Кадр из фильма «Головокружение»
Кадр из фильма «Головокружение»
кино

Саспенс, блонды и нуар: как снимал Альфред Хичкок

В своих картинах он использовал множество приемов, чтобы добиться одного — зрительского страха

13 августа 1899 года, 125 лет назад, родился признанный законодатель жанра триллер и мастер саспенса Альфред Хичкок. Режиссер, снявший десятки культовых фильмов, вошел во все учебники по киноискусству, но при этом не получил ни одной премии «Оскар». В честь юбилея Хичкока рассказываем, на чем основывался режиссерский почерк мастера тревожной напряженности.

Саспенс

Называть Хичкока «мастером саспенса» — это в некотором роде клише, но при этом он действительно заслужил такой титул. Режиссер с помощью многочисленных визуальных и драматургических приемов мастерски создавал свою знаменитую нагнетающую атмосферу. Для этого Хичкок использовал музыку, медленное приближение камеры, а после резкую смену кадров, игру со светом, акценты на крупных планах и многое другое.

Так, в детективе «Человек, который слишком много знал» (1934) Хичкок переплетал личную жизнь героев с политическим заговором и доводил эмоциональный накал до предела. Тем самым режиссер запутывал зрителя и заставлял во всем видеть подвох. Заодно Хичкок смешивал сюжетный накал с визуальными приемами для достижения максимальной напряженности.

Кадры из фильма «Человек, который слишком много знал»
Кадры из фильма «Человек, который слишком много знал»

Новаторские приемы

Хичкок использовал разные методы для погружения зрителя в реальность своих фильмов — среди них монтаж и оптические эффекты. Чтобы добиться более глубокого психологизма, режиссер усовершенствовал эффект Кулешова и изобрел свой собственный — pure cinema. К двум кадрам Хичкок добавил третий: помимо героя и картины, что он видит, появляется еще и реакция на происходящее. Это добавило дополнительные смыслы в кадр.

Еще один прием, который изобрел Хичкок, был назван в честь его же фильма «Головокружение» (1958) (на англ. Vertigo) — vertigo effect. Режиссер хотел показать страх высоты одного из своих героев: для этого он придумал оптический эффект, при котором объекты на переднем плане сохраняют свое положение, а задний фон резко отодвигается назад. С помощью такого приема удалось создать в кадре «засасывающую» глубину. Соавтором идеи стал оператор Ирмин Робертс, но Хичкок даже не упомянул его в титрах.

Кадры из фильма «Головокружение»
Кадры из фильма «Головокружение»

Убийство как двигатель сюжета (здесь будут спойлеры)

Практически в каждом из фильмов Хичкока происходит убийство. Чтобы зритель не привыкал к смертям, режиссер «убивал» героев хаотично. Так, в картине «В случае убийства набирайте “М”» (1954) история раскручивается вокруг неудачного преступления и выжившей жертвы, в «Психо» (1960) и «Головокружении» (1958) важные персонажи погибают в середине фильма, а в «Ребекке» (1940) события начинают раскручиваться после смерти жены аристократа.

Сценам убийства режиссер уделял особое внимание: так, например, в «Психо» зритель сначала выступает вуайеристом, как бы подглядывая за девушкой в душе через операторскую камеру. После ее фокус акцентируется на отдельных предметах — лице, ноже, шторке, сливе в ванной. Интересно, что непосредственно ударов ножом по телу в кадре нет. Это все дорисовывает воображение: если его заставить правильно работать, то зритель пугает сам себя гораздо сильнее, чем это мог сделать любой скример или натурализм.

Кадры из фильма «Психо»
Кадры из фильма «Психо»

Нуарная эстетика

Жанр нуара в период развития киноиндустрии США в 1940-1950-х был наиболее популярным среди режиссеров, поскольку страна переживала период восстановления после Великой депрессии, а улицы городов были наводнены преступными группировками. Хичкок вовремя понял, что зрители хотят видеть на экранах реалистичное изображение жестокой и несправедливой действительности. При этом он смог приспособить этот троп под себя и создать неповторимый и необычный стиль (настолько уникальный, что некоторые критики отказывались причислять фильма Хичкока к нуару).

Однако по многим тегам фильмы режиссера можно назвать нуарными: в кадре есть томные девицы, убийства, грустные переглядки и гнетущая тоска. Но к таким, зачастую пустым и бульварным историям (не считая образцов жанра в духе «Мальтийского сокола» Джона Хьюстона), Хичкок привносит серьезный психологизм. Так, в «Тени сомнения» (1943) режиссер не просто рассказывает о загадочном дядюшке главной героини, а препарирует идеалистическую картину пасторальной Америки и рассуждает о природе зла.

Кадры из фильма «Тень сомнения»
Кадры из фильма «Тень сомнения»

Пугающая повседневность

Хичковское повествование начинается с крупных планов городских улиц, далее камера переходит на изучение уже конкретных локаций. При этом самые страшные события чаще всего происходят именно в самых обычных, подчеркнуто типичных местах: в музеях, поездах, парках аттракционов. Такие локации выступают контрастом для трагедий и показывают зрителю, что от смерти не скрыться даже на площадях, наполненных прохожими и полицейскими.

Именно в привычных локациях еще более жуткими кажутся внезапно сошедшие с ума от жажды денег мужья и сыновья, убийцы-мизантропы, из ниоткуда появившиеся шпионы, обострившееся собственное подсознание или вовсе птицы.

Кадры из фильма «Птицы»
Кадры из фильма «Птицы»

Человеческие эмоции

Хичкок исследовал человеческие эмоции и показывал, что именно они зачастую становятся причиной конфликта между протагонистом и антагонистом. В большинстве случаев убийства и насилие в фильмах Хичкока происходили именно из-за непонимания или легких разногласий.

Так, в «Веревке» (1948) герои идут на преступление из-за шаткого эго и попыток доказать собственную исключительность. Камерная картина стала мощной попыткой изучения фашизма и психопатии некоторых представителей высшего общества.

Кадры из фильма «Веревка»
Кадры из фильма «Веревка»

Роковая блондинка

Один из центральных образов у Хичкока — это ледяная блондинка. Обычно их играли главные красавицы своего времени — от Грейс Келли до Ким Новак. При этом героини в его фильмах — не типичные «девушки в беде». Часто они сами представляли угрозу для протагонистов, были катализаторами событий или выступали макгаффином.

При этом у самого Хичкока к блондинкам было весьма странное отношение: он их как будто презирал и боготворил одновременно. В его кино женщины одновременно были подчеркнуто холодными и отстраненными, а с другой — выступали смутным объектом мужского желания и похоти. Такой женский типаж плотно вошел в мировой культурный код и получил название «хичкоковская блондинка».

Кадры из фильма «Головокружение»
Кадры из фильма «Головокружение»
Мария Самарина