Вдохновленный чистый лист: главные фильмы фестиваля «Короче»
Второй год подряд на фестивале короткометражек «Короче» в Калининграде в конкурсе участвуют полнометражные дебютные фильмы. В этом году показали шесть картин: как комедии, так и остросоциальные драмы. Культурный обозреватель «Постньюс» посмотрела фильмы и рассказывает о своих впечатлениях.
«Вдохновение», реж. Константин Еронин
На берегу высохшего озера живет одинокий старик (Вячеслав Кормильцев). Единственная его компания — это верный пес. Время от времени к нему приходит почтальон (Виктор Михайлов), но вместо писем он приносит картины без авторства. У старика есть еще один гость: мрачный мужчина (Михаил Евланов) на лошади и в шляпе, который приезжает и забирает эти картины, взамен оставляя хлеб и алкоголь. Цикл повторяется снова и снова.
Фильм снят в стильных ч/б цветах, а вместо музыки в картине — тревожный гул. Однако это тот случай, где стильная и герметичная форма преобладает над содержанием и заставляет проводить параллели с куда более знаковой работой — «Маяком» Роберта Эггерса с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо. Смысл картины хоть и считывается достаточно легко (в основе фильма — панические атаки и ОКР), но не заставляет внимательно следить за сюжетом.
«Втроем», реж. Александра Сарана
Пермь. Главная героиня Даша (Ирина Старшенбаум) вроде бы живет хорошую жизнь — есть муж и работа в Минкульте. Но это ее явно не устраивает. Поэтому девушка резко бросает мужа и уезжает в командировку по Пермскому краю — ей предстоит открывать и закрывать различные культурные учреждения и мероприятия. Компанию ей составят молодой человек Сережа (Сергей Кузнецов), который навязался ей в попутчики, и комнатное растение-фикус.
Главное в фильме — это прекрасный Пермский край с его бесконечными просторами, радушными людьми и забавными традициями в духе фестиваля по метанию коровьих лепешек. В картине полно незамысловатых, но в целом работающих шуток («— Анна рожает! — Анна? — Свинья, в честь Карениной», «— Минкульт и за это тоже отвечает? — Вы про говно? — Это с виду говно, а на самом деле многовековые традиции») и юмористических этюдов об абсурдном бюрократическом церемониале. Все это в совокупности с отличной актерской игрой вполне может полюбиться зрителям.
«Чистый лист», реж. Полина Кондратьева
Ярославль, наши дни. Школьница Рита (Полина Цыганова) три года назад потеряла мать и осталась вдвоем с отцом (Дмитрий Куличков). После смерти мамы все как-то не складывается: отношения с отцом натянутые, в колледже учиться не хочется, смысла в жизни особо нет. Единственное, что радует — это стихи и мечты уехать в Москву и писать треки. Когда Риту отчисляют из колледжа, она устраивается на работу сиделкой к дочери бывшей преподавательницы (Елена Лядова). За Сашей (Зинаида Ястржембская) нужен постоянный присмотр: она больна тяжелой формой ДЦП и не может самостоятельно ходить и есть.
Фильм получился очень грустным, но вселяющим надежду: непутевый подросток обязательно найдет внутренний путь и свет, замкнутая школьная учительница с тяжелой жизненной ношей сможет наконец улыбнуться, а смурной отец будет ждать дочь домой. «Чистый лист» — остросоциальный проект, который поднимает серьезные темы, и при этом не скатывающийся в чернуху.
«Точка опоры», реж. Александр Андреев
Главный герой — успешный кинохудожник и сердцеед Максим (Гела Месхи). Он собирается на свадьбу к сестре в родные края, компанию ему должна составить его возлюбленная — актриса Дина (Полина Маликова). Но, поругавшись, она никуда с ним не едет. Максим, приехав на свадьбу, устраивает скандал: ему совершенно не нравится выбор сестры, и он устраивает драку. По возвращению домой Максим попадает в несчастный случай и оказывается прикованным к инвалидной коляске.
Фильм основан на реальных событиях: продюсер и сценарист картины прошел такой же путь. «Точка опоры» — это достаточно четкая, яркая и прямолинейно рассказанная история о том, как один случай полностью меняет не только быт и привычки, но и перестраивает взгляды на жизнь.
«Реплика», реж. Амир Исаев
Группа ученых и предпринимателей — Давид (Владислав Ценев), его жена Вера (Софья Лебедева) и брат Давида Антон (Никита Ефремов) — собирается копировать человеческое сознание. Если быть точным, то с помощью технологий оцифровать память и перенести ее в виртуальную реальность. Первый эксперимент проводят на Вере, и по началу кажется, что ничего не получилось. Позже Антон узнает, что процесс запущен и начинает общаться с цифровой копией Веры, убеждая, что на самом деле он ее муж.
История о любовном треугольнике в жанре сай-фай кажется интересной, благодаря нестандартной теме и вайбу Филипа К. Дика с его литературным первоисточником «Бегущего по лезвию». Из минусов можно назвать непродуманные диалоги, которые плохо продвигают сюжет вперед, и слишком мрачно-пафосное нагнетание атмосферы со стороны второстепенных персонажей.
«Говорит Земля!», реж. Евгений Корчагин
Стас (Антон Филипенко) — простой шахтер. Неожиданно в его шахту приезжает эко-активистка Лена (Ирина Горбачева), которая пытается добыть доказательства для закрытия производства. Пытаясь остановить девушку, Стас попадает под обвал и начинается слышать Землю. Планета сообщает, что у нее аллергия на человеческую деятельность и совсем скоро произойдет Апокалипсис. Стас — единственный, кто может слышать Землю, и ему придется всех спасти.
«Говорит Земля!» — хороший пример народной комедии, высмеивающей буквально все и всех: от экоактивистов и Юрия Лозы до Байдена и культуру извинений на камеру. Кино не претендует на авторское высказывание или новаторство в чем-либо, а просто исполняет свою задумку — смешит зрителя.