию игры «Бордерлендс»
6 августа состоялась мировая премьера «Бордерлендс» — адаптации одноименной культовой серии игр. Через несколько дней картина добралась и до российских кинотеатров, где возглавила официальный прокат, заработав 77,5 млн руб. При этом по общим показателям лента Элая Рота терпит крах — после первого уикенда бокс-офис «Бордерлендс» составил $16,5 млн (при бюджете $115 млн без учета маркетинга). Вместе с тем на фильм обрушился ворох критики — на Rotten Tomatoes у проекта всего 9% свежести, а среди редких положительных отзывов встречаются фразы в духе: «Он не так плох, как вы думаете. Хотя, конечно, и не особо хорош».
С небольшим опозданием, но вполне внушительным недоверием мы осилили ленту Элая Рота (автор хоррор-франшизы «Хостел») и теперь спешим рассказать, почему зрители, журналисты и кинокритики оказались абсолютно правы.
Дата премьеры в России: 8 августа
Страна производства: США
Режиссер: Элай Рот
Авторы сценария: Джо Аберкромби, Элай Рот
В ролях: Кейт Бланшетт, Кевин Харт, Эдгар Рамирес, Джейми Ли Кертис, Ариана Гринблатт, Флориан Мунтяну, Джек Блэк и др.
Жанр: фантастика, боевик, комедия
Продолжительность: 1 час 42 минуты
О чем фильм фильм «Бордерлендс»?
Сюжет «Бордерлендс» разворачивается вокруг своенравной охотницы за головами по имени Лилит (Кейт Бланшетт), которая путешествует по космическому миру, выполняя разного рода жестокие заказы. Однажды, пропустив стаканчик в межгалактическом баре, она сталкивается с владельцем могущественной корпорации Atlas (Эдгар Рамирес) — он предлагает рыжеволосой наемнице приличную сумму денег, если та согласится отправиться на планету Пандора, чтобы вернуть ему дочь Тину (Ариана Гринблатт). Она оказалась там после того, как ее украл бывший солдат по имени Роланд (Кевин Харт).
Сама планета, к слову, имеет дурную славу худшего места в галактике — визуально она напоминает свалку, а обитают там кровожадные хищники и «искатели хранилища». Последние намереваются найти на просторах обветшалой местности тайник древней расы эридианцев — согласно легендам, в нем спрятаны сверхтехнологии. Дочь Атласа при этом считается избранницей, а потому именно ее будут использовать, чтобы получить доступ к артефактам. Впоследствии героине Бланшетт придется отказаться от гонорара и встать на защиту невинного ребенка.
Почему «Бордерлендс» был обречен на провал еще до премьеры?
В последние годы список киноадаптаций видеоигр наконец пополнился рядом смотрибельных и даже достойных проектов: среди самых громких можно вспомнить «Анчартед», «Хало», «Одни из нас» и «Фоллаут». Сегодня кажется, что кинематографисты нашли то самое золотое сечение в производстве фильмов или сериалов, основанных на играх — как правило, они следуют формуле «целься в широкую аудиторию, плохо знакомую с первоисточником, но избегай “неканона” и радуй олдскульных фанатов вниманием к деталям и пасхалками».
«Бордерлендс», в свою очередь, основанный на простецком бессюжетном шутере, имел все шансы продолжить позитивный тренд, тем более, что еще несколько лет назад продюсеры заполучили сценариста Крэйга Мейзина («Чернобыль», «Одни из нас») и именитую актрису Кейт Бланшетт в качестве главной героини. Однако впоследствии Мейзин из авторского состава выбыл, а работу над сценарием поочередно вела целая плеяда райтеров — от комика Аарона Берга до создателя уже почти культовой «Эйфории» и бесславного «Кумира» Сэма Левинсона.
В итоге после череды производственных неурядиц за текст взялся лично режиссер Элай Рот, ранее не имевший опыта в написании и постановки крупнобюджетных лент (в помощь себе он нанял Джо Аберкромби). Ко всему прочему, в начале прошлого года уже почти завершенную картину отправили на двухнедельный досъем отдельных сцен — но поскольку Рот был занят работой над слэшером «День благодарения», ответственным за процесс он назначил своего приятеля Тима Миллера. Как вы уже догадались, ни к чему хорошему эта массовая неразбериха не привела.
Стоит ли смотреть «Бордерлендс»? (нет, но прочтите еще несколько абзацев)
Примечательно, что «дополнительные съемки» с Миллером превратились в полноценный пересъем доброй половины хронометража, а некогда вдохновленная Бланшетт назвала свое участие в фильме «ковидным безумием» (она подписалась на авантюру еще в 2020 году). Судя по всему, и команда авторов, и каст остались неудовлетворенными итоговым результатом — и в этом с ними тяжело не согласиться. Взяв за основу хаотичную и жестокую экшен-игру с довольно безумной графикой, Рот выдал зрителям второсортный фэнтези-боевик категории «Б», который по большому счету почти не имеет сильных мест.
С одной стороны, авторы соорудили недешевый и местами симпатичный аттракцион, визуально отсылающий к игре — снисходительные фанаты похвалят добротно воссозданный сеттинг (Прометею, Санктуарий и др.), фирменные вырвиглазные костюмы и бойкий темп. С другой, — все остальное, за что полюбили видеоигру, в фильме не работает: отъявленная жесткость и черный юмор не могут соседствовать с маркировкой PG-13, ограничивающей авторов в кровавом сумасшествии. В общем, если вам «заходят» шутки про «ссаную лощину», да и то всплывающие раз в 15 минут, — welcome. Хотя даже средненький «Дэдпул» по качеству юмора выглядит привлекательнее.
Также по мере развития сюжета к вынужденной беззубости «Бордерлендс» добавляется и поразительная безыдейность: если отсутствие логического итога в нарративе игры (убили чудовище, двинули дальше) казалось уместным, то в рамках сюжета картины беззаботно склеенные битвы без дополнительных мотивов становятся бессмысленными. Прибавьте к этому бесчисленное количество клише, откровенный мискаст (при всей любви к великой Бланшетт) и отсутствие химии между персонажами. В общем, сравнивать «Бордерлендс» со «Стражами Галактики» Ганна, что почему-то позволяют себе некоторые журналисты, — по меньшей мере кощунственно. К просмотру кино допустимо, но отнюдь не обязательно.